24.06.24

В поиске аргументов

Участниками XI Международного Сибирского транспортного форума стали более 5 000 человек, а главными темами — пути выполнения национальных целей в дорожной сфере до 2030 года, обозначенные в мае этого года Президентом России 

Резервы развития транспортной инфраструктуры Сибири искали участники пленарного заседания Сибирского транспортного форума.

Международный Сибирский транспортный форум и выставка «Современный транспорт и инфраструктура» открыли второе десятилетие своей истории. В 11-й раз в Новосибирске состоялось крупнейшее профильное мероприятие, на котором представители государства и бизнеса обсудили актуальные вопросы развития транспортной инфраструктуры как Сибирского региона, так и России в целом.

ЦИФРА

10

млрд рублей налоговых поступлений, по словам губернатора Андрея Травникова, ежегодно теряет областной бюджет из-за ограниченной пропускной возможности транспортных сетей.

Любой форум подобного масштаба — это десятки дискуссионных площадок, круглых столов, конференций и панельных дискуссий по множеству направлений: все виды транспорта, включая беспилотные системы; дорожно-строительный комплекс и логистика; безопасность дорожного движения; цифровизация и инновации; наука, образование и кадры. В 2023 году основной темой Сибирского транспортного форума была логистика, в том числе переориентация грузопотоков с запада на восток страны и роль Сибирского федерального округа в этих цепочках. В 2024-м темой «пленарки» стали «Ключевые приоритеты и задачи транспортного развития для качественного роста экономики России», но по большому счёту это было продолжение прошлогоднего разговора.

Обратившийся к участникам СТФ советник Президента России и его специальный представитель по международному сотрудничеству в сфере транспорта Игорь Левитин отметил, что многие из решений и предложений, сформулированных на форуме 2023 года, были реализованы и воплощены в жизнь, однако «пришло время поговорить о логистике более глобально и на перспективу».

— В соответствии с указом президента о национальных целях развития до 2030 года и на перспективу поставлена задача увеличения объёма перевозок по международным транспортным коридорам не менее чем в 1,5 раза за счёт повышения глобальной конкурентности маршрутов. У нас сегодня появляется много возможностей сотрудничества со странами БРИКС, ШОС, с партнёрами на Дальнем Востоке и в Азии. И очень хотелось бы услышать по итогам этого форума, какие ещё у нас есть дополнительные резервы по развитию Сибирского региона, что мы ещё можем сделать в плане развития инфраструктуры и новых технологических решений, — сказал Игорь Левитин.

В качестве одной из задач, поставленных в национальных целях развития в сфере транспорта, заявлено кратное увеличение пропускной способности Северного морского пути (СМП) — с нынешних 36 млн тонн грузов в год до 150, а также Восточного полигона РЖД — сети в границах Красноярской, Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной железных дорог.

Понятно, что решение, которое лежит на поверхности, — строить и расширять сеть железных дорог, сегодня просто не справляющихся с потоками грузов на восток. По мнению Игоря Левитина, стоит задуматься и о выполнении давнего поручения Президента РФ о строительстве одного, а лучше двух железнодорожных выходов (на Урале и в Сибири) к портам СМП.

Председатель заксобрания НСО Андрей Шимкив, первый зампред правительства НСО Владимир Знатков и главный федеральный инспектор по НСО Николай Буймов (справа налево).

Губернатор Новосибирской области Андрей Травников согласился с тем, что все сибирские регионы заинтересованы в максимальной пропускной способности наших транспортных коридоров и в появлении новых.

— Мы осознаём важность и влияние Новосибирской области на развитие соседних регионов и страны в целом, поэтому во всех наших государственных региональных программах и мерах поддержки инвестиционной деятельности всё, что связано с транспортом и логистикой, в приоритете. Надо ускоренно развивать транспортную инфраструктуру в Сибири — по-другому не может быть, — подчеркнул губернатор.

Особенно Андрей Травников заострил внимание участников форума на важности не только переосознания прошлого, но и осознания будущего. Приводя в пример Новосибирскую область, глава региона рассказал, что за последние годы есть примеры положительного развития транспортной инфраструктуры, такие как «Чуйский тракт» и развитие аэропорта Толмачёво, который стал крупнейшим пассажирским и грузовым хабом. С другой стороны, пару десятилетий назад была недооценена, по объективным на тот момент причинам, будущая значимость Восточного полигона и БАМа. И сегодня, к сожалению, это приходится навёрстывать ценой экономических потерь в развитии регионов. Но, по мнению Андрея Травникова, пытаться выстраивать аргументацию на напоминании об ошибках или неудачах прошлого — не очень хорошая стратегия. Лучше потратить время на площадках форума в поиске дополнительных аргументов, для того чтобы обосновывать необходимые для Сибири и для всей страны инфраструктурные транспортные проекты.

На заседании координационного совета Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» по транспорту губернатор развил тему:

— Более правильный, комплексный подход — когда мы или сами берёмся за эту задачу, или предлагаем соответствующим федеральным специалистам в целом посмотреть на место Сибири в транспортной инфраструктуре нашей страны. И определить стратегически перспективные транспортные маршруты и объекты всех видов транспорта: водного, авиационного, железнодорожного, автомобильного. Надо подавать это как комплексное предложение по развитию всей транспортной инфраструктуры макрорегиона Сибирь.

КОММЕНТАРИЙ

Сергей ТИТКОВ, заместитель председателя комитета заксобрания НСО по транспортной, промышленной и информационной политике:
— Мне очень понравилось выступление нашего губернатора, который честно сказал о том, что несколько десятилетий назад мы неправильно расставили приоритеты в плане транспортного развития Сибири. Но приятно, что сегодня не только пришло осознание, но и начались конкретные шаги по исправлению ошибок прошлого. О чём, кстати, совсем недавно говорил в Якутске и наш президент. Это даёт уверенность, что развитие будет, и наш регион в силу своего положения может оказаться в центре этого процесса.
Виталий ЗЛОДЕЕВ | Фото Валерия ПАНОВА
back

Материалы по теме:

26.06.24 Умные решения

Региональные цифровые проекты в сфере дорожного хозяйства и безопасности были представлены на Сибирском транспортном форуме

25.06.24 Как по рельсам. А как?

Вопросы развития рельсового транспорта в городах России обсудили на одной из площадок Сибирского транспортного форума

up