Их частное дело
Как сегодня живут частные театры и что предлагает министерство культуры Новосибирской области независимым творческим группам?
Зрители всегда тепло принимают спектакль «Юшка» театра «Инклюзион».
Недавно на фестивале «Балтийский дом» в Санкт-Петербурге были представлены новые меры поддержки негосударственных театров. «Наибольшее количество частных театров сосредоточено в Москве — 106, Санкт-Петербурге — 82, Свердловской области — 18 и Новосибирской области — 12, — сообщила заместитель министра культуры РФ Алла Манилова. — Впервые были выделены в виде грантов дополнительные средства на подготовку новых постановок». О том, куда идут и как живут негосударственные театры в нашем регионе, рассказали эксперты Международного фестиваля актуального театра «ХАОС».
В 2004 году в Новосибирске прошёл фестиваль независимых театров и новой драматургии «Sib-Altera», который благодаря арт-директору Виктории Холодовой явил публике сам факт существования независимых альтернативных объединений. Инженерный театр АХЕ, группа «DEREVO», новосибирский театр танца «Wampeter», созданный Александром Андрияшкиным, — 10 дней город сотрясали откровения, созданные на просторах нашей родины без одобрения минкультовских художественных советов. Автор этих строк помнит, какой разрыв шаблонов случился на сцене «Старого дома» во время спектакля «Хочу любить» театра «Wampeter» — консервативная публика гневно покидала зал, не в силах вынести трансцендентную силу режиссёрской мысли. Но фестиваль (ожидаемо!) не получил поддержки местного бюджета — превратился в гастрольное пространство, а потом и зачах вовсе. В 2010 году в Новосибирск пришла новая волна «негосударственного творчества», и самым ярким её проявлением стал тандем режиссёра Сергея Чехова и продюсера Юлии Чуриловой с «Асфальт-театром» — предтеча сегодняшних экспериментов на поле партиципаторного театра. Затем в город приехал Олег Жуковский с «La Pushkin», завертелся уличный фестиваль «Шляпа», однако всё закончилось для Новосибирска обычным образом — имена остались, а коллективы распались или уехали. Когда Новосибирск называют театральной столицей Сибири, то, понятно, что речь идёт только о государственных институциях. Сегодня в нашем городе независимая мысль генерируется во многих творческих группах — достаточно загуглить «частные театры Новосибирск», чтобы понять масштаб сценических поисков.
Руководитель и режиссёр театра «Инклюзион. Новосибирск» Анна Зиновьева рассказала, что они являются резидентами Лаборатории современного искусства (так теперь называется Мастерская Крикливого и Панькова), живут на гранты, частные пожертвования и скромные зрительские сборы. Ни о какой постоянной зарплате речи, конечно, не идёт. Хотя в наше время надо понимать, что концепт из серии «художник должен быть голодным» давно уже устарел.
— Нам кажется, что мы при помощи театра можем менять себя, а значит, мир, — говорит Анна. — Мы занимаемся социальным искусством — это инклюзивный театр и темы, связанные со здоровьем и самоопределением в обществе. Приглашаем экспертов, чтобы познавать мир не только интуитивным способом, но и с помощью знаний и мнений.
Те не менее острая социальная повестка не освобождает резидентов Лаборатории от арендной платы — пространство находится в подвале на улице Ленина и обходится в 70 тысяч рублей в месяц. И это один из краеугольных вопросов выживания творческих групп, который в своё время выдворил Олега Жуковского из Сарая искусств в Центральном парке. Впрочем, многие российские творческие «негосы» живут именно по этой схеме: благоустраивают площадки на свои средства и при этом платят жуткую аренду.
— Площадка лаборатории, где работают Полина Кардымон, Варвара Попова, Анна Зиновьева и другие резиденты, существует без единого руководящего центра и выстроенной маркетинговой модели, у них почти нет средств, но есть свобода проявления, — размышляет на странице своего Фейсбука креативный продюсер «Старого дома» Оксана Ефременко. — Поэтому именно здесь возникают альтернативные новосибирскому театральному мейнстриму формы — перфодни, инклюзивные сессии, ридинг-группы. По сравнению с театральными гигантами города в лабораторию приходит ничтожно маленькое количество зрителей, но, несмотря на такое положение дел, она ощущается как место силы и платформа для очень молодых зрителей.
Пандемия убила театр «Понедельник выходной» — несмотря на театральную премию «Парадиз», участие в «Маске плюс» и знаменитый иммерсивный спектакль «Подонки» по пьесе Максима Горького «На дне». Как рассказал худрук Сергей Дроздов, театр не смог пережить первую волну с локдауном — арендодатели не пошли навстречу, льгот не предоставили, поэтому весной 2020 году пришлось паковать кофры и съезжать. Худрук пытался выбить госфинансирование, всё-таки есть постоянный репертуар и свой зритель, но получил отказ. Здесь, конечно, сразу возникают вопросы к Новосибирскому драматическому театру, который открылся в Доме актёра на деньги областного бюджета, но без каких-либо творческих заслуг в прошлом. Собственно, и каких-то громких и важных премьер в новом театре пока не случилось. На вопрос журналистов: «Как вам работалось в Новосибирском драматическом театре в качестве режиссёра-постановщика?» — Сергей Дроздов красноречиво пожимал плечами: без комментариев. В будущем «Понедельник выходной» может воскреснуть, но уже в формате мультиплощадки.
— Я понимаю, что сегодня есть потребность в масштабном финансировании государством частной театральной инициативы, — говорит заместитель министра культуры НСО Григорий Милогулов. — Действительно, создание частных независимых театров — это тренд последнего времени. Но в обществе работает, к сожалению, один алгоритм: сначала идёт запрос¸ а уже потом возникает ресурс. Собственно, в Новосибирской области мы по такому принципу и работаем. У нас нет специальной программы по поддержке частных театров. Государство работает с предсказуемыми вещами, а в сфере частных театров это по большей части эксперимент. И такая ситуация не только в России — во всём мире. В идеале творцу хотелось бы, чтобы государство дало ему денег и отошло в сторонку, не вмешиваясь в процесс. Но так не бывает.
Григорий Милогулов рассказал о европейской театральной практике на примере Франции. В стране всего лишь несколько театральных институций пользуются государственными преференциями. Да, там есть традиция использования частных инвестиционных фондов, чего нет в России, но в основном европейские театры живут на гранты и субсидии. Ещё и по той причине, что когда государство даёт деньги на что-то, то сразу обозначает себя в качестве какой-то структуры, которая может вмешаться в процесс.
— На встрече замминистра культуры Григорий Милогулов транслировал мысль о поиске форм финансирования вне госзаказа, о грантах и возможной передаче этой деятельности посредникам с экспертной функцией, — продолжает исследовать тему Оксана Ефременко.— Тем не менее сейчас для новосибирских частных театров доступны лишь федеральные программы грантовой поддержки, своих механизмов область пока не выработала. Ещё одним острым вопросом остаётся отсутствие свободной площадки, где новые театры могли бы показывать свои спектакли, наращивая опыт проката и восприятия зрителем.
В общем, дискуссия проблемы частных театров не решила, но точки над «i» расставила: они живут и творят, их любит публика и они нуждаются в поддержке. Позиция «сидим ровно — сами всё принесут и дадут» сегодня не работает.
Материалы по теме:
Зачем детская литература приходит в театр, чем порадует проект «Детки и предки. Перезагрузка» и что готовят для подростков новосибирские театры?
Станет ли инклюзивный театр профессиональным, как меняются его артисты и что находят в таких спектаклях зрители?
Открываем серию публикаций о новых театральных площадках Новосибирска. Первая — о Мастерской Крикливого и Панькова