05.10.20

Алтай как космос: часть 2

Мавзолей «Укокской принцессы», самая большая коллекция картин Чорос-Гуркина, подлинные мамонты и тренировочный лагерь казаков в остроге — вторая часть нашего путешествия по музеям Алтая.

Мы продолжаем наш фоторепортаж по музеям Алтая, в первой части мы рассказывали о музеях Барнаула и Бийска, сегодня речь пойдёт о музеях Горно-Алтайска и Чемальского района Республики Алтай. Новосибирские музейщики — участники семинара-практикума «Экспозиционно-выставочная работа в музее» — у алтайского аила в атриуме Национального музея имени А. В. Анохина в Горно-Алтайске.

Национальный музей имени А. В. Анохина в Горно-Алтайске

Новое здание Национальный музей имени А. В. Анохина, который отмечает в этом год вековой юбилей, получил в 2012 году. Точнее, здание музея было реконструировано и достроено дополнительными площадями под фондохранилище и современные экспозиции. Работы проводились на средства, пожертвованные ОАО «Газпром», у которого были свои планы на прокладку газопровода. В результате Республика Алтай получила прекрасный музей. Национальный музей интересен в первую очередь своими этнографическими коллекциями. Здесь и коренные народы, и переселенцы, и всё многообразие культур и верований — от шаманизма до старообрядчества.

Одна из самых значительных коллекций — живописные и графические работы Григория Ивановича Чорос-Гуркина, первого профессионального художника среди коренных народов Сибири, ученика Ивана Шишкина, воспитанника Академии художеств. В фондах музея хранится 1 500 работ художника. Сам он был одним из основателей музея: по инициативе Чорос-Гуркина в октябре 1918 года у известного сибирского краеведа Н. С. Гуляева были приобретены палеонтологическая, археологическая и минералогическая коллекции, а также научная библиотека.

Картины Чорос-Гуркина — это очень тонкое предощущение, предчувствие Алтая, доверительный разговор, когда тебе открывают самое сокровенное.

В Национальном музее устроен мавзолей «Укокской принцессы» — мумифицированного тела женщины пазырыкской культуры VIII–II веков до нашей эры, обнаруженного в 1993 году экспедицией Института археологии и этнографии СО РАН на плато Укок Кош-Агачского района Республики Алтай. Саму женщину, из-за которой ещё недавно было сломано немало копий, показывают всего несколько раз в году — условия хранения не позволяют делать это чаще. Но реконструкция даёт представление о том, как было устроено захоронение в пазырыкском кургане.

«Палеопарк» в селе Элекмонар

«Палеопарк» в селе Элекмонар Чемальского района Алтайского края — детище известного новосибирского палеонтолога Игоря Гребнева. В 1995 году он открыл собственную студию реконструкции животных древности «Сибирь-Палеоарт», эта мастерская до сих пор работает в Новосибирске. О том, как мечтал создать свой палеонтологический парк и какими путями шёл к этому, Игорь Гребнев рассказал в интервью «Ведомостям». И вот пять лет назад «Палеопарк» открыл свои двери для посетителей.

На территории парка несколько павильонов. Самый популярный у туристов павильон — «Мамонты и динозавры». Всё, что найдено на территории России, — скелеты мамонта, шерстистого носорога, первобытного бизона, пещерного медведя, саблезубого кота (смилодона) и других представителей ледникового периода — настоящее.

Челюсть гигантской акулы (мегалодона), череп и скелет тираннозавра, кладки яиц динозавров и кистепёрая рыба — искусные копии, которые Игорь Гребнев с коллегами по мастерской делают на таком высоком уровне, что даже специалист не сразу отличит оригинал от копии.

Маски и статуэтки папуасов, каменные изваяния тюрков, реконструкция пазырыкского захоронения, скульптуры богов, истукан с острова Пасхи, площадка с игровыми динозаврами, коллекции минералов — и детям, и взрослым в «Палеопарке» скучать не придётся. К примеру, в такой вот крытой песочнице можно откапать настоящие окаменелости — кости животных ледникового периода.

Музей «Форт Куюм»

 

«Форт Куюм» находится в нескольких километрах от «Палеопарка». Это ещё один пример успешного частного музея. Точная полномасштабная реконструкция русского деревянного пограничного острога XVIII века. Такие крепости возводили отряды казаков- первопроходцев, продвигаясь вглубь приграничных степей и горных районов Южной Сибири.

Одно дело — знать, как были устроены остроги (для этого есть описания и археологические раскопки), другое — поднять эту историю в дереве и придать ей объём. Создатели «Форта» на себе испытали, каково это — построить острог, — и были в этом смысле первопроходцами. Кстати, в Новосибирской области воссоздают Умревинский острог прямо на месте самого археологического памятника, раскопки которого идут с 1990-х.

В музее «Форт Куюм» стоит подняться на стены и увидеть окрестную красоту, обойти всю систему защитных сооружений острога и его башни. А ещё заглянуть в пороховой погреб, продовольственный амбар и жилые помещениями… Всё сделано так, словно казаки только что были здесь — вот и сети рыбацкие развешены для просушки.

Во дворе есть место для развлечений и тренировки — казакам, охранявшим южно-сибирские границы государства Российского, важно было оставаться в форме и не заскучать.

Руководитель семинара-практикума Андрей Шаповалов рассказывает о «Форте Куюме». Он сам принимал активное участие в проектировании и строительстве музея, остроги — одна из многих научных тем, которыми занимается директор Новосибирского краеведческого.

Всего команда участников семинара-практикума «Экспозиционно-выставочная работа в музее», который организовали и провели Новосибирский государственный краеведческий музей и Сибирское музейное агентство, посетила больше десяти музеев Алтайского края и Республики Алтай. Оценивая экспозиции коллег, сотрудники районных музеев Новосибирской области учились продвигать свои проекты и коллекции. «Ведомости» рассказывали об этом в материале «Прикоснуться и удивиться»

Марина ШАБАНОВА | Фото автора

 

back

Новости  [Архив новостей]

x

Сообщите вашу новость:


up
Яндекс.Метрика