17.03.21

Какой фольклор нам нужен?

Почему в нашем регионе с богатыми традициями фольклористики и этнографии оказались не востребованы выпускники этого направления?

В Областном центре русского фольклора и этнографии школьникам всегда интересно.

Операция по спасению

Месяц назад соцсети облетела новость о том, что закрывается отделение фольклора и этнографии в Новосибирском областном колледже культуры и искусств. На поверку выяснилось, что речь не идёт о закрытии, — на самом деле отделение спасают.

Спасать фольклорно-этнографическое отделение (ФЭО) потребовалось потому, что на выпускном четвёртом курсе не осталось ни одного студента, а набирали три с половиной года назад 15 человек. Платной формы обучения здесь нет, только бюджет. Обучение одного студента ФЭО обходится государству в среднем в 300 тыс. рублей в год, или 1 млн 200 тыс. за весь курс. Расходы несёт областной бюджет — колледж является подведомственным учреждением регионального министерства культуры. Осенью 2020 года в Новосибирском областном колледже культуры и искусств сменился директор. Александр Иванов, почти 30 лет руководивший НОККиИ, заслуженный работник культуры РФ, кавалер Золотого Почётного знака «Достояние Сибири», стал одной из жертв COVID-19. В декабре директором был назначен Андрей Липихин, выпускник колледжа 1988 года, окончивший курс Московского института культуры отделения народного хора, последние пять лет он был начальником управления культуры Новосибирского района, а до этого — восемь лет худруком Сибирского народного хора.

— Когда я вступил в должность, начал знакомиться с положением дел, выяснилось, что на четвёртом курсе отделения фольклора и этнографии практически нет студентов. Двух оставшихся отправили в академический отпуск. Отсутствие выпуска на курсе — это чрезвычайная ситуация для образовательного учреждения, поскольку не выполняется государственное задание. А это означает последующее сокращение госзадания и финансирования на следующий год. Из-за одного отделения, которое сработало в минус, последствия коснутся всего учреждения, — рассказывает Андрей Владимирович. — Я проанализировал ситуацию и пришёл к выводу, что она складывалась поступательно в течение четырёх лет. Понятно, что есть риски, разные ситуации у студентов: кто-то не сдаёт долги, кто-то меняет место жительства, кто-то уходит из профессии, девушки выходят замуж. Но сохранность контингента должна быть в пределах 85 процентов. Мы предложили зав. отделением и педагогам подготовить предложения по выходу из ситуации, но не услышали ответа, поэтому вынуждены были принять управленческое решение.

С начала следующего нового учебного года в колледже объединят два отделения — фольклорно-этнографическое отделение станет частью отделения сольного и хорового народного пения.

При этом, по словам директора, сохранятся преподавательский состав и учебный план ФЭО, оно будет обособленным подразделением, а в перспективе при удачном стечении обстоятельств можно будет вернуть ему самостоятельность. Кроме того, благодаря объединению есть возможность расширить учебный план двух отделений и дать студентам дополнительные знания. Контрольные цифры набора на 2021/2022 учебный год: 8 человек на фольклорно-этнографическое отделение и 15 — на отделение сольного и хорового народного пения.

Развернуть поколение

Елена Конева и студенты 3-го курса фольклорно-этнографического отделения НОККиИ.

Сегодня на ФЭО учатся около 30 человек. Обсуждение в соцсетях вызвало волнение в рядах студентов 1–3 курсов и их родителей. Директор успокаивал: обучение продолжится по утверждённому учебному плану, все получат дипломы в положенный срок по своей специальности с квалификацией «руководитель любительского творческого коллектива (фольклорного), преподаватель». Руководитель ФЭО Ольга Кайманакова, почётный работник культуры, 8 февраля покинула эту должность, но продолжает работать преподавателем. Руководство отделением приняла преподаватель Елена Конева.

На одной из пресс-конференций ситуацию в колледже прокомментировала министр культуры Новосибирской области Наталья Ярославцева: «Мы вынуждены объединить два отделения, чтобы можно было вновь набирать студентов и развивать фольклор. Возможно, часть ребят выбрали Новосибирский музыкальный колледж имени Мурова, где есть отделение сольного и хорового народного пения, руководит которым Ольга Гурина. И это нормально, когда существует конкуренция. Мы также очень хотим, чтобы расширялось и отделение декоративно-прикладного искусства, чтобы наши студенты осваивали ремёсла и несли эти знания в сельскую культуру».

Однако ситуация в колледже вскрыла проблему значительно более серьёзную — отсутствие запроса на специалистов в сфере фольклора и этнографии, а именно вакансий в учреждениях культуры области.

Почему направление, которое считается основополагающим для культуры и без которого трудно представить её развитие, на деле оказалось в аутсайдерах?

«Традиции не могут быть только архаичным музейным вариантом. Может быть, для того, чтобы появился этот интерес, нужно раздвинуть рамки, — размышляет директор колледжа. — Когда Дмитрий Покровский со своим ансамблем выходили и пели в традиции, причём в обычной одежде, вызывали конную милицию, потому что окна выдавливали — столько было желающих попасть на концерт. Мы упустили ситуацию, и сейчас необходимо предпринимать шаги, чтобы развернуть поколение в сторону современного понимания фольклора и этнографии».

Год Мельникова

В колледже студенты осваивают разные виды искусств.

Отделение фольклора и этнографии НОККиК — редкое в своём роде образовательное направление, в России таких единицы, ближайшее к нам — в Красноярске. Создано оно в 1994 году, у его истоков стояли известные новосибирские фольклористы — Михаил Мельников, Наталья Леонова, Вячеслав Асанов. После смерти легендарного фольклориста Михаила Никифоровича Мельникова в 1998 году отделению было присвоено его имя. Профессор НГПУ, член Петровской академии наук и Союза писателей России, Мельников первым в Сибири в период оттепели 1960-х годов вывел аутентичный фольклор в жизнь. Он выявил и поддержал сотни народных исполнительских коллективов, стал инициатором и организатором фольклорных экспедиций в Новосибирской области. Под его руководством и при непосредственном участии собрано более ста тысяч произведений разных жанров фольклора русского, белорусского и украинского происхождения. Большая часть записей выполнена в ходе ежегодных учебных фольклорных экспедиций в различные районы Новосибирской области студентами факультета русского языка и литературы НГПИ. Часть этих материалов передана Мельниковым в Областной центр русского фольклора и этнографии (ОЦРФиЭ), большая же часть хранится в Государственном архиве Новосибирской области. В этом фольклорном собрании представлены как песни и сказки старожильческого населения Сибири, так и песенные и речевые формы новопоселенцев: обрядовый фольклор, традиционная лирическая песня, хороводно-игровые произведения, сказочная и несказочная проза. В этом году исполняется 100 лет со дня рождения Михаила Никифоровича Мельникова, родился он 10 августа 1921 года. В феврале в Новосибирске состоялись традиционные Мельниковские чтения, которые проходят раз в два года.

Олеся Ликаровская, студентка 3-го курса отделения русских народных инструментов.

За четверть века собран свой архив и на фольклорно-этнографическом отделении НОККиИ, в него вошли свыше 2 000 этнографических образцов, записанных в 29 районах. Народные песни, танцы и обряды — это то, на чём учатся студенты. Есть здесь свой ансамбль — «Сибирочка». Выпускники отделения работают в учреждениях социально-культурной сферы, в детских музыкальных школах и школах искусств, занимаются дополнительным образованием в детсадах и школах, ведут любительские творческие коллективы.

— Наши выпускники работают во всех районах нашей области, а также во многих городах России. К примеру, Нина Александровна Чикунова, зав. кафедрой народной художественной культуры и музыкального образования НГПУ, доцент, кандидат наук, — говорит Любовь Суровяк, сотрудник Областного центра русского фольклора и этнографии, много лет преподававшая в НОККиИ. — Выпускники ФЭО — универсальные специалисты. Люди, которые могут качественно петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах — они осваивают гармонь, балалайку, гусли, хотя приходят без обязательного музыкального образования. Изучают кройку и шитьё традиционного костюма, и к завершению курса у каждого есть свой костюм; осваивают несколько видов декоративно-прикладного творчества — роспись по дереву, вышивку, изготовление народной игрушки; у них есть предмет «режиссура народного театра», а также этнопедагогическая практика.

Принимая выпускника ФЭО в штат, Дом культуры, ДШИ или детский сад получает специалиста широкого профиля. Он может организовать певческий или танцевальный коллектив, студию декоративного творчества или театральную студию.

Таких специалистов на самом деле очень не хватает на местах. Другое дело, нет социального запроса — на уровне власти, районной или областной.

На протяжении многих лет разрабатывается проект по созданию народных домов в районах области, которые должны заниматься комплексным изучением, освоением и восстановлением традиций. Для этого тоже нужны специалисты. Под фольклором и этнографией понимается в основном  русская, украинская и белорусская культура, иногда немецкая. Но территория Новосибирской области продолжает заселяться, а значит, пора знакомиться с культурой новых переселенцев — узбеков, таджиков, киргизов, — их число постоянно растёт. А культура коренных народов региона — татар и казахов — это же целый космос! Возможно, на ФЭО появится новый предмет, рассказывающий об азах национальных культур.

Марина ШАБАНОВА | Фото Валерия ПАНОВА

back
670

Материалы по теме:

18.03.21 Как куются кадры для культуры?

От художественной студии и хореографических залов до общежития и мастерских по пошиву одежды и обуви — один день из яркой жизни Новосибирского областного колледжа культуры и искусств

Новости  [Архив новостей]


x

Сообщите вашу новость:


up