13.05.20

Кто живёт в Парке Бонсай

Восточный сад среди сибирских берёз и сосен — в Центральном сибирском ботаническом саду СО РАН соединили природу и человека.

Мы уже рассказывали о замечательной оранжерее тропических растений ЦСБС СО РАН в нашем первом фоторепортаже. Особой популярностью у посетителей сайта ведомостинсо.рф пользуется наш второй фоторепортаж — о кактусах и суккулентах из оранжереи субтропиков. Смотрите и читайте третий фоторепортаж об удивительном «Парке Бонсай». Здесь вы найдёте идеи для своего сада и по-новому посмотрите на знакомые сады и парки.

«Парк Бонсай» — это восточная мудрость и созерцательность, техники бонсай и садовый ниваки, меняющаяся обстановка каждый день и редкие краснокнижные виды. Мы успели заснять растения, цветущие сразу после схода снега.

Природа и предметы человеческого мира здесь сочетаются на редкость гармонично. Этот музей под открытым небом был заложен двадцать два года назад, в 1998 году. И сегодня парк впечатляет своим продуманным великолепием.

Гигантский красный стул, на котором любят фотографироваться посетители, выглядит лестницей в небо. Сидя на таком стуле, человек чувствует себя великаном. Масштаб трона намекает и на меру ответственности за тот мир, в котором живёт «царь природы».

Проект парка разработали по инициативе общественной творческой группы «Сибирский бонсай» в мае 1996 года. Были организованы экспедиции в Приморский и Забайкальский края, на Камчатку, в Тыву и Хакасию, Горный Алтай и Новосибирскую область. Обследованы различные природные зоны, собранный растительный и инертный материал послужил основой коллекции «Парка Бонсай».

Мы побывали в парке в двадцатых числах апреля. Зелень одних растений подчёркивала спящее состояние других, но небывалое для этого времени тепло и яркое солнце уже пробудили к жизни эти живописные заросли.

В оформлении парка использованы только природные материалы и производные от них. Здесь у каждого элемента свой смысл. Когда закончится режим изоляции, непременно приезжайте сюда — парк к этому времени раскроется во всей своей красе.

В экспедициях по созданию «Парка Бонсай» и работах по уходу участвовали волонтёры — студенты, пенсионеры и другие заинтересованные лица. Помощь и поддержку оказали коллеги из московского клуба «Бонсай».

Каждый живописный уголок сада несёт свою особенную миссию. Уникальный музей под открытым небом создавался не только как ботанический объект или растительное собрание, но и как культурное, мировоззренческое пространство. Какой наполненной и осознанной может стать человеческая жизнь, если она протекает в гармонии с природой.

В озере проснулись лягушки, ещё на входе в парк мы услышали их хоровое пение. Вопреки расхожему мнению, лягушки не живут «в болоте», они там откладывают икру, а большую часть времени проводят на берегу.

О том, как человек обожествлял природу и что являлось для него сакральным, вам расскажут на экскурсии в «Парке Бонсай».

Коллекция бонсаев из сибирских пород деревьев — гордость парка. Создатель бонсаев и куратор экспозиции «Парк Бонсай» Юрий Овчинников вспоминает, как гости из Японии бросились обнимать сосны и берёзы, восторгаясь чистотой и стройностью деревьев Сибири. После этого он сам стал внимательнее присматриваться к растущим вокруг деревьям и оценивать их с точки зрения выращивания в миниатюре.

Сегодня в парке — великолепная коллекция сибирских бонсаев. Изящные миниатюрные сосны, кедры, лиственницы. «Бонсай» переводится как «дерево в горшке». Во всех этих наклонах и направлениях — своя философия. Бонсай можно сделать из любого дерева или кустарника. Если взять, к примеру, кедр, который мы знаем как мощное дерево, и подстригать его со знанием дела, он никогда не станет большим, но в малой своей копии достигнет расцвета.  

Эти маленькие деревья похожи на человеческие судьбы — и крутит их, и пригибает, и ломает, но они всё равно прекрасны. Ещё немного и проклюнутся листочки. Создание бонсая по всем правилам искусства требует художественного взгляда: подобно скульптору, Юрий Овчинников лёгким движением удаляет «лишние» листочки, ветки, корни. И делает это так, что дерево не погибает, а процветает, становясь произведением искусства.

В первом фоторепортаже мы показывали бонсаи Юрия Овчинникова из растений тропического климата, некоторым из них больше тридцати лет, а всего в коллекции мастера больше 300 экземпляров, они экспонируются на выставках, в том числе в ДУ СО РАН. Уменьшенные копии деревьев полностью повторяют модель полноценного взрослого дерева — ветви, листья, цветы и даже плоды. Чтобы вырастить такое, нужны время и терпение. Здесь, в парке, растёт лиственница, которую он вырастил из «палки». «В Новосибирской области очень мало точек распространения лиственницы: в Советском районе Новосибирска, в районе Шлюза; на Салаире и в районе Болотного. Как-то в конце 1990-х мы гуляли в лесу на Шлюзе, мне понравилось это лиственничное дерево, оно сидело на пригорке среди болотца, я его через колено переломил — корни короткие, и вот эту палку принёс сюда. Двадцать лет оно росло в контейнере, а потом я решил посадить его в воду, вернуть, так сказать, в среду…»

Формирование дерева — это искусство. Вот этот чудесный экземпляр уже не бонсай, а ниваки, растят его не в подносе, а в грунте. Дерево может достигать высоты 3–5–7 метров. Ниваки — древнее искусство, которое используют в парковых композициях в Японии, Тайланде, Китае и других восточных странах. Формируется оно по тем же принципам, что и бонсай, в итоге должно быть получено компактное дерево, повторяющее все особенности взрослого, растущего в естественных условиях. Если это сосна, ель или пихта, каждый год в конце мая — начале июня нужно срезать или выломать все свечки-побеги (это, кстати, очень полезное лакомство, если знать, как его употреблять). Тем самым достигается загущение кроны, формируется красивая шапочка и сдерживается рост, иначе каждая из четырёх стрелок на одной ветке сосны способна дать прирост до метра в год. Результат такой операции будет заметен уже через четыре года.

Парк вписывали в естественную среду, размещая коллекцию в сложном рельефе среди берёз и сосен, присущих территории Центрального сибирского ботанического сада. Ухаживают за «Парком Бонсай» специалисты группы ландшафтной архитектуры и фитодизайна.

Цветут белоцветники (не путать с подснежниками), они так же появляются сразу после снега. И это настоящая сказка.

Площадь парка небольшая — около 1,5 га, но на ней разместилась экспозиция, отражающая природные уголки Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока, северной Японии и Китая, Европы и Северной Америки.

На этих дорожках можно встретить невиданных существ, керамика соседствует с деревом и камнем, колокольчики звенят в такт невидимому ветру, а на пригорках — редкие растения.

Здесь всё построено по канонам бонсай, будь то деревья, кустарники или травы. Всё работает на создание атмосферы гармонии и эстетики: пейзажные камни, мини-ландшафты и суйсеки — камни на подносе.

Цветёт белокопытник японский. На Дальнем Востоке его называют «лопухом». Растёт также в Корее, Японии, Китае и на Курильских островах. После окончания цветения цветоносы могут вытягиваться до метра. Растение используют в лекарственных целях и для приготовления пресервов.

Анемона алтайская, или ветреница. Редкое, или охраняемое, растение. Вид внесён в Красные книги 12 субъектов Российской Федерации. Растёт и в Новосибирской области.

Знакомьтесь, скунцева капуста, или симплокарпус! Родина — Северо-Восточный Китай, Корея, Япония. На территории России растёт в Приморском крае, Приамурье, на Сахалине и Южных Курильских островах. Жуткий запах нужен скунцевой капусте для привлечения насекомых. Любители-садоводы уже обратили внимание на симплокарпус. Оригинальное ранневесеннее декоративное растение для сырых мест, рекомендуется для одиночных и групповых посадок около воды. Подойдёт для посадки на проблемном участке, где мало света и переизбыток влаги.

Не думайте, что всё здесь сделано лишь для услады глаз. Центральный сибирский ботанический сад — крупнейшее научно-исследовательское учреждение, в лабораториях которого сделаны десятки открытий, а масштабная коллекция гербариев сейчас проходит оцифровку. И «Парк Бонсай» создавался и развивается на принципах научного подхода. Один из принципов экспозиции — экологический — жёсткая привязка растительных композиций к месту обитания. Так создаются растительные сообщества: полупустыни и степи, лесостепи, черневая тайга, субальпийский высокотравный луг, тундровые сообщества, верховое и низинное болота, гигро- и гидрофильные сообщества.

Это скромное растение, растерявшееся под обильным апрельским солнцем, — хохлатка крупноприцветниковая. «В апреле на Салаире этих растений просто бескрайние поля», — замечает Юрий Викторович. Декоративная хохлатка также подойдёт для выращивания на садовых участках — теневыносливое растение, медонос, один из самых неприхотливых первоцветов. Занесено в Красные книги Иркутской области и Бурятии.

С большой любовь к природе создавался парк. И, уезжая отсюда, замечаешь, как изменился твой внутренний сад: словно распустились в нём редкие первоцветы, а за ними в очереди уже стоят новые диковинные цветы и плоды. И хочется преображать этот мир, удаляясь от стекла и бетона, ближе к природе, ближе к себе изначальному.

«Здесь красиво всегда. Каждый день что-то меняется: зацветают новые растения, вырастают, становятся заметнее другие. И зимой, когда снег, красиво», — говорит, прощаясь с нами, создатель «Парка Бонсай», главный специалист группы ландшафтной архитектуры и фитодизайна ЦСБС СО РАН Юрий Овчинников.

На территории ботсада есть ещё несколько экспозиций, заслуживающих внимания: Вересковый сад, Дендрарий, Сад топиарного искусства, Сад непрерывного цветения, Регулярный французский сад. Дожидаемся окончания режима самоизоляции — и все в Сад!

Марина ШАБАНОВА | Фото Валерия ПАНОВА

 

Первая часть серии фоторепортажей из Центрального сибирского ботанического сада «Всем садам Сад»

Вторая часть серии фоторепортажей из Центрального сибирского ботанического сада «Плюс сорок в тени» 

back
up