Алгоритм страха
Кто запугивает нас и наших детей «страшными новостями» в чатах? И как отличить фейк от правдивого сообщения?
«Спасём наших детей! Знакомая из полиции рассказала! Кто-то оставляет в песочницах отравленные игрушки! Перепости это сообщение и спаси ребёнка!» — подобные сообщения с завидной регулярностью появляются в родительских или домовых чатах и набирают просмотры, которые только снятся журналистам популярных изданий. Часто мы выключаем мозг и распространяем «страшилку» дальше, руководствуясь чувством «лучше перебдеть» — по аналогии с «письмами счастья» из почтового ящика, которые надо было в советском детстве на всякий случай переписать двадцать раз. Почему мы это делаем и кому выгодно паразитировать на нашем страхе?
Новосибирск накрыло коллективной панической атакой — ученики и студенты начали обмениваться в своих чатах сообщением о стрелках, которые готовят нападение на школу или колледж. Первыми подобное «предостережение» получили ученики гимназии №15 Дзержинского района: сотрудники отдела полиции «Дзержинский» оперативно провели необходимые действия — тревога оказалась ложной. Но тот, кто занимается рассылкой, на этом не остановился: 12 октября такое же «сообщение» получили ученики «Гимназии №1». В редакцию «Ведомостей» попали скрины сообщений, которыми обменивались дети из гимназии в школьном чате. «Инфа только что мне пришла. Завтра в 8:20 10 стрелков в рандомную школу зайдут. И начнут расстрел». Родители школьников рассказали, что дети в панике, отказываются идти в школу и продолжают пересылать эти сообщения друг другу.
Российские маркетологи считают, что главный канал распространения «жуткого контента» — это мессенджеры и чаты. Если ещё десять лет назад страшные истории про конфеты с клубничным вкусом (не ешьте — козлёночком станете!) жили в соцсетях, то сегодня генерировать такой нарратив считается дурным тоном даже в «Одноклассниках». Поэтому он ушёл в ученические, корпоративные, районные и особенно в родительские чаты, где сидят мамочки, обеспокоенные судьбой своих чад на гормональном уровне. «Канал в мессенджере стал сегодня одним из основных локальных средств массовой информации, — говорит преподаватель робототехники Станислав Проненко. — Я состою в шести чатах — родительских и рабочих. Причём рабочие делятся на официальный, где нам раздают задания, и развлекательный, где мы с коллегами флудим и обмениваемся информацией. Про стрелков информация одновременно возникла во всех чатах». Кстати, бумеры, выросшие в нецифровую эпоху, хорошо помнят истории про бритвы, которые люди с ВИЧ-инфекцией мазали своей кровью и вставляли в перила: «моя знакомая, подруга, родственница (нужное подчеркнуть) именно так и заразилась!». Ну и злодеи с ВИЧ ещё в массовом порядке бегали по улицам российских городов и кололи граждан отравленными иголками налево и направо. Соцсетей тогда не было — зато хорошо работало сарафанное радио.
— Сила панического сообщения в чатах в том, что, когда человек его читает, у него сразу включается базовая опция — инстинкт самосохранения, — рассказывает психотерапевт Татьяна Скрицкая. — Нет никакого анализа на предмет фейковости новости — эволюция научила нас безусловной реакции на угрозу жизни. «Бей или беги» — вот что транслирует нам мозг в такие моменты. А когда речь идёт о безопасности наших детей, тут, извините, все способности к здравой рефлексии блокируются.
Как рассказала эксперт, призывы из серии «включи мозги» в такие моменты не работают. Мозг переходит в режим смертельной опасности, гонит адреналин по венам и заставляет предпринимать активные действия — бежать или нападать. Это совершенно нормальное состояние для нашего биологического вида, и стыдиться его не нужно. Кто-то, образно говоря, запирает двери на все замки, а кто-то начинает активно «нападать», защищая свой прайд с помощью перепостов страшилок в чатах. Татьяна Скрицкая советует: проживите это состояние до конца, позвольте страху овладеть вами. Если вам кажется, что ребёнку сегодня лучше побыть дома, — никто вас за это не осудит. Не нужно заставлять себя искусственно бодриться — с базовыми инстинктами не стоит бороться, их нужно прожить, а потом уже заниматься здоровым анализом. Выражение «на трезвую голову» — ещё и об этом. Когда первая гормональная атака слыхнет, то можно уже спокойно понять, что в супермаркетах детей на органы не похищают, потому что система трансплантологии работает по другой схеме.
Случай с «рандомными стрелками» запустил в новосибирском сегменте Фейсбука локальные споры: кто это делает, зачем это нужно и куда смотрит полиция вместе с министерством образования НСО? «Как работают правоохранительные органы? Из того, что известно мне: пройдя по сотням цепочек, одного выявили точно, — пишет в комментариях под одним из постов на эту тему руководитель штаба при министерстве образования НСО Оксана Василенко. — Просто решил написать про то, что всем собраться на крыльце. Зачем написал — сам не понял, другие подхватили и растиражировали. Про рассылки в мессенджерах — явление древнее, многолетнее: пересылки идут из разных городов и даже стран — про маньяков, про тех, кто крадёт детей возле школ. У меня всегда вопрос к людям: вы зачем, получив непонятную информацию, не проверяя её, рассылаете друг другу? Чтобы что? Почему не спросить того, кто отправил: ты где взял? Почему не отправить в полицию? Почему директор колледжа ничего не объясняет своим учащимся?»
— Сообщения о стрелке, как и сообщения о минировании школы, — это сигналы о том, насколько люди не выдерживают тревожности и напряжения в связи с теми процессами, которые практически не поддаются контролю с нашей стороны, — уверена психолог-консультант Наталия Гончарова. — Страх смерти и отсутствие ощущения безопасности создают большой резонанс. И люди, подверженные в данный момент стрессу, проходящие через личные кризисы, проживающие депрессии, а также имеющие психиатрические диагнозы, намного хуже справляются с подобными чувствами. Это люди любого пола и возраста. Они могут сообщать ложную информацию о минированиях и нападениях. Зачем это им? Для подобной группы людей — это способ справиться со своей тревогой. Им её проще прожить, когда окружающие соприкасаются с ней и на неё реагируют.
Татьяна Скрицкая уверена, что время «сетевого нарциссизма» провоцирует особый тип людей на подобные заявления — роль «таинственного кукловода», который дёргает общество за ниточки страха, помогает справиться с собственными комплексами и страхами. Здесь ещё может иметь место манипуляция-игра — из детской серии, — когда ребёнок начинает проверять родителей на прочность, провоцируя их на конфликт. Как далеко в моих выходках они позволят мне зайти? Понятно, что в роли условных родителей выступает общество.
Наталия Гончарова рассказывает, что, когда она училась в 9-м классе, пришла информация о минировании школы — после расследования выяснилось, что таким фейковым заявлением пытался сорвать полугодовую контрольную работу девятиклассник из параллельного класса. Парень сильно боялся её завалить и не получить нужные баллы для перехода в 10-й класс. «Вся эта история даже во взрослом возрасте вызывает у меня лёгкую грусть о том, что ребёнок/подросток/юноша часто остаётся один на один со своей большой тревогой, — говорит эксперт. — И справляется иногда с ней вот так неумело».
Эксперты «Ведомостей» в один голос говорят: такие панические фейковые вбросы влияют на эмоциональную стабильность общества, которое сегодня и без того проживает пандемийные испытания. И как бы мы ни включали холодную голову и не следовали инструкциям, «как отличить фейк от настоящей новости», мы всё равно будем на них реагировать своим самым древним мозговым отсеком. Поэтому действуем по схеме: испугались — побоялись — выдохнули — проанализировали.
1. Фейк от настоящей новости отличает яркость и эмоциональная насыщенность распространяемой информации. Много общих фраз и восклицательных знаков: «Спасите наших детей!!! Маньяк кормит детей отравленными конфетами!!!»
2. В фейке нет конкретных ссылок на источник информации: «Моя знакомая из полиции», «соседка из соседнего дома», «рассказала подруга» — вот список типичных информаторов.
3. Фейк не содержит деталей и конкретики. Как правило, отсутствуют название города и адрес, где это произошло. Иногда используется названия улиц, которые есть в любом городе: Ленина, Советская, Строителей.
4. В фейках, которые циркулируют в чатах, фигурируют дети.
5. В конце фейка всегда есть просьба о распространении.
Кому выгодна фейковая информация?
1. Людям с нездоровой психикой — они так самоутверждаются.
2. Бизнес-манипуляторам. «Эксперты» вычисляют, с какой скоростью распространяется информация в обществе, и придумывают успешные алгоритмы для спама.
3. Группы в соцсетях с помощью таких вбросов получают цитируемость и посещаемость.
Материалы по теме:
Чем отвратительнее и страшнее информация, тем охотнее и быстрее мы её распространяем. Нам станет не так страшно, если мы поделимся ею с другими