30.12.20

Какие могут быть игрушки

Необычные увлечения новосибирцев, которые делают свой и наш мир добрее.

Социологи уверены, что самореализация человека не может состоять из одной работы — это ещё Маслоу говорил, когда свою пирамиду потребностей создавал. Нам всем нужно иногда выпадать из производственного процесса и узнавать самого себя. Поэтому мы ищем откровения на психологических курсах, успокаиваем нервишки вышивкой картин, собираем миниатюрные домики, читаем, поём — в общем, активно проживаем своё творческое «я».

ЗАЦ Сибирский

В 2015 году главному эксперту интернет-отдела правительства НСО Сергею Слободчикову приснился сон — будто высадились снежным десантом в его мире симпатичные существа, похожие на зайцев. Существа радостно махали ему лапками, крутили свои длиннющие хвосты, лучились улыбками от уха до уха и всячески демонстрировали лояльность к представителю человеческой расы. «Мы — ЗАЦы», — представились существа и рассказали Сергею свою историю о том, что пришли они на Землю с миром.

— На следующий день я пришёл на работу, рассказал коллегам про сон, они говорят: а ты нарисуй их! — рассказывает создатель авторской игрушки «ЗАЦ Сибирский» Сергей Слободчиков. — Начал рисовать этих существ, а потом пришла идея всё получившееся материализовать. Подобрал материал, сшил первого ЗАЦа — он, конечно, был совсем не похож на своих сегодняшних братьев. Потом немного поэкспериментировал с образом — и ЗАЦ родился.

У этого белоснежного миляги есть главная особенность, которая отличает его от зайца обыкновенного, — 80-сантиметровый пластичный хвост, которым он «хватается» за всё материальное в нашем мире. Ну и сущность у него метафизическая — он наши сны охраняет и гармонию в доме наводит. Вот такой инопланетный домовой.

Сначала Сергей шил ЗАЦев только для своего личного удовольствия — дарил друзьям и близким, расширял свой игрушечный домашний круг.

А потом опубликовал в интернете фото ЗАЦа и сразу получил свой первый заказ: ух ты, какой классный, а можно мне такого? А однажды и вовсе киношная история получилась — вышла на Сергея в «Фейсбуке» начинающий продюсер из Голливуда с сибирскими корнями: мол, очень я вашими ЗАЦами интересуюсь. Так и улетел ЗАЦ на голливудские холмы, потом даже свою фоточку прислал — на фоне знаменитой надписи.

— Самое смешное, что я за границей никогда не был, — улыбается автор. — Но мои ЗАЦы теперь живут по всему миру, я даже специальную карту сделал, где их местожительство отмечаю. И по России они разлетелись — дарят своим хозяевам хорошее настроение и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в Комсомольске-на-Амуре.

Сергей считает, что симпатяга ЗАЦ вполне может стать настоящим сибирским сувениром — у него все данные для этого есть. Во-первых, он белый — как наш сибирский снег. Во-вторых, у него длинный хвост — как у самого длинного в мире метромоста (наш новосибирский метромост, если кто не в курсе!). В-третьих — у него гибкие лапы, что позволяет ему преодолевать все городские пробки. И самое главное — он добрый. Как мы с вами.

Кукла Маша, кукла Даша

Рождённые в СССР наверняка помнят женский журнал «Работница», где на последней странице иногда публиковали бумажных кукол с одёжками. Это было чудесным приключением — вытащить из почтового ящика пахнущий типографский краской журнал, торопливо раскрыть его на последней странице, обнаружить там длинноногую Сашеньку и, вбегая в квартиру, восторженно крикнуть: «Журнал с куклой!». А потом, высунув язык от усердия, аккуратно вырезать ножницами модельную красотку, стараясь не зайти за пунктирную линию. У историка моды Маргариты Ревзиной есть уникальная возможность каждый день возвращаться в детство — она обладательница самой полной коллекции советских бумажных кукол начиная с 1922 года.

Наша героиня о бумажных модницах знает практически всё, потому что считает: «Бумажные куклы — это не просто дамочки и платьица, а целый исторический и культурный пласт на каждом этапе развитии человечества, в точности отражающий своё время». Для Маргариты это способ изучения социума в общемировом контексте, когда куклы рассказывают о нас истории, невидимые для нашего глаза. Вот, к примеру, бумажные куклы из американского альбома 1945 года — беспечная роскошь с элементами милитари. Для человека, умеющего понимать язык кукол, становится очевидно: страна на полном серьёзе считала себя победителем во Второй мировой войне и общемировым благодетелем.

«Первые бумажные куклы появились в середине XVIII века в Вене, Париже, Лондоне и Берлине как иллюстрации модных веяний. Это были нарисованные вручную фигурки со сменными нарядами и головными уборами, созданные модистками для демонстрации фасонов платьев и шляпок своим клиентам» (из статьи Маргариты Ревзиной).

— В бумажные куклы я начала играть в детстве и до сих пор не перестала, — рассказывает Маргарита Ревзина. — Только сейчас их сама делаю — придумываю героинь, наряды, истории. Помню, как в детстве, вырезая из «Работницы» очередную Машеньку, подумала: какие у неё скучные наряды! И начала рисовать свои — вдохновляясь журналами мод и своей фантазией.

А потом подружки попросили: и нам красивых платьев нарисуй! И Рита радостно открыла свой бумажный дом моделей — с фантастическими нарядами и красивыми куклами, которые выходили из-под её лёгкого карандаша целыми семьями. Затем были большие дороги профессионала, человека с лёгким слогом, редактора, медиаконсультанта — увлекательный сюжет, созданный самой Маргаритой. Но любовь к бумажным куклам, конечно, осталась.

— Кукла — это сакральное существо, — приоткрывает тайны Маргарита. — В 90-х у меня дочка тяжело болела и долго лежала в больнице. Я приходила к ней и видела детей с онкологией — растерянных, испуганных. Как-то принесла в отделение карандаши, бумагу и предложила ребятишкам нарисовать для бумажной куклы одежду. И мы начали каждый день рисовать разные наряды, придумывать новых кукол. Через пару недель меня в больнице встречала компания ребятишек, которые улыбались и кричали: «Пошли скорее кукол рисовать!» Я тогда ничего не знала о терапии, но это была точно она.

Стойкий расписной солдатик

Единственная в Новосибирске женщина-миниатюрист, умеющая вдохнуть искру жизни в безжизненную антропоморфную фигурку с милитаристскими наклонностями, — Наталья Сенченко. В свободное от менеджерских обязанностей время Наталья занимается военно-исторической миниатюрой — расписывает фигурки суровых мужей разными красками. Достаточно зайти к Наталье в гости, чтобы понять, что хобби давно превратилось в увлечение души — лучшие брутальные образцы хранятся в специальном выставочном прозрачном шкафу.

— В детстве любила играть в солдатики с друзьями, — вспоминает наша собеседница. — Девчонок-соседок не было, играла с мальчишками. А качество солдатиков в СССР было не очень — все безликие, однотипные. И тогда мне пришла в голову мысль изготавливать солдатиков самой. Мне тогда сказали: вот вырастешь — и делай своих солдатиков. Лет в тридцать я с удивлением обнаружила, что в интернете есть сайты, где общаются люди, расписывающие некие фигурки. Правда, тогда я даже думать боялась в ту сторону — такой удивительной казалась мне их работа.

А в 2014 году Наталья привезла из Санкт-Петербурга фигурки и краски — незакрытый гештальт из детства всё-таки взял своё!

У военно-исторической миниатюры корни из глубокой древности. Наши пращуры создавали миниатюрные фигурки воинов, животных и божков.

Наталья рассказывает, что, работая с фигуркой, художник не просто красит её разными цветами: чтобы она ожила, нужно наносить свет и тени на предметы одежды и снаряжения, выделять мелкие детали, изучать изображения геральдических символов, орнаментов и узоров и владеть информацией по конкретному историческому периоду. Всё это — кропотливая и тонкая работа, требующая усидчивости, острого глаза и терпения. Наталья, по природе своей, никуда не торопится, а что касается зрения — миниатюристы работают в специальной оптике.

Наталия ДМИТРИЕВА | Фото предоставлены героями публикации

back

Материалы по теме:

04.03.21 Авангард на булавке

Татьяна ГАРСИА создаёт сувениры в виде домов-памятников конструктивизма

03.03.21 Щит и шлем

Алиса СОБОЛЕВА делает доспехи для исторического средневекового боя и мечтает о «Битве наций».

up