09.11.23

Полёты над полем

Чему учат в агротехнологических классах, где ученики проходят практику и какие профессии будут популярны в сельском хозяйстве будущего?

Школа №167. Уроки в новом классе биологии теперь проходят веселее.

Настоящие и будущие

Сельское хозяйство — отрасль, в которой технологии меняются, может быть, не так активно, как хотелось бы, но в последние годы совершён настоящий прорыв. Цифровые технологии повышают урожайность и влияют на эффективность хозяйствования. Так, пролетевший над полем дрон посеет семена и оценит состояние посевов, а компьютерная программа в зависимости от качества почвы поможет определить, какой объём удобрений внести. Но при этом в сельском хозяйстве остро ощущается нехватка высококвалифицированных кадров.

Первые шесть специализированных агротехнологических классов в Новосибирской области были созданы в 2009 году, число их росло год от года. В 2015-м стартовал пилотный проект по подготовке кадров для АПК в нескольких сельских школах. Сегодня в области 23 агротехнологических класса. Их цель — развитие проектной и исследовательской деятельности, инженерных компетенций и предпринимательской активности школьников.

К примеру, ребята из Баганского района, где развито растениеводство, среди прочего изучают выращивание растений на гидропонике. Помимо подготовки по предметам агротехнологического профиля, школьники углублённо изучают математику, химию, биологию. Программу курирует министерство образования Новосибирской области. У всех спецклассов есть научные кураторы в Новосибирском государственном аграрном университете.

— Около 70 процентов выпускников агротехнологических классов поступают к нам на разные направления, — рассказывает Александра Зенкова, директор Центра довузовской подготовки НГАУ, кандидат сельскохозяйственных наук. — К примеру, будущие инженеры осваивают новые технологии, дистанционное управление техникой, когда трактором управляют из кабинета. В аудитории, которая оборудована по последнему слову техники, где обучаются студенты, мы проводим экскурсии и для школьников. Несколько лет мы курируем конкурс «АгроНТРИ», на который к нам приезжают ребята из агротехнологических классов.

Всероссийский конкурс «АгроНТРИ» («Агронаука, технологии, развитие, инновации») проводится для школьников сельских поселений и малых городов. Благодаря этой программе ребята могут изучать робототехнику, беспилотные аппараты, космические технологии, цифровые ульи, метеостанции и биотехнологии. Так, гибель пчёл, которая стала настоящим бедствием в последние несколько лет, вызвала интерес со стороны юных исследователей в Татарском районе, и теперь они изучают последствия применения различных препаратов на территориях хозяйств.

— Ребята, набравшие на конкурсе максимальное число баллов, по три человека на каждом из девяти направлений, участвуют в межрегиональном этапе, который проходит также на базе нашего университета. К нам приезжают школьники со всей Сибири и Дальнего Востока. И надо сказать, новосибирцы показывают очень хорошие результаты как раз благодаря программе спецклассов. Поскольку конкурс приравнен к олимпиаде, победители получают до 10 баллов при поступлении в вуз и дополнительные выплаты к стипендии во время учёбы.

Региональный этап Всероссийского конкурса «АгроНТРИ» в аграрном университете.

На ниве Маслянино

Живописный дендропарк — гордость школы №1 рабочего посёлка Маслянино. Местные школьники создают собственные проекты по ландшафтному дизайну, разрабатывают и проводят экскурсии. Есть здесь и своя теплица, где рядом с овощами в этом году выращивали имбирь. Ученики закладывают опыты, ведут дневники наблюдений за растениями и анализируют результаты.

Из шести спецклассов школы два — агротехнологические. Выпускники первого агрокласса уже учатся на третьем курсе НГАУ. Школа воспитывает кадры для аграрного комплекса в сотрудничестве с местным хозяйством — «Сибирской нивой». Всего около 20 ребят после школы по целевому направлению от хозяйства поступили в аграрный университет. Каждый год они приезжают на практику, трудятся, получают зарплату и по условиям договора должны будут вернуться после окончания вуза. Хозяйство специализируется на КРС, развивает молочное и мясное направления и строит завод по переработке молока.

— Обучение в спецклассе начинается с седьмого класса. Есть обязательный блок и углублённое изучение предметов, есть блок внеурочной деятельности, когда ребята могут выбрать, чем им заниматься. Это курсы животноводства или растениеводства, ландшафтный дизайн, курсы агробио, агрометео, агроНТРИ, — рассказывает директор школы Ирина Деревнина. — Наши школьники часто бывают на экскурсиях в хозяйстве, проводят собственные опыты и летом под руководством специалистов проходят практику. Встречи со специалистами хозяйства проходят и в школе.

Маслянинские школьники осваивают и квадрокоптеры — на Сибирской аграрной ярмарке 2022 года заняли первое место. Среди особых достижений — два патента на изобретения, полученные тогда ещё старшеклассницами, а сейчас студентками второго курса медуниверситета и НГАУ Дарьей Демченко и Анастасией Вдовкиной, они участвовали в научной работе группы под руководством Вячеслава Коптева, ведущего научного сотрудника Сибирского федерального научного центра агробиотехнологий РАН (Кольцово).

По словам председателя заксобрания Андрея Шимкива, не раз бывавшего в маслянинской школе, ребята демонстрируют искренний интерес к таким занятиям, значит, им будет легче учиться в аграрном университете, а главное — есть надежда, что они вернутся и посвятят себя сельскому хозяйству.

Ученики агрокласса маслянинской школы №1 в Сибирском федеральном научном центре агробиотехнологий РАН. В центре — Вячеслав Коптев.

Ученики агрокласса (7 «Б», СОШ №1 Маслянино) на осенней профильной смене специализированных классов.

По соседству с аграрным

Новосибирская школа №167 находится рядом с НГАУ, такое соседство способствовало плодотворному сотрудничеству. Программу по предпрофильной подготовке учеников поддержали и родители. Ребята — частые гости в университете: младшие школьники летом приходят наблюдать за растениями в теплице, ученики средних классов выращивают бактерии, а старшеклассники разрабатывают свои проекты и получат рабочую профессию. Студенты НГАУ, в свою очередь, разрабатывали проект озеленения территории корпуса младшей школы — все саженцы прижились и прекрасно растут.

— Агроном в современном мире — это уже не человек в ватнике и резиновых сапогах, он обладает всесторонними знаниями и владеет современными технологиями, получает до 150 тысяч в успешном хозяйстве. Нам важно помочь ребятам определиться с выбором направления, получить профессию. Благодаря сотрудничеству с НГАУ каждый из них пройдёт подготовку по специальности и вместе с аттестатом получит свидетельство о профессии водителя автомобиля или оператора квадрокоптера, — говорит директор школы №167 Александр Казанцев. — Под руководством наставников университета ребята разработают проекты, за успешную защиту которых на научно-практических конференциях можно получить дополнительные баллы к ЕГЭ.

Кабинеты биологии и химии оснастили во время недавно завершившегося капремонта школы. Ребятам нравится работать с наглядными пособиями и цифровыми микроскопами с выводом изображения на экран ноутбука. Знакомство с более сложным оборудованием и погружение в профессию их ждёт в аудиториях НГАУ. «Делим сейчас 11-й класс на подгруппы, чтобы учесть интересы ребят: одна подгруппа на биотехнологическом факультете будет писать проекты, другая на ветеринарном факультете заниматься уходом за домашними животными и присутствовать на операциях, третья — изучать технологии производства колбасы и других продуктов», — рассказывает заместитель директора школы Елена Тетюхина.

Со следующего учебного года в школе планируют открыть профильный агротехнологической класс плюсом к имеющемуся классу с универсальным профилем. Лекции педагогов НГАУ, участие в посвящении первокурсников, сама система преемственности школы и вуза — всё это помогает ребятам выбрать свой путь. Тут главное — создать благоприятные условия.

Работа над проектами в маслянинской школе №1.

Профессии будущего в АПК
  • сити-фермер (создание плантаций на крышах и в высотках)
  • специалист по роботам (работа с новым оборудованием)
  • архитектор живых систем (разработка городских ферм и замкнутых циклов)
  • сельскохозяйственный эколог (работа по предотвращению последствий)
  • маркетолог в сельском хозяйстве (продвижение продукции)
Марина ШАБАНОВА | Фото Валерия ПАНОВА и предоставленные НГАУ и школой №1 Маслянино
back

Материалы по теме:

18.10.23 Крылья в профессию

Чем отличается профильное обучение от базового и какие спецклассы действуют сегодня в Новосибирской области?

up