15.12.25

За что ругают зумеров?

Скорость социальных изменений нарастает, а значит, последующие поколения ещё разительнее будут отличаться от нас и наших представлений о норме. Сегодня больше всего упрёков достаётся зумерам

Просматривая новостные и аналитические сайты, то и дело наталкиваюсь на материалы, посвящённые проблеме взаимоотношений представителей различных поколений, причём наиболее пристальное внимание уделяется зумерам — молодым людям, родившимся в конце XX — начале XXI веков.

Тема конфликта «отцов» и «детей» не нова, поэтому к сетованиям нынешних «отцов» на нерадивую молодёжь стоит относиться с осторожностью. Вместе с тем нельзя отрицать того, что проблема существует, и возможно, сегодня она стоит острее, чем когда-либо ранее.

В этом контексте нужно сказать несколько слов о теории поколений Нила Хау и Уильяма Штрауса. Теория поколений — это концепция, в основе которой лежит противопоставление ценностей людей, принадлежащих к разным возрастным когортам. Я к данной теории отношусь сдержанно, хотя, безусловно, здравое зерно в ней есть, а её критика строится на вопросе правомерности вывода неких общих качеств и свойств, присущих разным людям, родившимся примерно в одно и то же время. Естественно, на характер, когнитивные способности и другие личностные особенности человека влияет множество факторов, начиная с генетического, продолжая воспитанием в семье и многими другими. Но, по-видимому, немалое значение имеют и социально-экономические условия социума, в которых развивается человек, политическая обстановка в стране и другие факторы. В этом смысле, говоря о зумерах, или поколении Z, трудно отрицать, что они существенно отличаются даже от предшествующего поколения, о чём могу судить по себе. Глядя на нынешних школьников и студентов, то и дело ловишь себя на мысли, что они мыслят и живут совершенно иначе, при том что между нами не такая большая разница в возрасте.

Зумеры — это первое поколение, полностью сформированное в цифровую эпоху и период расцвета социальных сетей. К их главным отличительным признакам можно отнести:

    • высокую техническую грамотность;
    • стремление к быстрому достижению результатов;
    • способность хорошо ориентироваться в больших потоках информации;
    • склонность к тесной межличностной коммуникации;
    • ориентацию на доверительные отношения с коллегами и начальством.

В отличие от представителей старших поколений, зумеры достаточно негативно воспринимают различные виды строгой стандартизации и регламентации, отдавая предпочтение неформальным связям. В связи с этим они, как правило, не слишком комфортно ощущают себя в жёстких иерархических структурах, свойственных большинству государственных учреждений, да и ряду частных компаний.

Важное отличие зумеров — отсутствие зависимости от общественных догм и клише, которые ещё у моего поколения были достаточно прочно закреплены в подсознании. Например, много говорится о том, что нынешняя молодёжь довольно прохладно относится к формальному образовательному процессу в вузах. Кто-то вообще бросает учёбу после двух-трёх лет, а среди тех, кто всё же дотягивает до диплома, большинство не слишком прилежно посещает занятия, посвящая время подработке, различным курсам и другим способам развития навыков, которые им пригодятся в дальнейшем. Для нас и наших родителей вузовский диплом был мерилом успеха и необходимым инструментом построения если не блестящей, то хоть какой-то карьеры. Сегодня это уже скорее архетип прошлого, не имеющий отношения к реальности — формальное высшее образование давно девальвировалось и не имеет той ценности, которая у него была 20–30 лет назад.

Периодически в комментариях в интернете можно встретить упрёки зумеров в инфантильности, в плохой приспособленности к суровой действительности, в повышенных запросах, желании иметь «всё и сразу» и т. п., причём само слово «зумер» употребляется с ироническим оттенком. Отчасти эти упрёки обоснованы, но нужно понимать, что зумеры росли в относительно благополучных условиях нулевых — начала десятых годов, в большинстве своём окружённые заботой родителей и избавленные от серьёзных материальных трудностей. Конечно, в разных семьях всё было по-разному, но я беру среднестатистический уровень. Очевидно, что зумеры были избавлены от тех лишений и тягот, которые пережили их родители в 80–90-е годы. По большому счёту, не могу сказать, что моё детство было совсем уж безрадостным, хоть и выпало оно на 90-е и самое начало нулевых, но всё-таки у зумеров оно было ещё проще.

Кроме того, в последние годы значительно изменился подход к воспитанию — сейчас родители стараются по максимуму ограждать детей от всевозможных проблем, выращивая их в максимально идеальных, тепличных условиях. Это зачастую приводит к тому, что выросшие дети потом оказываются не готовы ко многим не самым приятным атрибутам внешнего мира. Но стоит ли их за это винить? Вопрос непростой.

На мой взгляд, неправильно навешивать ярлыки и присваивать всем представителям того или иного поколения общие пороки. Все люди разные, не бывает плохих или хороших поколений. Да, нынешняя молодёжь существенно отличается от своих предшественников, но это, как говорится, в природе вещей — каждое последующее поколение отличается от предыдущего просто в силу того, что меняются социальные условия. Здесь уместен марксистский тезис о том, что бытие определяет сознание.

Упрёки в адрес молодёжи — дело естественное, но, как мне кажется, в этом вопросе нам всем следует проявлять больше терпимости. Многие из тех вещей, за которые мы ругаем зумеров — неотъемлемые свойства их возраста, и со временем они неизбежно исчезнут. Молодёжь, как и все люди, имеет право жить так, как считает нужным (разумеется, в рамках закона и общественных норм) — нравится это кому-то или нет. Другое дело, что, по моему глубокому убеждению, среди молодого поколения должна вестись постоянная и системная воспитательная работа, цель которой — привить подрастающему поколению базисные нравственные ценности, любовь к Отечеству, понятия о чести, долге, совести. Казалось бы, всё это простые вещи, но как, наверное, подтвердит любой педагог, самое сложное — научить делать простые вещи.

Определённые шаги в этом направлении на уровне государства в последнее время делаются, и хочется верить, скоро они принесут весомые плоды, но на данный момент картина далека от идеала. В самом деле, родители, если говорить откровенно, по большей части либо вовсе не занимаются воспитанием своих детей, либо делают это формально, поверхностно и ограниченно. Различные учебные заведения начального и среднего образования с воспитательной функцией в массе своей также справляются не лучшим образом. Конечно, здесь особняком стоят военные учебные заведения, например, Суворовское военное училище, представляющее собой среднюю школу со специальным уклоном в сторону военно-патриотического воспитания. Но в подобных заведениях обучается лишь малая доля от общего числа детей и подростков, и глобально проблему они не решают.

Если как-то резюмировать тему, я бы заострил внимание на том, что с течением времени темп жизни и скорость социальных изменений только возрастают, и все последующие поколения ещё разительнее будут отличаться от нас и наших представлений о норме, правильности и т. п. Этот факт просто следует принять и относиться к нему философски. И, повторю, зумеры как целостное явление — не плохие и не хорошие. Они другие, и само по себе это тоже ни хорошо, ни плохо. Сугубо констатация факта…

Дмитрий ОВЧИННИКОВ | Фото Валерия ПАНОВА
back

Материалы по теме:

12.09.25 Надо меньше пить

Как меняется «культура пития» в России, почему выпивать больше не модно и куда ведёт общество поколение Z?

up