25.11.24

Между сном и явью

В Краеведческом музее открылась сказочная выставка, возвращающая в мир фантазии и метафор

«Чуть только лес оденется листочками, и тёплое небо завьётся белёсыми хохолками, сбросит Кострома свою колючку — ежовую шубку, протрёт глазоньки да из овина на все четыре стороны, куда взглянется, и пойдёт себе», — звучат напевом слова из сказки замечательного писателя Серебряного века Алексея Ремизова «Кострома», чьи произведения Марина Цветаева называла «живой сокровищницей русской души и речи». А у новосибирцев теперь есть прекрасная возможность пощекотать настоящей Костроме меховое пузо, заплести словами её зелёные атласные косыньки и отправиться вместе с Котом-Котофеичем, Зайкой и Чучелом-Чумичелом к Морю-Океану. Потому что в краеведческий музей приехала из Санкт-Петербургского музея Анны Ахматовой выставка-игра «Под крылом птицы Ремез», где взрослый сможет отыскать потаённую дверцу в детство, а ребёнок возвратится в мир игры и метафор, откуда его насильно забрал цифровой прогресс.

В этом самобытном мире, созданном руками семи художников из Санкт-Петербурга, нет высокотехнологичных мультимедийных проекций — здесь на границе яви и сновидений живут живые сказки Алексея Ремизова, рассказанные им дочери Наташе, а потом вошедшие в сборник «Посолонь». Ткани, картон, дерево, стекло, кожа, бумага — вот главные фактуры этого уютного мира, где сразу возникает чувство, будто ты опять под столом, покрытым длинной скатертью. Вот, к примеру, можно залезть в пасть к волку из сказочки «Волк-Самоглот», чтобы очутиться в маленьком лабиринте, где живёт всякая разная жутенькая нечисть, а заодно примерить на себя образ Ауки, сунув руку в холщовый рукав. В этом же пространстве можно посмотреть на себя и глазами Лобасты с белым русалочьим хвостом — метаморфозы здесь встречаются на каждом шагу, главное — отпустить на волю своего внутреннего ребёнка. А ещё здесь есть фактурный старинный буфет, откуда доносятся странные звуки, откроешь дверцы — а там тёмный лес и Серый Волк из сказки «Ночка тёмная», как в ожившем детском сне, когда и страшно, и весело одновременно.

Вход в пасть Волка-Самоглота.

— Мы хотели погрузить детей в сказочный мир Ремизова, а получилось, что и взрослые, приходящие на выставку в Дом на Фонтанке, были в восторге, — рассказывает одна из авторов проекта художница Евгения Фякинская. — И это очень здорово, потому что через две недели в книжных магазинах Петербурга исчезли все сказки Алексея Ремизова. Для нас важно даже не то, что дети придут на выставку, а то, что взрослые потом сами захотят почитать им эти сказки. Нам потом люди писали в отзывах: а мы себе так сказку в детстве и представляли.

«Под крылом птицы Ремез» — это путешествие «посолонь», когда сюжетный ход выставки движется вместе с календарно-обрядовым циклом, где звучат тихим шёпотом народные заговоры, обряды и игры. Здесь можно поиграть в «слова» вместе с самим Алексеем Ремизовым, исполнить соло на деревянной трещотке и зажечь собственную звезду в таинственной пещере. У выставки есть и прикладной смысл — она запускает развитие метафорического мышления у детей, когда простой предмет оживает в руке, создавая отдельную игровую реальность. Психологи и педагоги сегодня много говорят и пишут, что у современных детей, живущих в эпоху цифрового прогресса, начисто отбито умение видеть мир через метафоры, а это неизбежно приводит к трудностям в общении и скудности языка и речи.

— Моей дочери восемь лет, я только недавно разрешила ей пользоваться гаджетами, и то — строго лимитировано, — делится художница. — С раннего детства я читала ей сказки, в том числе и Алексея Ремизова. И я вижу, как у ребёнка работает метафорическое мышление, как полёт фантазии позволяет ей сочинять свои сказки и придумывать игровые сюжеты. Очень надеюсь, что наша выставка поможет взрослым понять важность сказок.

За деревянными створками скрывается знакомая с детства сказка.

— Сегодня это очень важный для нас проект, созданный именно для семейного посещения, общения с детьми через понятные им сказочные образы и формы, — сказала на открытии выставки министр культуры Новосибирской области Юлия Шуклина. — Я уверена, выставка станет местом удивительных маленьких, но очень важных совместных открытий.

Выставка работает до 2 февраля, а посетить её можно только по сеансам с экскурсоводом от 2 до 15 человек. Сеансы проходят каждый час. 6+ «Пушкинская карта»

КСТАТИ
Особенностью работы Ремизова было использование в сказках слов, как будто «потерявших всякий смысл, но всё ещё обращающихся в народе». Иногда это было имя — «Калечина-Малечина», «Спорыш», «Мара-Марена», «Летавица».
Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Валерия ПАНОВА
back
up