О чем эта музыка?
Директор Новосибирской филармонии Александр БОЧАРНИКОВ — о том, как увлечь современное цифровое поколение классической музыкой, в чём уникальность Новосибирской филармонии и почему важно отдавать долги?
Самая большая в России Новосибирская филармония — 15 коллективов — отметит свой 85-й день рождения в будущем феврале. Созданная в 1937 году, в год образования Новосибирской области, филармония стала одним из главных культурных образований в истории региона. О том, чем живёт сегодня коллектив и что готовит для своих слушателей в новом концертном сезоне, говорим с генеральным директором Новосибирской филармонии Александром Бочарниковым. Выпускник Сибстрина, второе высшее образование он получал в МГУ на факультете высшей школы культурной политики, работал главным администратором Русского академического оркестра ГТРК «Новосибирск», замдиректора в театре «Глобус», с 2006-го в Московском академическом театре сатиры был замдиректора по работе со зрителями. Гендиректором Новосибирской филармонии назначен в августе 2020 года.
— Александр Сергеевич, нынешний сезон для филармонии юбилейный. Готовите что-то особенное для своих слушателей и зрителей?
— До юбилея ещё далеко, мы отметим его в феврале, и, как всегда, это будет красиво, торжественно и не без сюрпризов. Если посмотреть на нашу афишу, выяснится, что все дни расписаны: Новосибирская филармония работает в полную силу, мы запланировали огромное количество концертов. В этом сезоне наших зрителей и слушателей ждёт большая фестивальная программа. Только до конца года предполагается четыре значимых фестиваля, три из них — в рамках национального проекта «Культура».
— 13 октября открывается SibJazzFest, который традиционно привозит топовых музыкантов. Кого из звёзд ждёте в этот раз?
— На открытии выступит французский пианист, звезда европейского джаза Седрик Онрю со своим джазовым трио. Женя Гимер, наш новосибирский музыкант, который живёт сейчас в Финляндии, и норвежская певица Триша Бутте дадут несколько совместных концертов, в том числе и для детей. Всего в программе фестиваля 10 концертов, а завершится он выступлением знаменитого оркестра имени Олега Лундстрема 22 октября. В ноябре планируется фестиваль «Вторые Сибирские валторновые дни», а также фестиваль Credo Chorus, посвящённый 40-летию Новосибирской хоровой капеллы.
— А в декабре Новосибирск встречает Международный Рождественский фестиваль. Расскажите, какой будет музыкальная часть программы?
— Мы постарались сделать её насыщенной и разнообразной. В одной из программ выступят звёзды Будапештского театра оперетты и солисты Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии. Мы ждём гостей из Сербии — Горана Бреговича и его «Свадебно-похоронный оркестр». Очень интересной обещает быть программа «Японские игры в аниме» с исполнителями из Японии Сакико Матсуи и Мэгуми Огата. В афише фестиваля также «Испанские истории» с баянистом Горка Эрмоза, духовные песнопения Тбилисского патриаршего хора и заключительный концерт Новосибирского академического симфонического оркестра под управлением Томаса Зандерлинга с участием британского пианиста Барри Дугласа.
Фестивальная история продолжится, и во второй половине сезона мы планируем традиционный фестиваль «Струны Сибири». В марте состоится наш замечательный фестиваль «Мартовский код». И конечно, зрителей ждёт Международный Транссибирский арт-фестиваль.
— Некоторые концерты филармонии сейчас можно смотреть и онлайн. Это сказывается на посещаемости ваших залов?
— Действительно, мы работаем и офлайн, и онлайн. На сайте и на YouTube-канале показываем прямые трансляции ряда концертов — это веление времени. Кроме того, в Новосибирской филармонии действует свой Виртуальный концертный зал — на экране в Камерном зале показываем концерты Московской филармонии, музыкальные фестивали, прошли показы Экс-ан-Прованского оперного фестиваля. Этот успешный опыт оценило министерство культуры Новосибирской области, и теперь на базе филармонии создан проектный офис по внедрению виртуальных концертных залов в районах, уже выделены средства, объявлены победители. Такие залы будут оборудованы во Дворце культуры «Родина» Бердска, в районном Доме культуры «Родина» Татарска, в Сузунской детской музыкальной школе и в клубе села Прокудское.
— Несмотря на пандемию и полгода простоя в 2020 году, Новосибирская филармония выполнила все свои обязательства по концертам абонементов перед слушателями. Как вам это удалось?
— Новосибирск в этом плане уникальный регион — мы открыли прошлый сезон после долгого локдауна в сентябре, затем начали работать в полную силу с соблюдением всех мер безопасности. С ноября была разрешена только 50-процентная рассадка, а с января — снова полный зал. И это позволило всем желающим посмотреть наши программы. Так мы отыграли все 42 концерта, которые задолжали людям по абонементам.
— И в этом году все абонементы вернулись?
— В 2020 году нам пришлось заморозить детский абонемент, мы вернули людям деньги, а в этом сезоне решили его провести. Есть и цикл программ «Мамин клуб, или Первые шаги» для маленьких детей. Стараемся воспитывать своих слушателей с раннего возраста, а ещё поддерживать преемственность — эту связь между публикой и филармонией, — иначе утрачивается потребность ходить в концертные залы, тут нужна привычка.
— В связи с половинной рассадкой действительно возникают вопросы экономического порядка. И самый острый из них: стоит ли приглашать известных столичных или зарубежных музыкантов. Можно ли оправдать затраты?
— Приглашать сейчас не выгодно, если у тебя нет поддержки, потому что трудно спрогнозировать, будут ли сборы. Но если гастролёры приезжают по линии каких-то больших федеральных программ, тогда есть поддержка.
— К примеру, проведение фестивалей — когда можно порадовать зрителей приездом известных музыкантов.
— Совершенно верно, многие фестивали проходят в рамках проекта «Культура», и это «безопасная подушка», которая позволяет организовать такие масштабнее мероприятия. Для этого мы подаём свои заявки, эксперты выбирают, определяя, достоин ли тот или иной проект выделения средств.
— В этом случае вы предлагаете, а государство выбирает. А как вы учитываете предпочтения публики?
— Мы занимаемся в основном академической музыкой. У нас есть свой ядерный электорат, говоря выборным языком, своя публика, которая ходит в филармонию из года в год и за которую, конечно, нужно держаться, ориентироваться на неё. Мы стремимся также к тому, чтобы подать некоторые программы так, чтобы пришла новая публика. Скажем, в августе проходил «НеФестиваль» — четыре концерта разных жанров и направленности. Завершала его эксклюзивная программа «Нес’Jazz'ный случай» с участием Алексея Кортнева. И было очевидно, что к нам пришла иная публика.
— Существуют проекты на стыке искусств, как например, программы ансамбля солистов «Маркелловы голоса» Игоря Тюваева, — когда, помимо музыки, есть текст, видео, актёрский состав.
— У ансамбля несколько таких программ, в том числе совершенно беспроигрышная — «Аллилуйя любви» по рок-опере «”Юнона” и “Авось”», на которой всегда аншлаги, а ещё цикл по произведениям композиторов и поэтов. Вообще, симбиоз искусств сегодня очень востребован. Тот же абонемент №3 симфонического оркестра представляет известные произведения в литературе и в музыке — «Демон» Лермонтова и «Демон» Рубинштейна. Не все готовы слушать просто концерт, должен быть видеоряд, возможно, что-то ещё должно происходить на сцене. Мы должны учитывать распространение клипового мышления. Если наше с вами поколение — аналоговое, то для новых поколений с цифровым мышлением нужно искать свои подходы. Сейчас, к примеру, выражаясь языком молодёжи, заходит всё, что связано с просветительством. Например, перед началом программы рассказывают, о чём эта музыка и кто её написал, — так делают наши ведущие перед симфоническими концертами. Кто-то скажет: совсем опустились, никто ничего не знает. Но это наши реалии, мы с этим будем жить.
— Как складывается сотрудничество с Новосибирской государственной консерваторией, выпускники которой ежегодно пополняют ваши коллективы? Был замечательный фестиваль — «Сибирские сезоны», рождённый по инициативе дирижёров НГК Сергея Шебалина и Елены Рудзей по аналогии с «Русскими сезонами» Сергея Дягилева в Париже.
— Сергей Шебалин готовит сейчас новую программу — 26 октября к нам приезжает ансамбль «Unitedberlin» из Германии, концерт состоится при поддержке Гёте-Института. С консерваторией у нас действует партнёрское соглашение, 23 ноября они будут отмечать свой 65-летний юбилей большим концертом на нашей сцене. Мы действительно заинтересованы друг в друге, основные наши силы — это выпускники Новосибирской государственной консерватории. Мы же для них — главный работодатель, они у нас и практику проходят, и сейчас, когда в консерватории идёт ремонт, здесь репетирует студенческий симфонический оркестр.
— В прошлом сезоне Новосибирская филармония, кроме 385 концертов на сцене Государственного концертного зала имени Арнольда Каца, дала 272 концерта на площадках города и 62 — для жителей Новосибирской области. И в этом году планируете много ездить?
— Конечно, мы работаем во всех районах области, для этого есть отдельное государственное задание, которое мы согласовываем с министерством культуры Новосибирской области. И это солидный объём.Есть и гастроли, когда мы даём несколько концертов, и артисты остаются с ночёвкой, и просто выезды. Если это Чик или Прокудское, можно отыграть и вернуться в тот же день.
— Сколько стоят билеты на ваши концерты в районах и городах области? И собирают ли они залы?
— Цены доступные — 100–150 рублей. Залы собираются по-разному, в некоторых районах приходит очень много людей. Мы же и в маленьких деревнях выступаем, там бывает и 150 человек, и 18. Практически все наши коллективы работают в области, кроме симфонического оркестра, для которого нужна большая и хорошо оборудованная площадка. Выезжать в дальние районы области накладно, но нас там всегда хорошо принимают. Особенно хорошо билеты раскупают в Татарске, Бердске, Искитиме.
— Если сравнивать Новосибирскую филармонию с филармониями в соседних регионах, что у нас есть особенного и в чём, может быть, мы проигрываем?
— Новосибирская филармония уникальная, в Российской Федерации такой больше нет. И в первую очередь потому, что нас очень много — 15 коллективов. А главное — в региональных филармониях нет таких огромных коллективов, как наш Новосибирский академический симфонический оркестр, Хоровая капелла, Русский академический оркестр, Камерный оркестр, Биг-бэнд. Кроме того, нет такой разнообразной палитры стилей, как у нас.
— И в Москве, и в Петербурге?
— Там филармонии работают по другому принципу. В своё время в Московской филармонии было много коллективов, но от них избавились, перевели в другие отношения. Нам не нужно ровняться на столицы, мы с ними всё равно не сможем конкурировать, и система организации концертов там иная, и возможности другие. Среди коллективов филармоний в Сибири мы самые большие, хотя у нас не самый большой зал, как например, в Омске или Красноярске. Но мы берём количеством концертов. Стараемся программы подбирать под площадку, исполняем музыку в её первозданном виде, качественно и на высоком уровне.
Материалы по теме:
В Новосибирске проходит девятый Транссибирский арт-фестиваль. Зарубежные музыканты не смогли приехать в Новосибирск, но их выступления заменили концертами российских звёзд академической музыки
Транссибирский арт-фестиваль привезёт в Новосибирск две мировые премьеры и симфонический ансамбль без дирижёра
Своё 85-летие Новосибирская филармония отметит концертами open-air и фестивалями с участием звёзд — Вадима Репина, Юрия Башмета, Евгения Миронова.
Самому совершенному скрипачу мира, нашему земляку Вадиму РЕПИНУ сегодня исполнилось 50 лет