19.01.21

Экспедиция за игрушками

Кругляпушка, хороводница и комодные красавицы с кавалерами — как создавали коллекцию народной игрушки в Карасукском музее?

«Поёт моя деревня». Автор Рита Полянская.
Пошли по бабушкам

Карасукский район — самый южный в Новосибирской области, находится на границе с Алтайским краем и Республикой Казахстан. В далёком прошлом на этих землях кочевали тюркоязычные народы, освоение русскими началось в середине XVII века, а наибольший наплыв наблюдался в XIX веке и первой половине XX. Так, по переписи 1939 года, русские составляли 45,8% (19 613 человек), украинцы — 43,2%, казахи — 8,5%. Изучая архивные документы по заселению Карасукского района, специалисты музея выяснили, из каких губерний прибыли переселенцы, и решили собрать коллекцию традиционной народной игрушки. Для этого отправились в экспедицию по бывшим переселенческим сёлам — проще говоря, пошли по бабушкам. Побывали в сёлах Белое, Калиновка, Благодатное, Михайловка. В результате этих полевых исследований была собрана информация об игрушках, бытовавших на территории района. Главное приобретение — три традиционные тряпичные куклы, которыми играли сто и больше лет назад, точнее, не сами куклы, а технологии их изготовления. Жительница села Белого Мария Ивановна Степаненко рассказала о кукле своего детства — пеленашке, и тут же сделала её из нескольких кусочков ткани, обернув готовую куклу платком. «Вот с такими куклами мы играли и засыпали», — закончила свой показ Мария Ивановна.

Пеленашки существовали по всей Руси и не только в русской традиции, изначально они были обережными для маленьких детей, со временем с ними стали играть дети постарше. Для пеленашки можно было просто свернуть маленькую подушку и завернуть её в одеялко или платок, запеленать могли и небольшое полено.

— Младенцы были в каждой семье, дети наблюдали за тем, как старшие пеленали, поэтому пеленашки существовали повсеместно, — рассказывает Рита Полянская, заведующая экспозиционно-выставочным отделом Карасукского краеведческого музея. — Тем не менее бабушки в других деревнях и не вспомнили о них, только Мария Ивановна. Я, конечно, не этнограф, чтобы не подсказывать, задавала наводящие вопросы: во что играли, из чего делали игрушки. Наши старожилы признавались, что играть им в детстве было некогда. В основном рассказывали про мячики, которые катали из овечьей или бычьей шерсти, либо глиняные игрушки и свистульки с ярмарок. Это уже потом, в Карасукском доме для одиноких престарелых, две женщины рассказали об очень интересных тряпичных куклах. Одна из них — зольная кукла, с головой из золы. В деревнях возле каждого дома был зольник, куда сбрасывали золу, топили-то дровами; эту древесную золу использовали в хозяйстве — мыли ей волосы, стирали бельё, она пригождалась как удобрение на огороде. Для куклы брали золу комочком или добавляли воду и делали зольный комок, а затем оборачивали его тряпочкой — получалась голова. На ментальном духовном уровне это была связь с предками, зола же нетленна. Такие куклы также были распространены повсеместно, и мне было интересно, что и у нас их делали.

Самой неожиданной оказалась тряпичная кукла ротонда, о которой музейщикам поведала Татьяна Ивановна Перепончик, родившаяся в Карасукском районе и проживающая сегодня в том же доме для одиноких. Кукла её детства была с широкой юбкой, которая во время кружения красиво раскрывалась; дедушка привязал к ней резинку и, протягивая внучке, сказал: «Вот твоя ротонда…». Приходится только догадываться, откуда такое название? Тут одно из двух: или в крестьянской семье знали о верхней одежде — накидке до пола, обычно богато украшенной, но принадлежавшей к более состоятельному сословию; или дед был связан со строительством и намекал на сходство конструкции с круглой беседкой и куполом.

Рита Полянская с куклой ротондой.

«Игровая кукла ротонда, выполненная шитьевым способом по описанию Татьяны Ивановны Перепончик, стала настоящим открытием для нашего музея, а со временем — любимым экспонатом посетителей любого возраста», — замечает Рита Анатольевна.

Кукла заключает в себе образ человека, его символ. В деревнях в тряпичные самодельные куклы играли ещё в 60-х годах прошлого века, пока фабричные куклы не вытеснили народную традицию окончательно. Традиционная тряпичная кукла несёт в себе память культуры, и делает это гораздо ярче, шире и глубже, чем любая другая игрушка.

Конь в белом
Василий Тёркин (автор Рита Полянская).

Музеем в музее называют зал, где находится постоянная экспозиция «Игрушки наших предков». В этом зале взрослые снова становятся детьми, а дети выходят из него творцами. В отреставрированных шкафах и комодах ручной работы представлены около 500 экспонатов 27 мастеров. Игрушки глиняные, тряпичные, берестяные, из лыка, деревянные механические забавы. Начиналось всё с желания привлечь в музей младшее поколение — ведь выставки в районном музее не так часто меняются, а в идеале сделать так, чтобы дети стали постоянными посетителями. Так родилась идея большого проекта по сбору и изготовлению игрушек. Рита Анатольевна Полянская — в прошлом учитель начальных классов, а по второму образованию — педагог-организатор массовых мероприятий, — сама рукодельница: вышивка, вязание, плетение из лозы и макраме, выжигание по ткани и другие техники. Её изделия — настоящие произведения искусства: винтажные наряды и сумочки, оригинальные бусы и новогодние игрушки, а теперь и авторская кукла. «У Риты Анатольевны столько идей, что на всех хватит. Придумает, загорится, ночь будет сидеть, на утро принесёт ворох новых шаров из лент, бусин, тесьмы. И так каждый раз сотворяет чудо. Она и есть мастер золотые руки», — говорит Светлана Будаёва, директор Карасукского краеведческого музея. Светлана Владимировна и сама творческий человек — глиной и керамикой увлеклась, ещё работая в школе, изучала народную глиняную игрушку, всеми силами продвигает этот вид творчества и с успехом развивает юные таланты.

Больше года разрабатывали проект, подали его на конкурс, и в 2014-м Карасукский музей выиграл грант «Мастерская ремёсел». Это позволило не только пополнять коллекцию и рассказывать посетителям об истории народных промыслов России, но и проводить мастер-классы.

— Мы решили вести оба направления: Светлана Владимировна работала с глиной, а я — по тряпочкам, мне это всегда было близко. Прежде я тряпичными куклами не занималась, а когда вникла, погрузилась в историю, просто заболела этим, — рассказывает Рита Анатольевна. — Приходят к нам дети из старших групп детсадов, ученики начальной школы и 5-6 классов. Лепят фигурки — лошадок, петушков, уточек. Оставляют их сохнуть в музее, наши сотрудники покрывают эти изделия белой краской, а в следующий раз ребята сами расписывают и тогда уже забирают домой. Я с ними делаю тряпичных кукол — хороводницу, травницу, берегиню. Мы оформили большой народный календарь, со старинными названиями месяцев — липень, студень… Рассказываем детям, в какой месяц каких кукол крутили.

Сегодня в Карасукском музее действует абонемент на четыре занятия, каждое из них начинается с экспозиции — какой-то отдельной темой, а завершается творческим делом. «Я думал, что мы просто будем слушать, оказалось, здесь всё так интересно», — заявляет десятилетний мальчишка, только что сотворивший своё первое чудо.

Под коллекцию игрушек отреставрировали шкафы и комоды ручной работы. 

Музей в Карасуке действительно очень любопытный — палеонтологическая коллекция, животный мир, советская история и зал, посвящённый Великой Отечественной войне. Работают здесь креативные люди. «Ведомости» уже рассказывали о коте КАРАС’ике, комикс о краеведческих изысканиях которого собрал за один вечер рекордное число просмотров в соцсетях, — а посвящён он был 105-летию Карасука. Перед Новым годом герой, придуманный главным хранителем музея Любовью Крикау, стал главным персонажем фирменного настольного календаря на 2021-й.

Сегодня «Мастерская ремёсел» — это пространство, где все желающие, независимо от возраста, могут реализовать себя в творчестве. Проводятся одиночные или групповые занятия лепкой из глины, ткачеством и рукоделием для всех желающих. Здесь можно научиться ткать цветные коврики на настоящих ткацких станках. На городских праздниках устраиваются мастер-классы, которые собирают много зрителей и желающих попробовать что-то сделать своими руками.

Новые переселенцы
Кукольных дел мастер Рита Полянская.

Пополняя коллекцию, специалисты музея участвуют в этнографических фестивалях, побывали и на тульском фестивале «Заиграй, моя игрушка!», записали на видео рассказы мастеров о разных традициях. За пять лет фонд народной игрушки серьёзно вырос. Только коллекция мячей ручной работы чего стоит: мячики из ткани, кожи, шерсти, атласных лент и глины, выполненные в техниках и традициях разных народов. Архангельские кругляпушки, тульские и рязанские мячики-клубки, японские темари, китайский мячик-раскидай. Рита Полянская создаёт их по музейным экспонатам, как например, лоскутные мячики-гремушки Хотьковского женского монастыря, из коллекции Музея игрушки им. Н. Д. Бартрама в Сергиевом Посаде. Её куклы повторяют исторические экспонаты в точности, какую позволяет фотография. В своём творчестве Рита Полянская опирается на исследования известного в России искусствоведа Галины Львовны Дайн и других знатоков народной игрушки. А ещё карасукская мастерица мечтает побывать в Санкт-Петербургском музее игрушки.

Проект Карасукского краеведческого музея оказался многогранным и неожиданно открыл большие перспективы. «Мы начали собирать коллекцию с русских переселенцев, а сейчас в наш район прибывают новые переселенцы — люди из разных регионов России и южных государств. У нас уже есть таджикская народная кукла, киргизская, казахская, сделаны они по музейным экспонатам. Будем и дальше работать, тема неисчерпаемая. К примеру, куклы народов Севера, у которых головы сделаны из утиных клювов, или алтайские куклы из кости…»

Народные куклы — таджикская, русские и казахская.

Юбилейному году Победы посвящены авторские куклы Риты Полянской, выполненные по народным традициям, — Василий Тёркин, Воину-освободителю, Материнское горе. Текстильные скульптуры её работы «Поёт моя деревня» и «Шпульки-шахматульки» в 2020 году получили звание лауреата конкурса «Потешная слобода» Новосибирского Областного дома народного творчества. За сохранение и развитие народных традиций и промыслов Карасукский краеведческий музей отмечен многими дипломами, в 2016 году вошёл в «Золотую книгу культуры Новосибирской области», а в 2017-м удостоен золотой медали Культурной олимпиады Новосибирской области.

Марина ШАБАНОВА | Фото Юрия ТКАЧЕНКО

back
2388

Материалы по теме:

29.03.21 Всё не так уж «скверно»

Панк-рок, кладбища, императорский «след» — какие идеи для культурного туризма в Новосибирске и области предлагают энтузиасты?

12.01.21 Разбить в пух и прах

Фермер и создатель музея «Пимокатный двор» Иван ЛАПИН — о возрождении старинного ремесла и бизнесе на валенках

24.12.20 Здесь был Витус

Новосибирскую область включают в туристический маршрут «Великая Северная экспедиция». Действительно ли через неё пролегали реальные пути исследователей XVIII века?

03.12.20 Очень приятно — царь

Где в Новосибирской области пройдёт «Императорский маршрут»?

29.10.20 Копеечка арестанту

Как краеведческие изыскания привели сотрудника музея Евгения Терентьева к Болотнинскому арестантскому этапу. «Ведомости» представляют новый проект #ЕДЕМВНСО

28.10.20 Бердск в мультимедиа

Если вы хотите узнать больше о Бердске, услышать его сердцебиение, полистайте живую книгу в местном историко-художественном музее

28.10.20 Кот КАРАС’ик

Комикс о коте-краеведе набрал за вечер больше 2000 просмотров. «Ведомости» представляют новый проект #ЕДЕМВНСО

Новости  [Архив новостей]


x

Сообщите вашу новость:


up