Маяки эстетики
Краеведческий музей воспитывает сибиряков с помощью сокровищницы княжеского рода Юсуповых
О вкусах, конечно, не спорят. Да и кто мы такие, чтобы спорить с эстетическими взглядами просвещённого князя Николая Юсупова, который обладал баснословными богатствами, тяготел к знаниям и к искусству, что позволило ему стать первым директором Эрмитажа и собрать собственную коллекцию произведений искусств в своей подмосковной усадьбе «Архангельское». Собственно, княжеские сокровища из музея-заповедника «Архангельское», оформленные в передвижную выставку «Воспитание вкуса», и приехали в Новосибирск, чтобы, разместившись в пространстве краеведческого музея, «повоспитывать» сибиряков. Княжеская коллекция впервые пересекла Уральские горы, чтобы новосибирская публика смогла увидеть более 100 уникальных экспонатов, которые в полной мере иллюстрируют эстетические устремления и изысканный вкус российских аристократов: живопись, графика, скульптура, мебель, фарфор, книги и изысканные предметы интерьера, скрашивающие вельможный быт.
Как рассказала заместитель генерального директора музея-заповедника «Архангельское» Ольга Нестерцева, передвижная выставка, показывающая, как формировались художественные вкусы в России в XVIII–XIX веках, была специально подготовлена экспертами для Новосибирского краеведческого музея. Сегодня в искусствознании акцент делается на социальную историю искусства, когда фокус внимания направлен не только на смену стилей или биографии творцов, но и на контекст арт-рынка прошлого времени: как формировались коллекции, кто задавал тренды? Кстати, в СССР статус единственного коллекционера носил Павел Михайлович Третьяков, поскольку в его честь была названа Третьяковская галерея: о Сергее Щукине, Иване Морозове и остальных замечательных людях, кому мы обязаны сохранившимися шедеврами искусства, писать было не принято. Но и они не были первопроходцами в истории российского «умного» коллекционирования: одним из их предшественников стал Николай Борисович Юсупов — государственный деятель, дипломат, «порученец» императрицы Екатерины II, директор Эрмитажа и Императорских театров, а ещё глава дворцовых стекольных шпалерных и фарфоровых заводов. В общем, человек с обширными связями и серьёзным достатком.
Русская аристократия всегда тяготела к украшательствам своих домов, но во времена князя Юсупова многие вельможи в искусстве не разбирались — для них «маяком эстетики» были императорские собрания. Николай Борисович обладал хорошим вкусом — знал несколько иностранных языков, много путешествовал и слушал лекции в западных университетах. Поэтому императрица и поручила ему «укомплектовать» Эрмитаж красивыми вещами и «модными» произведениями искусств, а так как состояние Юсуповых в несколько раз превышало финансовое благополучие императорского двора, то князь одновременно собирал и свою коллекцию. Тогда жизнь коллекционера мало отличалась от нынешней: всё тот же Париж, где проходили крупнейшие мировые художественные выставки, всё те же аукционы, к которым выпускали каталоги. Кроме того, европейские антиквары сами привозили в Петербург картины на продажу, активно работала сеть «консультантов», — за полвека князь Юсупов собрал более 550 произведений искусства, отдавая предпочтение не только старым мастерам, но и современным живописцам. Кстати, Юсупов был единственным русским коллекционером, который покупал картины современных французских художников. Видимо, у русских коллекционеров «художественная дальновидность» в крови: мы все помним, как русский меценат Сергей Щукин заказал два панно «Танец» и «Музыка» Анри Матиссу, а его окружение вертело пальцем около виска: совсем барин очумел — за такую «мазню» деньги платить?! Одним словом, Николай Юсупов, как и многие прославленные русские коллекционеры, внёс огромный вклад в культуру нашей страны, во многом сформировав вкус и эстетические притязания многих поколений.
Выставка радует насмотренный глаз чистотой скульптурных линий знаменитого скульптора XVIII века Джузеппе Валериани, мягкостью света мастера идеального пейзажа Пьера Саломона Доманшена и мифическими сюжетами французского живописца академического направления эпохи «большого стиля» Людовика XIV Шарля Альфонса Дюфренуа. А так как князь Юсупов много внимания уделял теме обучения, то в его коллекции представлены примеры учебных рисунков и фортификационных чертежей, исполненных кадетами Сухопутного шляхетного кадетского корпуса и произведения крепостных художников, выполненные под руководством опытных наставников. В отдельном зале экспонируются образцы китайской и японской керамики — как признание в любви к восточной философии. Выставку дополняют европейские изделия из стекла, фарфора, фаянса и дерева — примеры подражания китайским образцам и стиля «шинуазри». Выставка «Воспитание вкуса» работает до 23 февраля.
Князь коллекционировал и оружие — пушки и мортиры, которые «выставлял» возле своего дворца в Архангельском. Редкая салютационная пушка представлена и в новосибирском варианте выставки Юсуповских сокровищ.
Материалы по теме:
Зимой особенно приятно проводить время в музеях. Искусство и вдохновляет, и согревает. Поэтому выбирайте выставку по душе — и отправляйтесь на встречу с прекрасным
В Краеведческом музее открылась сказочная выставка, возвращающая в мир фантазии и метафор