12.04.21

Будет ли жизнь на Марсе?

Почему у землян снова проснулся интерес к Луне и когда люди начнут строить колонии на Марсе?

Александр Хохлов рассказывает о будущих полётах к Луне.

Как и в 60-х годах прошлого века, лунная гонка идёт снова, только её участников теперь стало больше: к России и США добавился Китай. Считается, что наступившее десятилетие должно стать десятилетием Луны — именно туда будут направлены все силы земной космонавтики. Но естественный спутник Земли сейчас интересует людей не столько сам по себе, сколько как «промежуточная станция» по дороге к Марсу, куда люди могут наконец-то долететь к 2040-м годам. Или даже раньше, если всё получится у Илона Маска. Об этом в рамках празднования в Новосибирске 60-летия полёта Юрия Гагарина в космос рассказал на одной из своих лекций популяризатор космонавтики из Санкт-Петербурга Александр Хохлов.

В России, чьи аппараты последний раз садились на земной спутник в 1976 году, проектируется полёт на Луну последовательно пяти межпланетных станций. Главная цель запуска посадочного модуля «Луна-25» с 20 кг научных приборов на борту — снова научиться «прилуняться». «Луна-26» будет изучать луну дистанционно с орбиты, «Луна-27», возможно, будет укомплектована луноходом, задача «Луны-28» — доставить на Землю лунный грунт (в прошлом году землю с Луны привозил китайский аппарат), а с помощью «Луны-29» на Луну высадится большой луноход для исследования этого небесного тела. В последние несколько лет сроки запуска этих аппаратов неоднократно сдвигались вправо, сейчас по плану первые три из них должны полететь до конца 2025 года.

В 2021 году к Луне отправится американский корабль «Орион» — пока в беспилотном режиме, с манекенами в «роли» людей. В 2023 году на орбите Луны должны снова появиться люди — как в 1968 году. Как минимум такие планы вынашивает японский миллиардер Юсаку Маэдзава, который собирает туристический экипаж из 11 человек для шестидневного облёта Луны на корабле Starship компании SpaceX. Этому кораблю при старте понадобится дополнительная ракета с топливом, от которой Starship заправится после выхода на околоземную орбиту, чтобы долететь до Луны.

Необходимое условие, без которого ни один корабль с людьми не долетит до Луны, — использование сверхтяжёлых ракет. У России таких до сих пор нет (планы по созданию ракет «Енисей» и «Амур» остаются планами). Проектируемый космический корабль «Орлёнок», который разрабатывается сейчас для пилотируемых полётов к Луне, должен будет выводиться на орбиту тяжёлой ракетой «Ангара». Когда такой полёт состоится — вопрос открытый. Но эксперименты по длительным межпланетным полётам, в частности, по длительной изоляции членов экипажа, проводятся в России уже сейчас — в нашей стране традиционны сильные наработки по космической медицине и психологии. Ставят такие эксперименты и в Китае, который тоже намерен отправить человека на Луну в течение ближайших десятилетий и даже создать там постоянную базу — и уже сейчас в осуществлении этого проекта Китай опережает Россию. Тем временем работы в том же направлении начаты и в Индии.

— Зачем людям летать в космос — вопрос сложный, — подводит итог Александр Хохлов. — Основной смысл этого — сохранить человечество, если на Земле случится катастрофа, которая затронет всех. Если в этот момент в космосе не будет людей, то человечество исчезнет. Возможно, на Земле возникнут постепенно другие формы разумной жизни, но одного разума для освоения космоса недостаточно — физиология тоже имеет значение. В этом веке именно на Марсе человечество может начать создание колонии. Есть проекты летающих городов на Венере, базы на спутнике Сатурна Титане, но всё это слишком сложно и дорого. Луна не подходит для колонизации из-за слишком низкой гравитации, но она может стать большой ресурсной и промышленной базой.

Виталий СОЛОВОВ | Фото автора

back

Материалы по теме:

12.04.21 Первый на Острове Свободы

При поддержке депутата заксобрания Александра АКСЁНЕНКО открылась фотовыставка о поездке Юрия Гагарина на Кубу

Новости  [Архив новостей]

up