Правовые часовые
На 1 июня в учреждениях уголовно-исполнительной системы РФ содержались 466 957 человек. Как контролировать соблюдение их прав?
Доцент университета имени О. Е. Кутафина Светлана Сабаева, руководитель НОЦ по правам человека Игорь Дудко и Уполномоченный по правам человека в НСО Нина Шалабаева.
Общественный контроль за соблюдением прав человека в местах лишения свободы — институт в России сравнительно недавний. Во всех регионах страны созданы общественные наблюдательные комиссии (ОНК), но далеко не всегда их члены чётко представляют себе свои права и возможности, поскольку и юридическое образование есть далеко не у всех. Поэтому по инициативе Уполномоченного по правам человека в РФ Татьяны Москальковой и при поддержке Президента России Владимира Путина при Университете имени О. Е. Кутафина был создан Научно-образовательный центр по правам человека. Представители этого НОЦ занялись повышением квалификации сотрудников аппаратов региональных омбудсменов и членов ОНК, устраивая выездные семинары. 27–28 июня такой семинар состоялся в Новосибирской области под руководством Уполномоченного по правам человека в НСО Нины Шалабаевой.
Начался он с обучающей части. Руководитель НОЦ по правам человека доктор юридических наук Игорь Дудко подчеркнул, что общественный контроль за местами лишения свободы фактически направлен на два основных вектора — соблюдение законных прав и интересов лиц, которые содержатся в этих учреждениях, и вопросы самого исполнения закона. По состоянию на 1 июня 2022 года в учреждениях уголовно-исполнительной системы по всей России содержались 466 957 человек, а только через учреждения структуры МВД в год проходит до 1,5–2 млн человек. Контроль за работой такой огромной системы просто необходим. В адрес Уполномоченного по правам человека в РФ в 2021 году поступило 5 879 жалоб — на тысячу больше, чем в 2020-м, — а это означает, что доверие к правозащитным структурам растёт, а общественный контроль стал важной частью гражданского контроля.
Общественный контроль должен проводиться исключительно на добровольной основе: с одной стороны, это справедливо, а с другой — ОНК тоже несут расходы в связи со своей работой, которые надо как-то возмещать.
Сейчас, по словам Игоря Дудко, Госдума во втором чтении готовит поправки в закон об ОНК, где как вариант предлагается финансирование комиссий через Общественные палаты регионов, то есть фактически нагрузка ляжет на бюджеты самих субъектов Федерации.
По словам Нины Шалабаевой, особенно полезной для новосибирцев оказалась вторая часть семинара — практическая. «На тренингах члены ОНК и представители ГУФСИН рассматривали конкретные ситуации, которые происходили в регионах страны в связи с неправомерными действиями сотрудников исполнительной системы. Когда в состав ОНК входят новые члены, они не всегда понимают свои задачи, права и обязанности, и чтобы не возникало никаких казусов, мы будем обучать их по тем материалам, которые предоставили нам сотрудники университета», — отметила Уполномоченный.
На следующий день представителям НОЦ по правам человека и членам областной ОНК показали исправительную колонию № 9 под Новосибирском. Гости пообщались с осуждёнными, осмотрели промзону, отряды с облегчёнными и обычными условиями содержания, столовую, пищеблок и медсанчасть. Нарушений москвичи не выявили, замечаний у них тоже не возникло.
— Поскольку принятие новых членов в ОНК согласовывается с региональным Уполномоченным, то сотрудникам моего аппарата тоже было интересно послушать гостей и пообщаться с ними. Считаю, что обучение было полезным — разбор конкретных ситуаций расширяет кругозор и заставляет задуматься, правильно или нет члены нашей ОНК разрешали тот или иной инцидент, — сказала Нина Шалабаева.
Материалы по теме:
В Законодательном собрании подвели итоги традиционного конкурса студенческих работ в сфере защиты прав человека
Проблемы при выселении граждан из единственного жилья обсудили на заседании Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Новосибирской области