16.03.21

Следы на снегу

В Новосибирской области подводят итоги очередной переписи «населения» охотничьих угодий.

Сено и берёзовые веники — любимое лакомство копытных животных.

Лес как открытая книга

Технологии умчались далеко вперёд, но «дедовские» методы следопытов-натуралистов никуда из нашей жизни не делись. Одной из важнейших и безальтернативных технологий, использующихся ежегодно, остаётся ЗМУ — зимний маршрутный учёт численности зверей и птиц, который проводится в январе и феврале. Он проходит по всему региону: в общедоступных охотничьих угодьях, частных охотхозяйствах, заказниках и на особо охраняемых природных территориях Новосибирской области.

Алексей Литвинцев — государственный инспектор министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области, говоря проще — главный охотовед и представитель государства в Колыванском районе. В его ведении 500 тысяч гектаров общедоступных охотничьих угодий, также на территории Колыванского района расположено восемь частных охотхозяйств и два заказника. Общая площадь обслуживания — 1,2 миллиона гектаров. Для понимания: площадь всех посевных площадей этого года в нашем регионе составит чуть более 2,3 миллиона гектаров, а тут только в одном районе половина этой территории. Естественно, в арсенале Алексея есть немало увлекательных историй о том, что можно прочитать по следам на снегу.

— Однажды своими глазами видел уже последствия тренировки, которую рысь проводила со своими детишками, — рассказывает он. — Она рассадила двух уже подрощенных котят в засаде, а сама отправилась кружить по лесу и загонять косулю. В итоге обучающая тренировка прошла успешно: косуля вышла ровно на засаду, и котята со своей задачей отлично справились.

Без ЗМУ нет охоты

Для подкормки лосей и косуль охотоведы раскладывают в кормушки соль.

Естественно, что такую огромную территорию Алексей Литвинцев в одиночку не охватит. Государственному инспектору помогают опытные охотники-любители, егеря частных охотхозяйств, охотоведы заказников. В заказнике «Центральный», расположенном недалеко от границы с Томской областью, нам наглядно показывают, как проводится зимний маршрутный учёт.

До начала проведения работ осуществляется подготовка схемы территории, где по категориям «лес», «поле», «болото» наносятся сведения о протяжённости и количестве маршрутов, на которых планируется осуществлять учёт. Длина одного учётного маршрута составляет от 5 до 15 километров, которые необходимо проехать на снегоходе или пройти на лыжах. В первый день на маршруте проводится так называемая затирка старых следов зверей, а на второй день учитываются свежие следы. За два месяца Алексей Литвинцев и его коллеги осуществили учёт животных на 46 мониторинговых маршрутах в Колыванском районе. Но точная численность зверей и птиц на территории определяется не охотоведами на местах, а уже в отделе мониторинга министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области.

59 000 км — общая протяжённость маршрутов ЗМУ в охотничьих угодьях Новосибирской области

— На основании наших данных, по специальной методике они уже подсчитывают окончательные результаты, — поясняет Алексей Литвинцев.

Естественно, у обывателей сразу возникает вопрос: а возможны ли приписки в этой работе? Ведь данные, которые предоставляют государственные инспекторы из районов, напрямую влияют на тысячи охотников, живущих на этой территории.

— Данные ЗМУ по численности зверей и птиц используются при определении квот и норм допустимой добычи охотничьих ресурсов. В обязательном порядке, в целях обеспечения безопасности охоты, учитываются и пропускные способности охотничьих угодий, — подчёркивает министр природных ресурсов и экологии региона Андрей Даниленко. — На полученных данных основывается принятие ведомством решения о регулировании численности охотничьих ресурсов.

Говоря проще, если ЗМУ показал прирост того или иного зверя на территории, то в ближайший сезон охоты на него может быть выдано больше разрешений на добычу. А для частных хозяйств, к примеру, это основной источник бизнеса и дохода. Поэтому, по словам Алексея Литвинцева, все цифры по ЗМУ проверяются и перепроверяются, делается всё, чтобы результат был максимально честным и близким к реальности.

Звери любят тишину

Для подсчёта популяции животных и птиц охотоведам нужно пройти десятки километров по охотничьим угодьям.

Результаты ЗМУ предыдущих лет привели, например, к тому, что в этом сезоне на всей территории Новосибирской области была закрыта охота на лося. Популяция сохатых в регионе, в том числе из-за браконьеров, стала снижаться, поэтому было принято пусть и непопулярное, но необходимое решение. Зато сейчас по следам на снегу видно, что лоси чувствуют себя вольготно и спокойно. Как и косули, да и все звери, любящие тишину. Конечно, личные встречи с животными в живой природе — редкость, всё-таки инстинкт самосохранения у них присутствует, но открытая лесная книга явственно свидетельствует о возрождении популяции: повсюду охотоведы видят следы лосиных семей — мамы, папы и парочек телят.

А вот кого в нашем регионе в последние годы стало очень много, так это медведей, которые мигрировали в Томскую и Новосибирскую область от лесных пожаров в Красноярском крае в 2019 году. Зимой косолапые спят, и в зимнем маршрутном учёте не «отмечаются», да и отстреливать их, пока они ведут себя хорошо, смысла нет. Но весной и летом в здешних краях лучше быть осторожнее. Взрослый медведь, желающий подкрепиться, легко может справиться с крупным лосем, не говоря уже о человеке. Но это так, лирическое отступление.

ФАКТ
Метод ЗМУ на территории региона используется при определении численности лося, косули, кабана, благородного оленя, пятнистого оленя, дикого северного оленя, кабарги, рыси, волка, лисицы, корсака, соболя, куницы, хоря, росомахи, горностая, колонка, белки, зайца-беляка, зайца-русака, рябчика, тетерева, глухаря, белой и серой куропаток, фазана. Всего охватывается 22 вида из 69 обитающих на территории НСО.

Если же ещё говорить о статистике, то, по данным начальника управления по охране животного мира и особо охраняемых природных территорий минприроды НСО Валерия Шрейдера, численность животных в Новосибирской области на протяжении нескольких лет остаётся стабильной. Ежегодно насчитывается более 50 тысяч зайцев, 56 тысяч лисиц, более 11 тысяч лосей, от 100 экземпляров рыси. Наряду с медведями больше становится водоплавающей и боровой дичи, что для любителей этого вида охоты — хороший знак.

По закону и справедливости

Наряду с ежедневной работой охотоведов на местах продолжается и совершенствование законодательной базы. На ближайшей мартовской сессии Законодательного собрания должны были рассматриваться изменения в областной закон об охоте, но их отложили до апреля-мая. Причину, по которой это произошло, объяснил заместитель председателя комитета заксобрания по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям Денис Субботин.

— Законопроект, которым занимаются наш комитет и специальная рабочая группа, можно разделить на две основные части. Первое — это приведение в соответствие с федеральным законодательством, так как с 1 января вступили в действие существенные изменения в федеральные правила охоты, — сказал парламентарий. — Вторая часть, из-за которой идёт основная дискуссия, касается непосредственно нашего региона. А именно — это создание более справедливой и устраивающей большинство охотников системы распределения разрешений на охоту в общедоступных ресурсах. В прошлом созыве мы уже вносили изменения в эту систему, но работа продолжается, и вскоре вариант, с которым согласятся все, будет выработан.

Виталий ЗЛОДЕЕВ | Фото Валерия ПАНОВА

back

Материалы по теме:

27.05.21 Путёвки по новым правилам

Изменения в областной закон об охоте приняты в первом чтении, но к вопросу финансирования природоохранной сферы депутаты ещё вернутся

Новости  [Архив новостей]

x

Сообщите вашу новость:


up
Яндекс.Метрика