Расставили акценты
Почему не удастся в 2022 году выполнить план по вводу ФАПов и из-за чего откладывается реконструкция бассейна СКА?
Из 45 запланированных ФАПов в 2022 году будут введены 24, остальные переносятся на следующий год.
Очередные изменения в областной бюджет 2022 года на заседании комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности представил министр финансов и налоговой политики области Виталий Голубенко. По его словам, основная цель документа — провести перераспределение средств, оценить возможности «распаковки» резервов на индексацию социальных выплат и переоценить собственные доходы с учётом рисков, связанных с недобором налогов.
В числе направлений, на которые будут добавлены средства, — достройка социальных объектов (поликлиники, амбулатории, ФАПы, школы, долгострои); сфера здравоохранения; жильё для детей-сирот и многодетных семей; индексация социальных выплат; поддержка сферы ЖКХ для подготовки к зиме; капремонт многоквартирных домов; реконструкция автодороги Новосибирск — Ленинск-Кузнецкий.
Основной источник финансирования — заложенные ранее резервы (6,7 млрд рублей) и невостребованные бюджетные ассигнования (1,46 млрд). Из общей суммы придётся вычесть предположительно 3,76 млрд рублей недобора собственных доходов — в основном за счёт заметного сокращения поступлений по налогу на прибыль. В итоге с учётом всех изменений доходная и расходная части областного бюджета на 2022 год сокращаются на 3,4 млрд рублей каждая и составят соответственно 254,6 и 280 млрд рублей, дефицит бюджета — чуть более 25 млрд рублей.
Вопросов к министру у депутатов оказалось немало. Председатель комитета Фёдор Николаев обратил внимание на заметное удорожание строительства ФАПов и сдвиг сроков ввода ряда из них. И. о. министра строительства области Алексей Колмаков сослался на изменение норм проектирования, в частности, ужесточение требований к геологическим и археологическим изысканиям. Он сообщил, что из 45 запланированных ФАПов в 2022 оду будут введены 24, остальные переносятся на следующий год. Что касается удорожания, то виной тому, по словам Алексея Колмакова, резко возросшая стоимость стройматериалов. Первый вице-спикер заксобрания Андрей Панфёров возмутился качеством работ на прилегающей к ФАПам территории, назвав его «безобразным». Он попросил обязательно направлять на приёмку таких объектов представителей министерства.
Вице-спикер заксобрания Ирина Диденко поинтересовалась судьбой реконструкции бассейна СКА. Алексей Колмаков сообщил: подрядчик в связи с «ценовой неуверенностью» контракт расторг. Недавно был проведён новый конкурс, на который никто не заявился. Конкурсные процедуры будут продолжены, ассигнования на работы перенесены на 2023 год.
В итоге депутаты поправки в бюджет поддержали, отметив в решении комитета несколько акцентов. При подготовке проекта бюджета на 2023 год правительству рекомендовано предусмотреть отдельное приложение с перечнем объектов, реализуемых по проектам ГЧП и концессий, чтобы депутаты могли понимать, укладывается ли их финансирование из бюджета в установленные законом рамки. Кроме того, рекомендовано уделить особое внимание выделению средств на содержание и ремонт школ.
Законопроект об изменениях в бюджет рассмотрит 29 сентября сессия заксобрания.
Фёдор НИКОЛАЕВ, председатель комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности:
— Что касается изменений в бюджет, то здесь идёт уточнение стоимости объектов, объёмов капительных вложений с учётом переброски с одних статей на другие. Это, в частности, три школы, которые перенесены из объектов ГЧП и строятся на прямые бюджетные инвестиции. Из других существенных моментов — увеличение более чем на 200 миллионов рублей ассигнований по минЖКХ для подготовки к зиме, чтобы добавить денег, где их не хватало. Можем говорить о том, что теперь все цифры уточнены, проблем не будет. Это основные замечания.
Что касается проектов ГЧП и концессий, хотелось бы отметить, что мы пока не имеем опыта хотя бы одного законченного проекта реализации. Нам нужен этот опыт, чтобы понять, как этим механизмом вообще можно пользоваться, и чтобы масштабировать эти проекты на будущее. На ближайшей сессии правительство доведёт эту информацию до депутатов, а на октябрьскую вынесем принятие решения уже по всем соглашениям — что же нам, собственно, делать дальше.
Основной вопрос у депутатов — исполнение наказов. Депутаты от сельской местности обеспокоены тем, как будет выполняться программа наказов, большая часть которых перенесена правительством на 2024–2025 годы. И на эти же годы предположительно по расчётам выпадает очень большая выплата по концессиям и ГЧП. Опыта хотя бы одного оконченного объекта нет, а отток бюджетных средств уже идёт. Если увеличение стоимости по всем проектам просчитать, то придётся жестоко урезать программу наказов в угоду проектам ГЧП. Этим депутаты сегодня обеспокоены.
На мой взгляд, лучше делать проектно-сметную документацию за счёт региона. По сравнению со стройкой это относительно небольшие средства. Тогда мы сразу, получая проект, понимаем его стоимость. И тогда уже депутаты могут задать вопрос: как это так — заходили, условно, с пятью рублями, а выходим с пятнадцатью? Мы не готовы к таким расходам.
Материалы по теме:
В бюджет области внесены первые в этом году и очень существенные корректировки — его доходная часть увеличивается более чем на 30 млрд рублей