Ангел вернулся
Как Новосибирск и Питер встретились на картинах известного театрального художника и педагога Владимира Фатеева?
Выставка «Ретроспектива. Глава II» в ЦК19 будет работать до 7 июля.
Город наводнили смешные, нелепые, добрые, сказочные персонажи — четыре выставки Владимира Фатеева с начала года было организовано на разных площадках Новосибирска. Нет, это не юбилейный год. Это ностальгия по светлому, прекрасному, наивному и такому живому миру художника, который оставил нас год назад.
В марте открылась первая выставка картин Владимира Фатеева — в арт-центре «Красный», где усатый Будённый вёл под уздцы коня, а дед Мазай спасал зайцев. В мае выставку «Ретроспектива. Глава I» презентовал центр культуры ЦК19 — большую часть экспозиции составили театральные эскизы и макеты, в создании экспозиции принимала участие вдова художника Лариса Фатеева. А в начале июня там же представили вторую главу выставки, главными персонажами которой стали Пушкин, Питер и Новосибирск.
Владимир Фатеев был и остаётся одним из самых загадочных и важных творцов в художественной жизни Новосибирска, в ряду таких величин, как Николай Грицюк, Виктор Бухаров, Вадим Иванкин. На его картинах Новосибирск предстаёт вдохновляющим городом. Им оформлены десятки спектаклей в театре Сергея Афанасьева — на этой поэтической и вместе с тем ироничной эстетике выросли поколения зрителей. Наконец, его ученики — выпускники Новосибирского художественного училища, среди которых художники Евгения Шадрина-Шестакова и Алиса Юфа из Петербурга.
Владимир Фатеев, «Ангел». Холст, масло, 100х180.
Наивная живопись Владимира Фатеева соединяет в себе мастерство и лёгкость, как гениальность, которую трудно анализировать, она просто есть независимо от нашей оценки. «Искренность Фатеева прежде всего в цвете. Чистота его цвета почти ослепляет, заставляет чуть ли не зажмуриться, особенно с непривычки — откуда бы нам взять в будничной запылённой жизни, тем более в тусклых, невзрачных сибирских ландшафтах, тем более в сером Новосибирске, такую интенсивность красок», — пишет поэт и театральный критик Сергей Самойленко.
Понимая всю ценность творческого наследия Фатеева, Новосибирский государственный музей при поддержке министерства культуры Новосибирской области собирает коллекцию его работ, в НГХМ хранится десять живописных картин мастера.
Как ему писалось и что по-настоящему волновало? Сам Владимир Фатеев рассказывал: «Люблю, чтобы в живописи была игра, драматургия. Ухожу от описательности, трёхмерного пространства, перспективы в пользу непосредственного звучания цвета — отсюда упрощение формы, отказ от всего несущественного. Попытка дойти до сути. Будь то портрет девушки, кота, дерева. Ну а сам процесс написания — это дело интимное, легко или мучительно — неважно. Важно, чтобы живопись была здоровая, живая. Ведь лишь тогда возможен контакт со зрителем».
В день рождения художника, 11 июня, в фойе драмтеатра под руководством Сергея Афанасьева устроили небольшой вернисаж. На картинах «распустились» цветы — солнечные, яркие, разноцветные, излучающие любовь к жизни, а рядом поставили корзины красных яблок, которые так любил художник. В этот вечер показали один из самых красивых его спектаклей — «Хануму». А в интерьере своё постоянное место заняла картина Фатеева «Русалки», подаренная театру семьёй Пасман по случаю открытия нового здания.
«Все мы знаем Володю как большого художника, но он ещё был уникальным человеком и притягивал к себе окружающих. Мне всегда очень нравилось, что в нём не было пафоса. Всегда весь постановочный период он находился рядом, и было видно, что новый спектакль для него — такое же рождение произведения искусства, как и рождение поэзии в его картинах», — говорит Сергей Афанасьев.
Выставка художника в ЦК19 продлится до 7 июля. Уверяю вас, это фантастическое погружение, после которого жизнь будет казаться лёгким путешествием вне времени и пространства. Можно прогуляться по улицам Санкт-Петербурга в компании классиков Пушкина и Гоголя, если вы не боитесь примет, конечно, когда зайцы перебегают дорогу! Побывать в гостях у Пушкина, принимающего Гоголя в домашнем халате и тапочках. По словам самого Фатеева, с Александром Сергеевичем у них всегда была особенная связь, он считал его своим «братом-близнецом» — оба родились в июне. Наконец, увидеть самого Владимира Фатеева, на которого чем-то похож персонаж с крыльями на картине «Ангел».
Материалы по теме:
В Новосибирске открылась выставка театрального художника и педагога Владимира Фатеева