Прикоснуться и удивиться
В десяти алтайских музеях побывали сотрудники муниципальных музеев Новосибирской области, чтобы понять, как сегодня надо продвигать музейные коллекции.
Государственный художественный музей Алтайского края в Барнауле рассказывает, как смотреть их выставки в приложении «Артефакт».
Горные перевалы, бирюзовые реки и неземной красоты пейзажи — на Алтай едут в основном за впечатлениями от уникальных природных уголков. Есть ещё одна особенность, которая манит сюда туристов, — мистический Алтай, он кажется неразгаданной тайной. «Тайны» эти и «загадки» сосредоточены в музеях. На Алтае их немало. В начале сентября Новосибирский государственный краеведческий музей, отмечающий в этом году своё 100-летие, и Сибирское музейное агентство провели выездной семинар-практикум для сотрудников муниципальных районных музеев Новосибирской области. Опыт этот можно назвать бесценным: учиться видеть и оценивать профессиональным взглядом и при этом оставаться зрителем — открытым, заинтересованным, доброжелательным. За 4 дня мы увидели коллекции и выставки, открывающие путь к пониманию Алтая: древние народы и верования коренного населения, история переселенчества и зарождение купеческого сословия, освоение природных ископаемых и строительство дорог, животный мир и биологическое разнообразие в целом.
Лиса лежит в одном из ящичков, которые можно открыть. Национальный музей им. А. В. Анохина в Горно-Алтайске.
Новосибирских музейщиков интересовало и содержание экспозиций, но главным образом — как это сделано. Цель семинара-практикума «Экспозиционно-выставочная работа в музее» — развитие современных форм продвижения музейных коллекций в малых музеях. Проект реализован при поддержке Фонда президентских грантов и содействии министерства культуры Новосибирской области. В программе семинара значилось посещение десяти самых интересных музеев Алтайского края и Республики Алтай — среди них Алтайский государственный краеведческий музей, художественный музей и музей истории литературы, искусства и культуры Алтая в Барнауле, Бийский краеведческий музей им. В. Бианки и его филиал — музей Чуйского тракта, Национальный музей имени А. В. Анохина в Горно-Алтайске, музей-заповедник Шукшина в Сростках, острог «Форт Куюм» и «Палеопарк» в Чемальском районе.
Не поездка — мечта, однако и поработать пришлось. Участникам выдали на руки «Рабочие тетради», в которых они делали записи после посещения музеев. В разделе «Критическое видение», к примеру, нужно было оценить качество экспонатов и их взаимодействие, оправданность методов и наличие новых приёмов, состояние этикетажа и качество пояснительных текстов, безопасность экспонатов и комфорт для посетителей. А в разделе «Лучшие практики» предстояло ответить на ряд непростых вопросов: что лишнее в этой экспозиции, какие в ней есть лакуны, что можно улучшить, а что бесспорно удивит посетителя.
28 муниципальных и государственных музеев в Новосибирской области. В Новосибирске около 40 музеев, большая часть из них — частные.
Это не первая поездка сотрудников музеев Новосибирской области, в 2019 году они путешествовали по музеям Хакассии и Красноярского края.
— Если год назад в Хакасии и Красноярском крае мы сделали очень сильную насыщенную программу посещения, то в этом году акцент был сделан на обучающий эффект, для меня этот момент самый важный, — рассказывает Андрей Шаповалов, директор НГКМ. — Когда ко мне подходит Светлана Владимировна Будаёва, директор Карасукского краеведческого музея, и говорит: Андрей Валерьевич, эта рабочая тетрадь как чек-лист, я же теперь могу по своей экспозиции пройти и уже другими глазами посмотреть! Собственно для этого мы и проводили наш семинар-практикум. Приобретая некий новый опыт, можно другими глазами посмотреть на свои экспозиции и музеи, что-то улучшить, что перестроить и привнести новое. И, мне кажется, когда люди сами начинают это понимать — это самый лучший эффект.
Всероссийский мемориальный музей-заповедник В. М. Шукшина в Сростках.
Иная выставка вспоминается долго и несёт в себе эмоциональный заряд сродни театральному действию или кино. Музейная экспозиция, выстроенная по законам эмоциональным, художественным и научным, — своего рода модель объективного мира. Вот и получается, что создатель выставки или экспозиции — это режиссёр, автор и демиург. Придуманную Андреем Шаповаловым систему обучения экспонированию вряд ли можно назвать ноу-хау в чистом виде. Но вот «Рабочие тетради» с таблицами и оценками, а затем и подробный коллективный разбор по каждому музею,— технология для российского музейного дела новаторская. Время в дороге участники семинара использовали для обсуждения увиденного, сверяя собственные ощущения с оценками коллег.
— В конце каждого обсуждения нас просили назвать три существительных, которые передают собственные ощущения от увиденного. Я могу описать своё ощущение от участия в семинаре в целом: впечатление, атмосфера и удивление. Такой вот вау-эффект, — говорит Ольга Ковалёва, заведующая художественным отделом Бердского историко-художественного музея. — Мы научились критически анализировать экспозиции, много интересных решений и идей «подсмотрели». Меня вдохновили некоторые музеи — среди них музей-заповедник Василия Макаровича Шукшина в Сростках — своим особым трогательным отношением к материалу. Заинтересовали некоторые находки, скажем, наличники в Бийском краеведческом музее, а ещё ящички, которые можно открыть и что-то там потрогать — как в Национальном музее имени Анохина в Горно-Алтайске, этот музей вообще потряс своим размахом. Мы сами много работаем с детьми, для них момент наглядности плюс каких-то тактильных ощущений — очень важная деталь. Если дать им возможность что-то самим открыть, в том числе и буквально, тогда они уйдут с ощущением того, что прикоснулись к этой истории.
Участники семинара в музее «Форт Куюм», Чемальский район Республики Алтай.
Большинство районных музеев создавалось в 1970-е годы, экспозиции в то время строились по идеологическому признаку, чётко разделяя хронологию на «до и после революции». В 1990-е в связи деидеологизацией часть экспозиций пересмотрели и перестроили. Новый век принёс и новые темы, и новые запросы. Однако современные подходы и технологии до сих пор не дошли до большинства музейных площадок. Связано это в первую очередь со скромным финансированием из муниципалитетов.
— Все районные музеи работают в основном со школами и детскими садами, со студентами колледжей и техникумов, пожилыми людьми. Среди наших посетителей оказываются и бывшие жители Болотного, гости города и района, туристы и паломники в Турнаево, где находится знаменитая церковь Серафима Саровского, — говорит Евгений Терентьев, методист Болотнинского районного историко-краеведческого музея. — Конечно, мы увидели в этой поездке по музеям Алтая совершенно другой уровень и финансовые возможности, ведь это городские и республиканские музеи. У нас возможности гораздо скромнее, хотя, как выяснилось, иногда достаточно грамотно сменить этикетки и сопроводительные тексты, и экспозиция будет смотреться иначе.
Всё как в школе: обсуждение и оценка увиденного по рабочим тетрадям. Руководитель семинара-практикума, директор Новосибирского государственного краеведческого музея Андрей Шаповалов.
Партнёр НГКМ по организации семинара-практикума — Сибирское музейное агентство — создавалось в 2003 году для поддержки различных музейных проектов. Это сообщество профессионалов, фактически проектная организация, которая продуцирует и продвигает идеи и проекты. На самом деле тема семинара была гораздо шире и глубже обучения музейных сотрудников. В России остро ощущается недостаток профессиональной музейной критики, которая помогала бы развивать и двигать эту сферу на должный уровень. Как театральная критика помогает не терять почву под ногами театральному сообществу и выбрать верное направление, как кинокритика зажигает новые имена и подсказывает намечающиеся мировые тенденции, так музеям остро не хватает внимания. Это касается и обратной связи с посетителями, и не об одной только комплиментарности идёт речь — от нас ждут замечаний, пожеланий, соучастия. Музеи на территориях — это те самые очаги, которые несут, аккумулируют и сохраняют культуру, создают атмосферу родного края и рассказывают о гениях места.
Марина ШАБАНОВА | Фото автора