27.02.24

Есть на чём, но кто?

В районах Новосибирской области появилось более 200 новых автобусов, но водителей по-прежнему не хватает. Как исправить ситуацию?

Средний возраст водителей пассажирских и школьных автобусов приближается к пенсионному.

Комитет заксобрания по транспортной, промышленной и информационной промышленности ещё в 2017 году инициировал областную программу по обновлению пассажирских и школьных автобусов в муниципальных автотранспортных предприятиях (АТП). Реализовывалась она в районах и городских округах с разной степенью активности, но помогла снизить средний процент износа подвижного состава с запредельных показателей до более приемлемых. Коренной перелом произошёл в прошлом году, когда при поддержке губернатора НСО Андрея Травникова наш регион получил специальный казначейский кредит (на 15 лет под 3% годовых) в размере 1 млрд рублей, который полностью был направлен на закупку новых автобусов. Начиная с ноября 2023 года до января 2024-го в 29 районов региона, а также в города Искитим, Бердск и Обь поступили 206 новых автобусов, которые уже активно используются как на внутрирайонных перевозках, в том числе школьных маршрутах, так и на межмуниципальных. Уже очевидно, что проблемы именно с транспортом, которая была крайне остра 5–7 лет назад, больше нет. Но стала ли от этого жизнь муниципальных АТП легче? Это и выясняли депутаты транспортного комитета на специальном выездном заседании в Мошково, где, кроме местных перевозчиков, присутствовали представители АТП ещё пяти сельских районов.

Помимо обновления парка, есть немало других позитивных моментов. Во-первых, практически все АТП сегодня имеют доходы, в том числе и за счёт дополнительной коммерческой деятельности. Во-вторых, в автотранспортных предприятиях в последние годы серьёзно занимались повышением заработной платы. Лет пять назад она почти повсеместно была ниже не только среднеобластного, но и среднерайонного уровня. Сегодня во всех АТП водители пассажирских автобусов получают в среднем более 50 тысяч рублей в месяц, водители школьных автобусов в связи с меньшей загруженностью — от 41 до 47-48 тысяч рублей. Но на этом плюсы фактически заканчиваются.

Депутаты продолжат держать ситуацию с сельскими АТП на контроле.

— И для нашего предприятия, и для коллег из других районов основной проблемой остаётся кадровый вопрос, — сказал директор МУП «Мошковское АТП» Владимир Нюренбергер. — Средний возраст водителей на всех маршрутах — сильно за 50 лет, у нас уже 10 водителей старше 60 лет, а двоим в этом году исполнится 70. Молодёжь ищет более лёгкую, высокооплачиваемую и не связанную с большой ответственностью работу. То, что нам всем так помогли с обновлением парка, — огромное спасибо. Но встаёт резонный вопрос: а кто спустя время на этом транспорте будет работать?

Вторую проблему, уже не в первый раз за последние годы, обозначил председатель транспортного комитета Валерий Ильенко. Он отметил, что привлечение кадров тесно связано с условиями, в которых работают водители и технические специалисты.

— Практически во всех АТП области крайне высокий износ зданий и сооружений — гаражей, ремонтных боксов, административных помещений, — сказал он. — А материально-техническая база большинства АТП, прежде всего ремонтная, — это прошлый век. Сегодня мы услышали, что предприятия имеют возможность ежегодно из собственных средств направлять по 400–500 тысяч рублей на ремонты помещений и обновление оборудования, но очевидно, что этого недостаточно. Совместными усилиями исполнительной и законодательной власти региона очень многое сделано для улучшения работы предприятий, видны позитивные перемены. Но работа обязательно должна быть продолжена, и наш комитет, депутаты заксобрания продолжат контролировать этот процесс.

КСТАТИ
В Карасукской школе ДОСААФ с 2022 года начали подготовку водителей категории «Д» (пассажирские перевозки). С тех пор были подготовлены новые кадры как для местного автотранспортного предприятия, так и для АТП соседних районов. 
Виталий ЗЛОДЕЕВ | Фото Валерия ПАНОВА
back

Материалы по теме:

26.06.23 Конфликт интересов

Пассажирские перевозки в селе находятся под двойной угрозой: какая из проблем серьёзнее?

up