01.10.20

Алтай как космос

Как «Ведомости» путешествовали по алтайским музеям. Много любопытных фактов и фотографий — мощь, энергия и магия Алтая.

Отправляясь в путешествие по вселенной с названием «Алтай», начните свою поездку с посещения местных музеев. Тогда вся мощь, энергия и магия Алтая откроются вам с особенной силой и глубиной...
Всадники и принцессы с войлочного пазырыкского ковра — реконструкция в «Палеопарке», Чемальский район Республики Алтай. Эти ковры и изображения можно увидеть в разных музеях Алтая. Впечатляющая реконструкция ковра из погребения пазырыкской культуры IV-III веков до нашей эры была сделана в Национальном музее Республики Алтай имени А. В. Анохина. Мастера в 2017 году специально ездили в Государственный Эрмитаж, где хранится оригинал ковра с кургана Пазырык.

Алтайский государственный краеведческий музей

Алтайский государственный краеведческий музей, старшейший музей Барнаула, через три года отметит 200-летие. Основан музей был в честь столетия начала горнозаводского дела на Алтае в 1823 году, но только век спустя, после революции, стал общедоступным — до тех пор музей имел известность как научное учреждение. Изучать его этнографические коллекции приезжали Семёнов-Тян-Шанский, Александр Гумбольдт, Альфред Брэм.

Большую ценность представляют масштабные модели горных машин и механизмов, изготовленные в 1820-х, — их сегодня можно увидеть в зале, посвящённом добыче руд и горному делу. Эта модель пароатмосферной машины И. И. Ползунова с воздуходувной установкой — предмет особой гордости музея.

В старинных витринах хранятся животные и птицы ещё из первых коллекций музея. Иным экземплярам — например, как снежному барсу, — пора стряхнуть вековую пыль и взбодрить солому. К 1918 году музейное собрание включало коллекции минералов, насекомых, почв, чучела птиц и животных, гербарий местной флоры. Музей располагается в бывшей горной лаборатории на улице Ползунова, распоряжение о передаче музею пустовавшего после закрытия заводов здания подписывал сам Николай II. Сегодня это объект культурного наследия федерального значения. Здесь очень надеются на то, что к юбилею в 2023 году здание будет отреставрировано и начнётся строительство нового выставочного комплекса к нему.

Диковинная для наших широт птица сине-зелёного с переливами оперения называется сизоворонка, или ракша. Зимует она в тропических и южных районах Африки, а на лето прилетает на Алтай. Говорят, целые стаи таких красоток обитают в Угловском районе Алтайского края.

Государственный художественный музей Алтайского края

Государственный художественный музей Алтайского края (ГХМ Алтайского края) с 2012 года ютится в купеческом особняке, в советское время бывшим детским домом. Родное здание музея на Октябрьской площади, где пять лет назад вместо Ленина установили памятник переселенцам-крестьянам, реконструируется. Уже готов фасад, но до конца работ, судя по масштабам проекта, ещё далеко. Одно из самых красивых зданий Барнаула после этой реконструкции полностью передадут музею.

И в этих стеснённых условиях музей, не имея постоянной экспозиции, устраивает сменные выставки: например, в год пандемии — «Благослови врачей своих, Россия». Под выставочное пространство использовали даже гардероб, здесь в отдельной витрине уникальная графика Чорос-Гуркина («Акушерка в аиле» и другие), дальше выставка перетекает в коридор и лестничное пространство. Задействован каждый простенок. Музей гордится своим собранием русского искусства XVI–XXI веков, уникальными произведениями первых художников Алтая, сибирской иконой.

Сотрудники художественного музея рассказывают, как смотреть их выставки в «Артефакте» — бесплатном приложении с эффектом дополненной реальности. На этом электронном гиде музеев России представлено 11 выставок ГХМ Алтайского края, в каждой из них десять работ сопровождены активными комментариями. Так, на странице выставки «Они были первыми» можно найти шедевр музея — работу Александра Лактионова «Летом» — и, нажимая на активные точки, узнать, что изначально художник хотел изобразить группу пионеров, но в итоге оставил двух девочек, читающих газету. Кроме того, в музее создан Информационно-образовательный центр «Русского музея», в его зале представлена сейчас коллекция народных игрушек — детям предлагают поиграть с корзиной таких игрушек. А в новое здание питерский музей будет привозить свои выставки как минимум раз в год.

Директор Новосибирского государственного краеведческого музея Андрей Шаповалов оценивает профессиональным взглядом сузунскую икону в ГХМ Алтайского края. В филиале новосибирского краеведческого — Музейно-туристическом комплексе «Завод-Сузун. Монетный двор» — есть свой Музей сибирской народной иконы, единственный в своём роде в России.

Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая

Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая (ГМИЛИКА) в Барнауле. Это такая красивая благополучная история в обрамлении памятника архитектуры — дворянской усадьбы. Музей, созданный чуть больше тридцати лет на базе литературных фондов краеведческого музея, расположен в особняке золотопромышленника Олоровского, имеет разностороннюю тематику и ведёт концертную деятельность. Примечательна коллекция редких старинных музыкальных инструментов: многие из них (как этот рояль с гербом Российской империи, говорящим о его особом качестве) исправны, и по субботам на них музицируют.

В первом же зале нам рассказали легенду о «голубой даме» — самую загадочную историю горнозаводского Барнаула о том, как убелённый сединами генерал замуровал в подвале красавицу-жену. Призрак влюблённой женщины, не нашедшей покоя в загробном мире, бродит по Барнаулу больше ста лет. Популярной эту историю сделал писатель Марк Юдалевич, спектакль по его повести долгое время шёл в местном театре музыкальной комедии.
Алтайский край с большим уважением относится к своим знаменитым землякам. У ГМИЛИКА три сельских филиала — это мемориальные музеи актрисы Екатерины Савиновой (в селе Ельцовка), поэта Роберта Рождественского (с. Косиха) и народного артиста России Валерия Золотухина (с. Быстрый Исток).

Изделия из камня в алтайских музеях представлены повсеместно. История алтайской Колывани (не путать с новосибирской) включает такие легендарные страницы, как изготовление и доставка в Санкт-Петербург «Царицы ваз», украшающей сегодня один из залов Эрмитажа, а также участие колыванских камнерезов в возведении храма Спаса на Крови. Вазы и прочие изделия алтайских мастеров хранятся в Пушкине, Павловске и музеях европейских государств, где оказались в качестве подарков от царской семьи.

Это воссозданное захоронение с останками коня и воина — погребальный комплекс скифского времени (VI-V вв. до н. э.). Появление в этих стенах столь странной экспозиции сотрудники ГМИЛИКА объясняют так: именно здесь уже более 20 лет действует стационарная экспозиция «Культура древних народов Алтая», большая часть которой посвящена скифской культуре.

Бийский краеведческий музей имени В. В. Бианки

Тем временем мы прибываем в Бийск. Это обновлённое здание в стиле модерн — Бийский краеведческий музей имени В. В. Бианки. Открыт он был в 1920 году, писатель Виталий Бианки оставил след как один из организаторов музея и собиратель коллекций. Однако уже в 1922 году после двух арестов ЧК и перед угрозой нового сын потомственного дворянина и учёного отправился с семьёй в родной для него Петроград.

Экскурсию для новосибирских музейщиков вёл Анатолий Иванович Цапко, легенда бийского музейного дела. Бийский краеведческий музей — потрясающее собрание. В его фондах собраны уникальные коллекции шаманских бубнов, оружия, часов, прикладного искусства, рукописных и старопечатных книг. На переднем плане — деревянная колода-саркофаг из 2-го Пазырыкского кургана.

Из находок в подаче материала музейщики оценили оконные наличники — как оформление стендов. Резные деревянные наличники — кружевные, брутальные, потемневшие от времени, — они и в зале, и на лестничных пролётах. И каждое такое окно — портал в отдельную тему городской истории или чью-то судьбу. Так купеческий Бийск открывается во всей своей эклектичной красоте — каждый хозяин стремится выделиться, показать свой статус.

Исторический Бийск вполне мог бы стать городом-музеем…

…но часть наследия с вывесками «охраняется государством» находится в удручающем состоянии, а часть — в руинах.

Музей Чуйского тракта

Музей Чуйского тракта — отдел Бийского краеведческого музея. Он символично расположен в здании купца Варвинского — у истоков легендарного Чуйского тракта, в центре площади, на перекрёстке улиц. Музей представляет ретроспективу движения по знаменитому тракту — от троп, которыми ходили мамонты и шерстистые носороги, до вьючной тропы и современной автомагистрали, от купцов-чуйцев до известных людей, жизнь и творчество которых тесно связано с трактом: Обручев и Потанин, Рерих и Сапожников, Шукшин и Евдокимов.

Экспозиция начинается с палеонтологической коллекции, но главный экспонат здесь, конечно, подробный макет Чуйского тракта. А ещё — макеты машин, геодезические инструменты, в том числе принадлежавшие Вячеславу Шишкову, известному писателю, который в начале ХХ века занимался изыскательскими и проектными работами на Чуйском тракте. Бийцы гордятся началом исторического тракта, новосибирцы же считают отправной точкой свой город — в действительности федеральная автомобильная дорога Р256 «Чуйский тракт» (до 1 января 2018 года — трасса М-52) проходит по Новосибирской области, Алтайскому краю и Республике Алтай до границы с Монголией.

В 1930-е годы все паромные переправы на тракте сменили мосты, строили их заключённые, в том числе репрессированные, 7-го отделения сибирских лагерей. Из инструментов — кирка, лом, лопата и тачка.

Тракт — это движение, поэтому в музее много разных движущихся конструкций и предметов, связанных с дорогой и жизнью вокруг неё.

Музей-заповедник В. М. Шукшина

Путешествуя по Чуйскому тракту, непременно побывайте в селе Сростки Бийского района Алтайского края. Родина Василия Макаровича Шукшина, как магнит, притягивает сюда тысячи туристов. Летом здесь проходит фестиваль «Шукшинские дни на Алтае». К памятнику на гору Пикет (по-старинному Бекет) в буквальном смысле не зарастает народная тропа. Отсюда открывается замечательный вид, а у подножия горы на базарчике продают местные мёд и медовуху.

Новосибирские музейщики — участники семинара-практикума «Экспозиционно-выставочная работа в музее» у здания Всероссийского мемориального музея-заповедника В. М. Шукшина.

Главное здание музея-заповедника — бывшая школа, в которой учился, а затем работал русский советский писатель, актёр, автор и режиссёр пяти знаменитых фильмов, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР Василий Макарович Шукшин. Экспозиции в залах музея выстроены с большой любовью и тщательностью — и в конце, когда экскурсовод читает письмо матери к уже ушедшему сыну, невозможно сдержать слёз.

Василий Макарович и прототипы его героев учились за такими партами.

Дом, в котором Василий Шукшин жил с 12 лет и куда возвращался из своих странствий.

В этом доме сохранилась какая-то особенная атмосфера. А в середине 1960-х Василий Макарович купил для своей мамы Марии Сергеевны Куксиной дом, где она жила до 1972 года. Этот дом с баней и сараем-дровяником тоже входит в состав музея-заповедника в Сростках.

 

Продолжение следует. Читайте и смотрите фоторепортаж  «Алтай как космос»: часть 2 в понедельник, 5 октября. 

Марина ШАБАНОВА | Фото автора

back
2004

Новости  [Архив новостей]


x

Сообщите вашу новость:


up