25.06.24

Как по рельсам. А как?

Вопросы развития рельсового транспорта в городах России обсудили на одной из площадок Сибирского транспортного форума

В 2024 году отмечается 90 лет открытия трамвайного движения в Новосибирске. В 1934 году было всего 4,2 км путей в одноколейном исчислении и лишь 18 трамваев в парке предприятия, которое сегодня называется «Горэлектротранспорт». Шли годы, трамвайная сеть в Новосибирске развивалась и достигла своего апогея в 1989 году: 191 км путей, 488 трамваев и 183,3 млн перевезённых пассажиров. Для примера: новосибирский метрополитен в 2023 году перевёз «всего» около 85 млн человек.

Но именно метро и могло стать тем видом транспорта, который окончательно «похоронит» трамвай в Новосибирске. К 1989 году уже были запущены пять станций Ленинской ветки — от «Студенческой» до «Красного проспекта» — и начала функционировать Дзержинская ветка — от «Сибирской» до «Вокзальной» (сегодня — «Площадь Гарина-Михайловского»). Достраивались станции «Площадь Маркса», «Гагаринская» и «Заельцовская», открытые в начале 1990-х. Два десятилетия подряд трамваи стремительно теряли свою популярность, но уже 15 лет наблюдается стабильность: 137,5 км путей, 168 трамваев и примерно 22–24 млн пассажиров в год.

15-летнюю стабильность, под определённым взглядом, можно расценить и как стагнацию, но, к счастью, у властей Новосибирска и региона есть планы по развитию не только сети «Городская электричка», но и трамвайного движения. До 2030 года запланирована реконструкция 35 км уже существующих линий, а также строительство 35 км новых веток к растущим городским микрорайонам.

Новосибирские трамваи ежегодно перевозят 22–24 миллиона пассажиров.

На выставке «Современный транспорт и инфраструктура» был представлен новый образец вагона совместного российско-белорусского предприятия по модернизации трамваев «БКМ-Сибирь» — Т-701. С 2017 года «БКМ-Сибирь» модернизировало 52 машины с белорусскими кузовами и нашими колёсными тележками, которые работают на маршрутах города. Как рассказал мэр Новосибирска Максим Кудрявцев, с июля 2024 года начнётся сборка новых вагонов, и до конца года планируется собрать 20 трамваев, которые выйдут на маршрут №13.

— Важно, что они будут собираться с использованием имеющихся ходовых частей, но с новым кузовом, поэтому итоговая стоимость вагона составит около 45 миллионов рублей, что практически в два раза ниже рыночной стоимости. Это позволит нам сэкономить бюджет и расширить парк трамваев в Новосибирске, — сказал градоначальник. — Вторая важнейшая задача — строительство и модернизация путей, а также эффективность транспортной системы в целом. Будем создавать единую сеть рельсового транспорта, которая объединит метро, скоростной трамвай и пригородные электрички. После чего дополним её маршрутками, троллейбусами и автобусами.

КСТАТИ
На выставке был представлен электробус вологодской компании «Транс-Альфа», которая уже поставляет свои машины с дальностью хода от 80 до 240 км в Санкт-Петербург, Йошкар-Олу, Петрозаводск, Владивосток и другие города России. Представители компании рассчитывают, что по итогам форума и новосибирские власти заинтересуются приобретением комфортабельного и экологически чистого транспорта.
Виталий ЗЛОДЕЕВ | Фото Валерия ПАНОВА
back

Материалы по теме:

08.07.24 С акцентом на эффективность

В Новосибирской области идёт рост промышленного производства и оптовой торговли, но демография пока отстаёт

26.06.24 Умные решения

Региональные цифровые проекты в сфере дорожного хозяйства и безопасности были представлены на Сибирском транспортном форуме

24.06.24 В поиске аргументов

Участниками XI Международного Сибирского транспортного форума стали более 5 000 человек, а главными темами — пути выполнения национальных целей в дорожной сфере до 2030 года

up