18.10.23

Крылья в профессию

Чем отличается профильное обучение от базового и какие спецклассы действуют сегодня в Новосибирской области?

Профильные классы

С 1 сентября 2023 года все образовательные организации России, в том числе и Новосибирской области, перешли на Федеральные основные образовательные программы (ФООП), которые предусматривают два уровня обучения: базовый и профильный. По окончании девятого класса выпускники отчисляются, а затем школы по заявлению родителей набирают 10-е классы, в том числе формируя профильные классы на основе результатов ОГЭ и пожеланий ребят. Существует несколько профилей: социально-экономический, естественно-научный, гуманитарный, технологический и универсальный. Профильное обучение, с одной стороны, основывается на запросах экономики региона, а с другой — позволяет учесть будущие профессиональные интересы старшеклассников. Если ребёнку интересны гуманитарные предметы, он может выбрать гуманитарный профиль, тем, кто планирует пойти на инженерную специальность, подойдёт технологический или естественно-научный профиль, а тем, кто собирается связать свою судьбу с экономикой, может подойти социально-экономический профиль.

— Преимущество профильного обучения в том, что оно позволяет индивидуализировать учебный процесс в зависимости от интересов ребёнка и его планов на будущее. Скажем, литературу он может изучать на базовом уровне, а биологию или физику — на профильном. Сдавать ЕГЭ по профильному предмету после такой подготовки значительно проще, — говорит заместитель министра образования Новосибирской области Владимир Щукин. — Школьник должен быть аттестован по 13 общеобразовательным предметам, но закон не запрещает использовать различные формы. В старших классах может быть и самообразование, и зачёт результатов, если ребёнок занимается в спортивной секции или посещает курсы программирования, где изучает предмет в объёме школьного курса информатики.

Урок математики в Аэрокосмическом лицее ведёт учитель Илья Андреевич Федоринин.

Количество школ, где есть образовательные программы по профилям, в Новосибирской области растёт. Если в 2022/23 учебном году гуманитарный профиль был в 89 школах, то в этом году — уже в 123, социально-экономический реализовывали 62 школы, теперь — 104, технологический был в 67 школах, сейчас — в 117, естественно-научный — было 66, стало 75 школ. Больше всего школ (900) открыли универсальный профиль. Связано это с тем, что не все дети в 10-м классе могут определиться, выбрать профиль. Между тем профильное обучение важно для поступления в вуз, с базовым уровнем подготовки это сделать сложнее.

Спецклассы и профориентация

Преподаватель предмета «Конструкции летательных аппаратов» Сергей Геннадьевич Казанцев с учащимися авиастроительных спецклассов Аэрокосмического лицея.

Профильное обучение для Новосибирской области не новость — с 2010 года работает региональный проект специализированных классов, или, как их ещё называют, губернаторских классов. Спецклассы формируются по результатам конкурсного отбора, получают дополнительное финансирование, обеспечивая углублённую подготовку по различным направлениям, имеют кураторов в вузах. Обучение ведётся с 7-го по 11-й класс. Ученики не только углубленно изучают специальные предметы, но и разрабатывают проекты, учатся работать в команде, представлять и защищать проекты на конкурсах и конференциях.

В губернаторской программе участвует 301 специализированный класс — 7 336 учеников в 70 школах Новосибирской области.

Из 70 школ, которые имеют спецклассы, 40 находятся в Новосибирске, остальные — в городах и районах области: в Бердске, Кольцово, Искитиме, в Татарском, Куйбышевском, Новосибирском, Краснозёрском, Искитимском, Карасукском, Коченёвском, Барабинском районах. К примеру, в школе №1 рабочего посёлка Маслянино насчитывается шесть специализированных классов, в том числе агротехнологический, где ребята изучают растениеводство и животноводство, занимаются в школьном дендрарии и создают проекты по ландшафтному дизайну.

Подготовка в спецклассах более узкая, чем при профильном обучении, главная особенность — ребята могут получить первые профессиональные пробы, испытать себя в будущей профессии. Среди профилей спецклассов — естественно-научный (46 классов), медицинский (22), педагогический (16), авиастроительный (14), инженерный, который представлен разными направлениями — математическим, агротехнологическим, биотехнологическим, инженерно-технологическим, мультимодульным, технологическим и химико-технологическим.

Специализация классов определяется на основе потребности рынка труда. К примеру, педагогические и медицинские классы создавались два года назад с целью снять напряжённость с дефицитом кадров в школах и больницах. Каждый из действующих 22 медклассов закреплён за медицинским учреждением. Ранняя профориентация в медицине оказывается очень эффективной, считает Анатолий Юданов, заместитель председателя социального комитета заксобрания, главврач Новосибирской областной больницы. По его инициативе был открыт первый медицинский класс в лицее №170, в этом году прошёл уже девятый набор.

— Ребята в течение двух лет не только углубленно изучают химию и биологию, но и проходят «боевые» испытания — дежурят в областной больнице вместе с нашими специалистами. Если через два года десять этих ребят скажут, что они не хотят идти по этому пути дальше, значит, они не сделают ошибки в выборе профессии, — убеждён Анатолий Юданов.

К уже существующим 14 авиастроительным классам в будущем учебном году могут добавиться спецклассы по направлению «беспилотные авиационные системы (БАС)». Новосибирская область вступает в проект по созданию центров производства и управления БАС.

— Мы предполагаем, что создание таких классов вызовет интерес и у ребят, и у школ, — говорит Владимир Щукин. — Планируется подготовка школьников в сфере разработки, производства и эксплуатации БАС, увеличение количества детей, занимающихся в кружках технического творчества. В Новосибирской области актуально использование беспилотных авиасистем в таких областях, как сельское хозяйство, геодезия, энергетика, ЖКХ.

Главврач Анатолий Юданов встречается с новым медицинским спецклассом лицея №170.

Самолёт своими руками

В Аэрокосмическом лицее имени Ю. В. Кондратюка производится больше самолётов, чем в целом в России. Правда, это модели. Учиться здесь начинают с седьмого класса, до этого ребята проходят летнюю аэрокосмическую школу, где знакомятся с педагогами и учениками старших классов, работают в разновозрастных экипажах и создают свои первые летательные аппараты — «муху» и ракету. Ученицы 7 «А» класса Алиса Некрасова и Лиза Саулова признаются, что решающим при поступлении в лицей для них стало хорошее образование, которое здесь дают, в том числе углублённое изучение математики.

— В рамках предмета технологии на уроках авиамоделирования ребята делают стендовые модели. Выбирают самолёт, который им нравится, находят его чертежи, делают шаблоны, затем заготовки — всё это из дерева, пластика и металла. Затем детали собирают в целое, шпаклюют и красят — получается стендовая модель. Так что каждый ребёнок своими руками собирает самолёт, — рассказывает Сергей Казанцев, заместитель директора по научно-методической работе Аэрокосмического лицея. — После уроков ребята ходят на кружки или спецкурсы, где занимаются летательными аппаратами разных направлений.

Ученик 11-го класса Михаил Шмаков показывает нам свою модель истребителя МиГ-15 — она стала лучшей на областных соревнованиях по кордовым электролётам в начале октября этого года. В том, что она прекрасно летает, мы убеждаемся во дворе лицея. Самолёт восьмиклассников Кирилла Тебенькова и Вячеслава Абдуллина занимал призовые места в соревнованиях по кордовым электролётам в квалификации полу-копий. Кирилл рассказывает, что тягу к небу испытывал с детства и хотел бы связать свою профессию с самолётами, а Вячеслав говорит, что пошёл по стопам дедушки, который работал на заводе имени Чкалова.

Аэрокосмический лицей ведёт свою историю с 1988 года, в его программе изначально было заложено авиа- и ракетомоделирование. Ежегодно лицей набирает три новых класса, претенденты на поступление проходят собеседование по математике и русскому языку, а также психологическое тестирование. В результате формируются авиастроительный класс, естественно-научный по физическому направлению и один обычный класс, хотя и там есть авиамоделирование в виде спецдисциплин. Лицеисты участвуют в многочисленных конкурсах, а после окончания учёбы поступают в технические вузы Новосибирска, МГУ, Бауманку, Московский авиационный институт, а также на летные факультеты гражданской и военной авиации. И это лучшая иллюстрация к тому, для чего нужны специализированные классы — чтобы давать крылья в профессию.

Марина ШАБАНОВА | Фото Валерия ПАНОВА
back

Материалы по теме:

09.11.23 Полёты над полем

Чему учат в агротехнологических классах, где ученики проходят практику и какие профессии будут популярны в сельском хозяйстве будущего?

up