Секреты оптимиста
17 апреля отмечает 70-летний юбилей глава Кольцово Николай КРАСНИКОВ. Он трудится на посту мэра наукограда ровно полжизни
Николай КРАСНИКОВ — мэр наукограда Кольцово, занимает эту должность 35 лет, семь раз избирался на пост главы на всенародном голосовании. Вице-президент Союза развития наукоградов России, заслуженный работник местного самоуправления Российской Федерации. Окончил мехмат НГУ. Член Союза писателей России, автор восьми книг. Кандидат в мастера спорта по лёгкой атлетике, многократный чемпион России в беге на средние дистанции, чемпион и призёр многих международных соревнований среди мастеров старше 35 лет. Активный горный турист.
— Николай Григорьевич, поделитесь, как можно столько лет работать в одной должности и сохранять на это силы и желание, не устать и не выгореть профессионально?
— Думаю, главное условие — любить то место, с которым ты связал свою жизнь. Я пришёл на этот пост из науки в непростое время — в 1990-х годах. И наверное, можно было, как многие главы, говорить: это я не могу, на это нет полномочий, это не предусмотрено. К такому мэру люди быстро теряют интерес, он и сам устаёт, выгорает и уходит. Весь вопрос в том, есть ли желание биться за улучшение ситуации. Посёлок Кольцово изначально создавался как научный городок, нужно было этому соответствовать, поэтому уже с первых лет я понял, что надо учиться у других городов науки, стремиться к самостоятельности. Мы пошли по пути наукограда, искали способы выживания. Было много задач, но это проблемы роста, их решать интересно. И конечно, всегда помогает доверие людей, для которых работаешь, они держат тебя в тонусе, я должен соответствовать ожиданиям, не обманывать их. Второй секрет в том, чтобы оставаться одним из таких же людей, чувствовать себя своим. Мэров часто связывают с какими-то бизнес-интересами, с особым уровнем жизни, привилегиями. Я не причастен к бизнесу, живу в обычном доме с обычными соседями. У меня здесь и дети родились, и шесть внуков. Мне всегда нравилось решать вопросы, которые касаются и меня как жителя, среди которых я сам «варюсь» каждый день. Так что всё просто: нужно любить людей и дело, которому ты служишь, а с другой стороны — постоянно понимать, что раз тебя выбрали, ты должен соответствовать ожиданиям.
— Каким был путь Кольцово к наукограду?
— Мы понимали, что нужно видеть своё развитие в перспективе, потому что, не глядя в завтра, сложно решать сегодняшние проблемы. Из этого понимания и выросло желание войти в особый проект наукоградов. Один из первых шагов был в 1993 году, когда мы с академиком Л. С. Сандахчиевым поехали на парламентские слушания (ещё под руководством Хасбулатова), повезли туда тоненькую справочку о Кольцово, первый раз тогда его назвали наукоградом. Там были такие города, как Дубна, Обнинск, Жуковский, Королёв, мы среди них потолкались, познакомились и вдохновились. Мы понимали — у нас мощный центр «Вектор», вирусология, биотехнологии, и нам нужно искать выход на область, на Федерацию, добиваться особого статуса. Так начались наши бои за наукоград. Мы активно участвовали в разработке Федерального закона «О статусе наукограда РФ», а затем одними из первых прошли процедуру и стали четвёртым наукоградом после Обнинска, Королёва и Дубны, первым в Сибири. Это был 2003 год. Вот уже 22 года идём по этому пути.
Николай Красников с сигнальным экземпляром своей новой книги.
— Наверняка часто сравниваете, что было и что стало?
— Даже забавно вспомнить — начинали с бюджета в 12 миллионов рублей, а долг за коммунальные услуги перед «Вектором» был 23 миллиона. Сейчас мэру впору было бы застрелиться, если бы у него был долг в два раза больше, чем годовой бюджет. А тогда мы всё пережили, пошли в суды, доказали, что нам нужно или помогать, или оставлять налоги. Механизм наукограда включился. Картина такая: население было меньше 10 тысяч человек — сегодня больше 22 тысяч. Каждый год прирастаем, рождается много детей, средний возраст жителей — 37 лет. Гордимся тем, что в основу развития положен принцип гармонии: научно-производственный комплекс и социалка должны быть уравновешены, чтобы хватало и детских садов, и школ, и спортивных объектов, и парковых пространств, и общественных зон. Бюджет сегодня чуть меньше 2 миллиардов рублей, продукции производим больше чем на 30 миллиардов, 15 миллиардов налогов платим в федеральный, областной и местный бюджеты. Нам самим мало остаётся, но мы не в обиде — мы из тех, кто говорит: дайте нам статус наукограда и бюджет один рубль, остальное заработаем сами. Примерно так сейчас и получается. Нам помогает активное участие бизнеса, компаний, которым мы помогали встать на ноги. «Вектор» за это время сильно вырос с нашей помощью, превратился в центр геномных исследований мирового уровня, у нас уникальная коллекция вирусов, таких всего две в мире, вторая в Атланте (США). В наш научно-производственный комплекс входит около 450 компаний малого и среднего бизнеса плюс около тысячи ИП. Это всё позволяет нам динамично развиваться. А больше всего мы гордимся результатами исследований, проведённых Агентством стратегических инициатив: они собрали данные по всем научным городкам России, выделили из них 18 самых продвинутых и проанализировали их по 29 параметрам с целью вывести интегральный показатель комфортности проживания в городе. И высший коэффициент оказался у нас. На втором месте подмосковная Дубна.
— Что даст наукограду строительство СКИФа?
— Это дополнительный резерв развития, универсальный и очень дорогой инструментарий, за которым сейчас наши учёные ездят за границу и за большие деньги ведут исследования. Сибирский кольцевой источник фотонов представляет собой некий огромный микроскоп величиной в несколько футбольных полей, вокруг которого будет до 30 разных станций. Каждая берёт фотонный пучок и использует для своих целей. Медики бомбят раковые клетки, химики создают новые материалы, вирусологи изучают вирусы и так далее. Один такой источник строится у нас, один будет в наукограде Протвино в Подмосковье. Но пока москвичи ещё собираются, мы, сибиряки, быстрее развернулись, за шесть лет всё это сделали, чтобы такая современная установка класса «мегасайенс» заработала у нас.
— Кольцово и Академгородок — конкуренты?
— Нет, напрямую мы не соперничаем, друг друга дополняем скорее. Рад, что появились совместные проекты, потому что СКИФ к нам без СО РАН никогда бы не приехал. Мы сейчас переживаем время, которое Академгородок переживал в свои лучшие годы, когда шло становление. Он — часть Новосибирска, и хотя мечтает быть наукоградом, для этого ему надо перестать входить в состав города, а этого добиться непросто. Поэтому он завидует нашей самостоятельности, тому, что мы — городской округ, плюс федеральное внимание. Мы стараемся в чём-то быть похожими на старшего брата. Я сам из НГУ, и когда уходил оттуда, думал, что лучше Академгородка ничего придумать невозможно. Так что пришлось создавать свой городок и жить не менее интересно.
— Спорт по-прежнему занимает большую часть вашей жизни?
— Спорта много не бывает. Стараюсь бегать каждый день, но если не получается, обязательно делаю хорошую комплексную зарядку. Доволен, что все эти годы нахожусь в форме. До сих пор горжусь, что мой рекорд университета в беге на 1 500 метров всё ещё не побит. Больше 20 лет назад я вернулся в большой спорт мастеров старше 35 лет, 12 раз выигрывал чемпионат России, был призёром европейских и мировых чемпионатов, победителем всемирных игр в Окленде — мы выиграли золото в эстафете 4 по 400 метров. На время СВО взял паузу в больших соревнованиях, но иногда, когда вижу результат соревнований по России, отправляюсь в свой манеж, пробегаю дистанцию, понимаю, что скорее всего выиграл бы, и довольствуюсь этим. Помогают и мои внуки. Старший, классный лыжник, третьекурсник университета, уже меня и без лыж в беге давно «причёсывает». Помладше ребята ещё тянутся, но мне с ними уже интересно и в пробегах участвовать, и в футбол-хоккей играть, и плавать. Горы тоже продолжаются, сейчас беру с собой средних и старших внуков. Дней на десять, на недельку выбираемся — Алтай, Дагестан, Домбай.
— А что нового в вашей литературной деятельности?
— Стихи всегда со мной. Сейчас уже написано восемь книг. В этом году издал сборник «Всё выдержим вместе», стихи военного времени. Готова ещё большая книга стихов. А недавно получил сигнальный экземпляр своей первой пробы пера в прозе — «Будем жить!» («Рассказы неисправимого оптимиста»), автобиографические истории с долей юмора, зарисовки из детства, студенчества, наши наукоградные дела.
— В нашем интервью в 2018 году вы говорили, что ощущаете себя на 35 лет. А сейчас?
— Чувствую, что приблизился к среднему возрасту жителей Кольцово, к 37 годам. А когда общаюсь с внуками, чувствую себя на их возраст. Они весёлые, азартные ребята — и меня заражают.
— У вас не было желания пойти выше по политической лестнице, стать деятелем более высокого ранга?
— Когда-то было — и в Госдуму баллотировался, и депутатом облсовета, райсовета был. Но потом успокоился, потому что нашёл своё место. Люди говорят: не вздумай куда-то уходить. Дорогого стоит это слышать. Приятно получать такие «народные грамоты», когда идёшь по улице, кто-нибудь подойдёт: «Можно вам руку пожать за наше Кольцово?». Чувствую, что нужен людям. Это доверие очень важно.
Материалы по теме:

17 января рабочий посёлок Кольцово отметил 20-летие присвоения ему статуса наукограда. Что получил он от этого статуса и как будет развиваться в дальнейшем, рассказывает глава администрации посёлка Николай КРАСНИКОВ

Николая КРАСНИКОВА впору вносить в какую-нибудь книгу Гиннесса областного масштаба — он бессменно возглавляет рабочий посёлок Кольцово уже 28 лет.