16.12.21

Компенсация за вред

Как обжаловать действия (бездействие) медицинских организаций?

Если вы столкнулись с нарушениями в части оказания медицинских услуг, вам стоит помнить, что за услуги, представленные по полису ОМС (обязательное медицинское страхование), вы вправе получить компенсацию.

Согласно Федеральному закону от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», обязательное медицинское страхование — это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счёт средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.

Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» даёт гражданину право на получение компенсации за некачественно оказанные медицинские услуги, причинившие вред здоровью или жизни, а также закрепляет тот факт, что оказанный вред может быть как материальный, так и моральный.

Имущественный ущерб принято делить на две категории:

• возмещение убытков или недополученной прибыли по причине временной потери нетрудоспособности;

• компенсация обоснованного дополнительного лечения (при невозможности получить его на бесплатной основе), реабилитация (восстановление), приобретение медикаментов и специальных средств.

Компенсацию морального вреда также можно взыскать. Размер компенсации морального вреда заявляется произвольно, но помните, судебные органы вправе снижать сумму до определённого предела, соизмеримого причинённому ущербу.

При этом к отношениям, связанным с оказанием платных медицинских услуг, применяются положения Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей».

Обязательный досудебный этап

Претензия является первым досудебным этапом по взысканию материального и морального вреда. Грамотно подготовленная претензия, включающая в себя документы, подтверждающие наступление вреда, анализы, заключения специалистов из других медицинских организаций, и правильно сформулированные требования направляются в адрес медицинской организации, которая некачественно или не в полном объёме оказала медицинские услуги.

Жалоба может быть подана гражданином как в письменной форме на бумажном носителе, так и в электронной форме.

Сроки рассмотрения претензии

Срок регистрации письменных обращений в медицинскую организацию с момента поступления — до трёх дней.

Общий срок рассмотрения письменных обращений граждан — 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В случаях, требующих проведения соответствующих проверок, изучения и истребования дополнительных материалов, принятия других мер, сроки рассмотрения могут быть в порядке исключения продлены руководителем (заместителем руководителя) медицинской организации не более чем на 30 дней. При этом автору письменно сообщается о принятых мерах и о продлении срока рассмотрения обращения. После получения ответа на претензию возникает право на рассмотрение данного вопроса в судебном порядке. Вред, причинённый жизни или здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, а также моральный вред может быть возмещён в судебном порядке в соответствии с требованиями ст. 151, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации. Исковое заявление подаётся в суд в письменной форме по месту нахождения медицинской организации. Истец освобождается от уплаты государственной пошлины.

В исковом заявлении истец указывает:

• наименование суда, в который подаётся заявление;

• сведения об истце: фамилия, имя, отчество (последнее при наличии), место жительства, а также по желанию — контактный телефон и адрес электронной почты (если иск подается представителем, указываются также аналогичные сведения о представителе);

• сведения об ответчике: наименование и адрес медицинской организации;

информацию о том, в чём заключается нарушение прав на получение качественной и своевременной медицинской помощи, обстоятельства, на которых основаны свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

• требование о взыскании нескольких видов компенсации (за причинённый имущественный вред и моральный вред);

• сведения о предпринятых стороной (сторонами) действиях, направленных на примирение, если такие действия предпринимались (сведения о том, когда, как и на какой адрес направлялась претензия);

• перечень прилагаемых к заявлению документов.

Исковое заявление должно быть подписано и поставлена дата на момент подачи заявления. Исковое заявление может подписать представитель заявителя, если полномочия на подписание заявления и подачу его в суд указаны в доверенности.

Исковое заявление также можно подать в электронном виде на официальном сайте суда при наличии технической возможности.

К исковому заявлению необходимо приложить:

• документы, подтверждающие обстоятельства, на которых гражданин основывает своё требование;

доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя (при наличии представителя);

• уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление ответчику копий искового заявления и приложенных к нему документов в случае их отсутствия у ответчика;

• документы, подтверждающие совершение стороной (сторонами) действий, направленных на примирение, если такие действия предпринимались и соответствующие документы имеются (чек с почты, подтверждающий направление претензии в медицинскую организацию или же копию претензии с печатью о получении).

Порядок разбирательства судом данного искового заявления предусмотрен Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации. По результатам разбирательства и рассмотрения искового заявления судом будет принято соответствующее решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении исковых требований.

В случае несогласия с вынесенным судебным решением истец вправе обжаловать его в суд вышестоящей инстанции в апелляционном, кассационном порядке, предусмотренном главами 39, 41 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Кроме того, в случае оказания медицинской помощи ненадлежащего качества граждане вправе обратиться:

в министерство здравоохранения Новосибирской области. Адрес: г. Новосибирск, Красный проспект, 18; телефоны: +7 (383) 238-63-68, +7 (388) 238-66-40, +7 (383) 238-63-63; официальный сайт;

в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации. Адрес: г. Новосибирск, Красный проспект, 42а; телефоны: +7 (383) 354-91-50, +7 (383) 218-42-65, +7 (383) 217-30-48; официальный сайт;

в Территориальное отделение Росздравнадзора по Новосибирской области. Адрес: г. Новосибирск, Красный проспект, 11; телефон +7 (383) 223-23-15; официальный сайт.

Фото Александра ГРИБАКИНА
back

Материалы по теме:

11.01.23 Не навреди!

Верховный суд РФ разъяснил, когда и как можно взыскать моральный вред

04.06.21 Плата за страдания

Как взыскать моральный вред?

23.03.20 Упасть – и отжать

Кто в ответе за причинённые душевные страдания, если их виной стало государство?

up