05.05.21

Под шестью мостами

Какой мост через Обь умеет растягиваться, как планировали изначально назвать Бугринский мост и почему опоры некоторых мостов «обувают» в сапожки-ледорезы?

1 мая в Новосибирске открылся сезон навигации по Оби. В течение всего лета теплоходы будут возить новосибирцев на дачи и на экскурсии. Музей Новосибирска проводит десять экскурсионных прогулочных программ по реке. Наиболее популярная из них — «Шесть мостов». К слову, далеко не все новосибирцы знают, что мостов через Обь в городе шесть.

Самый первый из них был построен в 1897 году — это железнодорожный мост Транссибирской магистрали через Обь. Можно заметить, что мост имеет двойные опоры. Дело в том, что со временем железо моста устарело и требовалась его полная реконструкция. А мост при этом однопутный — прекращать движение по нему было нельзя. Поэтому строить новый мост начали рядышком, пока по старому ещё ходили поезда. После запуска нового прежний мост демонтировали, а вот опоры остались. Кстати, эти опоры ещё «обуты» в так называемые сапожки-ледорезы, а вот у новых их уже нет, так как и ледохода на Оби больше нет.

Надо отметить, что именно решение о строительстве этого железнодорожного моста предопределило возникновение города Новосибирска и отчасти утрату села Кривощёково.

— Железнодорожное полотно проложили прямо по селу Кривощёково, разделив его на две части. Тогда-то село и прекратило своё существование. Но кривощёковцы стали сходить с насиженных мест, переносить свои дома в другие сёла по другой причине — в 1890–1892 годах там были сильные паводки. То есть жители начали уходить из своего села за несколько лет до начала строительства железной дороги, — рассказывает гид Музея Новосибирска Любовь Писарева.

К слову, село Кривощёково долгие годы считалось потерянным. Однако несколько лет назад новосибирские краеведы, сравнив спутниковые снимки с чертежом, на котором значилось Кривощёково, выяснили, что оно располагалось на берегу Оби, в районе жилмассива Горский. Там в 2018 году прошли раскопки, были найдены нательные крестики, многочисленные предметы быта, посуда и захоронения

На правом берегу вдоль реки простирается улица Фабричная — на ней жили сотрудники речного порта. С реки хорошо виден так называемый дом грузчиков (дом №6), о котором мы подробно уже рассказывали в нашем другом фоторепортаже

Первый автомобильный мост через Обь был построен в 1955 году — это Октябрьский мост. Тогда на территории левого берега, где сейчас стоят многоэтажные жилые и офисные дома, не было ничего кроме картофельных полей, которых жители левобережья лишились из-за строительства моста. Как вспоминают старожилы, когда дорогу, ведущую от моста к площади Карла Маркса, стали укатывать в асфальт, людям даже не дали выкопать урожай…

Летом 1980 года на берегу Оби работники Западно-Сибирского изыскательского треста вбили первый колышек с надписью «Ось моста». Так в Новосибирске началось строительство метромоста. Кстати, у него есть особенность — он умеет растягиваться. Из-за температурных колебаний — живём-то в Сибири — метромосту потребовалась пластичность, для этого на опорах моста были установлены ролики, относительно продольной оси которых «качается» вся коробчатая конструкция. Это позволяет мосту зимой сокращаться, а летом растягиваться на 50 см.

Неподалёку уже можно увидеть строящиеся опоры нового моста, который называют четвёртым (автомобильным), по документам он — Центральный, а по факту является седьмым мостом через Обь в Новосибирске.

Сдать его предполагается к декабрю 2022 года. Новый мост соединит улицу Ипподромскую с площадью Труда и пройдёт параллельно железнодорожному переходу.

А на левом берегу тем временем продолжается возведение нового ледового дворца. Уже чётко видны его контуры. Подробно о ходе строительства ЛДС мы рассказываем в нашем фотопроекте «Новый. Ледовый. Наш»

Помимо мостов во время прогулки по Оби мы встречаем и небольшие островки — их три, и все они начинаются с буквы «К» (точнее, раньше все их названия начинались с этой буквы): Коровий, Кустовой и Кораблик. Это сейчас Коровий остров мы знаем как остров Отдыха, а раньше на нём паслись коровы.

— Когда-то местные жители вывозили на этот остров на летний сезон коров, увеличивая тем самым удои. Видимо, трава там была гуще, зеленее и вкуснее, — поясняет наш экскурсовод.

А на остров Кораблик, кстати, ходят регулярные рейсы Речпорта.

Димитровский мост построили в 1978 году. Он является цельносварным — его элементы не имеют болтовых соединений. Это тоже было сделано из-за условий сибирского климата — швы, наложенные на стальные конструкции, пластичные и хладостойкие, компенсируют движение конструкций под влиянием температурных перепадов.

Но это всего лишь сухие факты, а вот что касается легенд… Старожилы, например, помнят, как с Димитровского моста лилась крысиная вода, или даже крысиный водопад. Дело в том, что проспект Димитрова находился под углом, — и весной, когда таял снег, вода спадала в Обь. А крыс, живших наверху, смывало в реку.

Последние годы новосибирцы облюбовали жильё с видом на Обь, поэтому вдоль берега растут и множатся жилые массивы. Но люди там жили и задолго до появления Новосибирска. В 80-х годах на месте, где сейчас располагается «Европейский берег», учёные провели раскопки и обнаружили комплекс разновременных памятников Турист-1. А в 90-е здесь же археологами было открыто поселение ирменской культуры Турист-2. После этого долгое время считалось, что вся территория уже обследована, но не тут-то было. Несколько лет назад, когда начали рыть фундамент под новые здания, нашли ещё одно разнослойное поселение. С точки зрения обывателя, ничего ценного там нет — только керамика, элементы быта; это является исторической ценностью.

Бугринский мост — самый «свежий» в Новосибирске, он был построен в 2014 году. Высота дуги Бугринского моста составляет 70 метров — ровно столько же в высоту колесо обозрения на Михайловской набережной.

Изначально мост собирались назвать Оловозаводским, но потом решили наречь Бугринским. Не всем жителям, кстати, эта идея пришлась по душе. Ведь ходили слухи, что когда-то на территории села Бугры (отсюда и Бугринская роща) жили бугровщики — люди, грабившие древние захоронения. Новосибирцы были возмущены: почему в честь бугровщиков будем называть новый мост? Но ведь есть и другая версия названия села Бугры: стояло оно на возвышенности, бугорке, потому так и назвали, — значит, ничего предосудительного в «Бугринском» нет.

Ну и шестой мост — Комсомольский. Второй железнодорожный мост в системе Транссибирской магистрали, проходящий через реку Обь.

— В 30-е годы Новосибирск становится воротами в развивающийся Кузбасс — туда нужно было направить железнодорожную ветку, чтобы перевозить оборудование, грузы. Через Обь необходимо было вновь перешагнуть, поэтому меньше чем за год был построен мост Комсомольский. Это, кстати, единственный мост Новосибирска, полностью «обутый» в сапожки-ледорезы, — говорит Любовь Писарева.

Кроме того, он самый высокий мост из всех мостов Новосибирска да ещё и один из самых старых.

Есть примета: если вы проходите под железнодорожным мостом, а в это время по нему идёт поезд, нужно сразу же схватиться рукой за свой карман или нащупать в сумочке кошелёк. Считается, что это к богатству. А так как Комсомольский мост двухпутный, шанс на «обогащение» удваивается.

Помимо экскурсии «Шесть мостов» популярностью у новосибирцев пользуется романтическая экскурсия по Оби. Только представьте: река, вечер, закат — романтика. Аудиогид рассказывает новосибирские истории о любви, а в перерывах звучит красивая музыка. Есть даже скидки для пар.

В планах у Музея Новосибирска запустить и новые экскурсии: водить новосибирцев в заброшенные места — например, в Затон. В этом году такая экскурсия уже появится, поделилась новостью директор музея Елена Щукина.

Она также сообщила, что завершится сезон водных прогулок примерно в середине сентября. И посоветовала новосибирцам побывать на экскурсиях по Оби как минимум дважды:

— Если вы были на нашей экскурсии в июне, то нужно побывать и в августе, потому что виды совершенно разные. Меняется город, цвет деревьев и воды.

Дарья КОСТИЦЫНА | Фото Валерия ПАНОВА

back
up