Авангард на булавке
Татьяна ГАРСИА создаёт сувениры в виде домов-памятников конструктивизма.
Татьяна Гарсиа в мастерской.Она рисует всегда, с самого детства, сколько себя помнит, просто не может ощущать себя иначе. Татьяна Гарсиа — художник, историк архитектуры, искусствовед и дизайнер. Один из её авторских проектов сменил уже не одну выставочную площадку, созданные ею уникальные сувениры не залёживаются на витринах, а панорамное граффити с бегущим поездом и зданием вокзала оживило и украсило двор на ул. Ленина, 59. Конструктивизм — её любовь, которая накрыла ещё в студенческие времена, во время учёбы в архитектурной академии (НГАХА — сейчас НГУАДИ), да так и не отпустила.
Панорамное граффити с бегущим поездом и зданием вокзала на ул. Ленина, 59, сделано Татьяной Гарсиа к юбилею Железнодорожного района.
— У меня обычная семья, не связанная с искусством, — рассказывает Татьяна. — Родители, понимая, что я что-то там рисую, буквально насильно отправили в архитектуру, полагая, что художник — человек без профессии, бомж. Мне же было 16, и о том, что можно стать профессиональным художником, я узнала только на курсе третьем. История архитектуры — в частности, конструктивизм и авангард — заинтересовала меня уже в магистратуре. Моим научным руководителем был Евгений Владимирович Хиценко — преподаватель кафедры архитектуры, именно тогда я начала углублённо изучать авангард и конструктивизм в архитектуре Новосибирска, этому была посвящена тема моей научной диссертации. Второй человек, кто поставил мне руку и научил всему, что я умею сейчас, — Александр Евгеньевич Лукин, я пришла к нему на курс в 16 лет, не понимая, что такое академический рисунок, и он вырастил из меня художника.
Несмотря на образование, Татьяна не считает себя архитектором, главное для неё — быть художником. Ей всегда хотелось говорить с людьми через свои работы (что бы это ни было — картина, перфоманс, экспозиция) и получать особое удовольствие от того, что зритель считывает вложенный смысл и испытывает эмоции.
Одна из работ серии «Красный 2018».
Первая персональная выставка «Por que la vida», где были портреты людей и пейзажи, графика и масло, демонстрировала авторский подход характерными крупными мазками. Известность же Татьяне Гарсиа (Чикирской) принесла выставка «Красный 2018», созданная три года назад. 16 живописных «портретов» зданий Красного проспекта, построенных в период 1920–1930 годов в духе конструктивизма и других стилевых направлений авангарда — Дом с часами, Крайисполком, общежитие Промбанка, 100-квартирный дом, Кузбассуголь и другие.
«Архитектурный опыт был мне необходим хотя бы тем, что я заинтересовалась историей архитектуры, стала разбираться в том, как это связано с изобразительным искусством и временем, в котором развивалось то или иное направление», — говорит Татьяна.
Первый раз выставка экспонировалась к 125-летию Новосибирска в ресурсном центре общественных объединений Ленинского района, затем в региональном министерстве культуры, в рамках проекта «Бегущий город», а сейчас — в ГПНТБ, где её можно увидеть до 25 марта.
— В Новосибирске около 50 чисто конструктивистских зданий и ещё много других в рамках авангарда. Среди них есть очень красивые, в рамках заданного стиля. Я часто слышу мнения людей, далёких от архитектуры, которые называют конструктивизм «коробками», — рассказывает художница. — Но если изучить подоплёку, понимать, что такое авангард, станет понятно, почему планировка, скажем, Дома с часами именно такая, почему она галерейного типа. Авангардисты пытались противостоять традициям, и в большинстве своём опередили время, их и тогда не понимали. Большое влияние на искусство того времени оказывала идеология и настроения в обществе. Это есть и в музыке, и в литературе, и живописи того времени. И в своих работах мне хотелось показать этот объём, фактуру материалов и композиционно-геометрическое членение фасадов, такими же грубыми шагами, как это присуще авангарду.
Любовь к макетам и миниатюрам привела Татьяну к созданию серии сувениров. Первые магниты в виде известных новосибирских зданий публика увидела на открытии фестиваля «Ново-Сибирск. Конструктивизм!» осенью 2019 года. Следом появилась более мобильная версия — значки, авангард на булавке. Их можно прикрепить на одежду или аксессуар, подчеркнув тем самым свою любовь к Новосибирску и приверженность авангарду. Коллекция продолжает расти, и есть среди них абсолютные лидеры продаж — Дом с часами, оперный, «Динамо».
Сувениры Татьяны Гарсиа на тему новосибирского авангарда.
Сейчас Татьяна Гарсиа создаёт макет для выставки проекта «Ново-Сибирск. Конструктивизм!», открытие планируется 25 марта. По секрету скажем, что будет там вся площадь Ленина, среди зданий — и поликлиника №1 с её кубическими объёмами и их взаимопроникновением.
Марина ШАБАНОВА | Фото Валерия ПАНОВА
Материалы по теме:
Алиса СОБОЛЕВА делает доспехи для исторического средневекового боя и мечтает о «Битве наций».
Необычные увлечения новосибирцев, которые делают свой и наш мир добрее