Спуститься до небес
Режиссёр и актёр Денис КАЗАНЦЕВ — о съёмках художественного фильма «Суворовец 1944», своей семье, творческих проектах и вдохновении
— Денис, помните свои первые детские роли?
— Конечно, это был спектакль «Гуманоид в небе мчится» по пьесе «Всё-таки она вертится» Александра Хмелика про школьников и летающую тарелку, я играл Шафирова — ответственного парня, который взялся за расследование. А через год, когда мне было 15, я получил первую главную роль — сыщика Калле Блюмквиста в спектакле «Сыщик» по произведению Астрид Линдгрен, играл мальчика, который со своими друзьями ловит бандитов.
— Театр по-прежнему остаётся главным для вас. За 30 лет сыграно более 100 ролей. Какие из них особенно дороги?
— Могу отметить среди прочего многообразия роли, которые оказали на меня не только профессиональное, но и личностное влияние: Карабанов в «Педагогической поэме», Эгист в «Электре», Бруно в «Великолепном рогоносце», Сарафанов в «Старшем сыне», Адуев в «Обыкновенной истории», Чертков в «Портрете», Гаев в «Вишнёвом саде», Буслов в «Унтиловске», Мартин Берг в «Дикой утке». Сейчас, работая в «Красном факеле», честно скажу: мой актёрский потенциал используется далеко не в полном объёме. Любому артисту, конечно, хочется играть больше. Сегодня получаю истинное актёрское удовольствие на спектакле «Хэппи-энд», который поставил сам с Дарьей Емельяновой ещё в «КаФе», сейчас часть этих спектаклей благодаря руководству перенесли на малую сцену, в их числе и наш. При том что там достаточно тяжёлая женская история, у меня есть возможность по-актёрски пошалить — и в сторону драмы, и в сторону комедии.
— В недавней премьере «Собачьего сердца» режиссёра Романа Габриа ваш Швондер вдруг открылся с неожиданной стороны. По фильму Бортко мы помним, что это малоприятная личность. У вас же он статный, представительный.
— На самом деле, мой Швондер с каждым спектаклем ещё формируется. Вариант, предложенный Романом Карцевым у Бортко, мне не очень близок, хотя актёра я этого люблю. Готовясь к репетициям «Собачьего сердца», я стал более внимательно изучать произведение и другие материалы и понял, что Швондер другой. Пока я эту окончательную картинку ещё не слепил, но точно это человек, искренне верящий в те идеалы, которые пропагандирует, ему действительно хочется помочь — расселить людей, говоря его языком, решить вопрос с жилплощадью для нуждающихся. И неизвестно чего здесь больше: на одной чаше весов желание посчитаться с профессором Преображенским, унизившим его, на другой — желание помочь страждущим. И Роман Габрия, отметил: да, вот, это то, в эту сторону иди. Важно же, чтобы это работало в общем контексте.
— Первый короткометражный фильм вы снимали с Андреем Яковлевым — известным новосибирским артистом и вашим братом. История о двух братьях — почти библейская история в наши дни. Как родилась эта идея?
— Все мои проекты рождаются отчасти потому, что я не люблю долго находиться в каких-то привычных условиях и ничем не заниматься. В 2018 году, я ещё работал в театре у Сергея Афанасьева, новую постановку не готовили, мы просто играли спектакли, и чтобы чем-то заняться, я решил попробовать снять кино, к чему шёл давно. Написал сценарий, меня познакомили с оператором Игорем Токаревым, с которым мы до сих пор снимаем все наши фильмы, взял своего брата Андрея Яковлева и всю свою семью, мы уехали в деревню, где и сняли свой первый фильм — «Андреи». Это, конечно, не наша биография. Мы просто решили попробовать снять кино, ни о каких серьёзных дальнейших действиях и не думали. И вдруг фильм попадает на два из трёх фестивалей и берёт награду. Стало интересно: а почему бы не пойти дальше? И вот уже почти семь лет мы этим занимаемся, сняли семь короткометражных фильмов, один документальный и один полнометражный художественный.
— Ваш документальный фильм называется «По ком звонит колокол». О чём или о ком он рассказывает?
— О моём друге, хотя теперь он уже мой наставник, можно сказать. После двадцатилетней успешной карьеры клоуна, выступавший в отечественных и зарубежных цирковых труппах Виталий Выдриганов внезапно для многих родных и друзей постригся в монахи, и сейчас строит в Кемеровской области монастырь. Мы сняли документальный фильм, глава Кемеровской епархии Аристарх посмотрел его, благословил, и теперь запускаем фильм на фестивали документального кино, в основном по православной линии.
— Художественные фильмы, снятые в Новосибирске, можно по пальцам пересчитать, непростая это история. Как вам это удалось сделать, к тому же за столь короткие сроки — меньше года?
— С фильмом «Суворовец 1944» всё получилось неожиданно. Года полтора назад мне позвонил Денис Вязников, руководитель студии игрового кино «Краски», рассказал о том, что они выиграли президентский грант на съёмки, нужно доработать сценарий и возглавить съёмочную команду. До этого мы с ним не были знакомы. Я за эти годы в кино уже научен: нельзя торопиться, надо спокойно работать. А здесь были условия гранта, нужно было уложится в отведённый срок и отчитаться. Конечно, я мечтал о художественном кино, но будучи реалистом понимал, что прокат для сибирского кино — почти невозможная история. А тут вдруг судьба так повернулась, что наш фильм взяли московские продюсеры. Фильм пошёл, им заинтересовались, надеюсь, его посмотрят много детей. И это большое счастье, конечно.
— Как интересно закольцевалась история: в фильме «Суворовец 1944» ваш сын играет мальчика, который ловит бандитов в деревне, — с этого вы сами начинали в театре.
— Сева и на сцену впервые вышел в 11 лет — в спектакле «Молодость» Данилы Чащина Тюменского театра, который приезжал сюда на «Ново-Сибирский транзит», им нужен был мальчик, и нас туда «сосватали». А потом вот эта театральная направляющая сына примерно повторяла мою судьбу. Единственная разница — в кино он вошёл гораздо раньше, чем я. Он занимается в студии «Жить на Севере», которую создавал Константин Хабенский, а возглавляет Наталья Резник, актриса «Красного факела». Всеволод выходит на сцену в спектакле «Смерть Тарелкина» и сейчас репетирует в спектакле Петра Шерешевского «Леди Макбет Мценского уезда». Играет мальчика с незавидной судьбой, но мы семья актёрская, поэтому относимся спокойно. И в каждом моём фильме он снимается, даже если это маленькая роль.
— И жена Александра тоже занята в ваших фильмах. А дочь Софья появляется в кадре?
— Я думал, дочь ещё маленькая, редко её эксплуатирую, но начал считать, оказалось, у неё уже пять работ в фильмах, когда в кадре нужны дети. Я очень много времени отдаю работе, много проектов, движения, а хочется быть с семьёй. Вот и нашёл компромисс — брать свою семью в работу. Жена у меня профессиональная актриса, сын уже на полпути к этому, а Софья вырастет и сама решит, кем она хочет стать.
— Как вы выбирали локации для съёмок? Станция «Сеятель» с Музеем железнодорожной техники, разрушенный храм в Легостаево, которому больше 200 лет, — действительно исторические для Новосибирской области места.
— В киноиндустрии есть понятие «локейшн-тур», когда можно поездить и выбрать локации для съёмок, у нас, конечно, таких финансовых возможностей не было, поэтому ездили, искали и выбирали всё сами! Один из авторов, чьё произведение натолкнуло меня на написание сценария «Суворовец 1944», Геннадий Михасенко жил в годы войны в селе Кандаурово Колыванского района, мы снимали и там, и в других сёлах. В итоге у нас получилась история, созданная по впечатлениям от произведений и воспоминаний о детстве времён Великой Отечественной войны.
— Были какие-то живые истории?
— Вместе с продюсером Денисом Вязниковым мы изучали этот вопрос. Они с ребятами из студии «Краски» для документального фильма брали интервью у ветеранов, пожилых людей, которые были тогда детьми. Расспрашивали о быте, как они жили в тылу. Я помню рассказы своей бабушки, которая жила в Красноярском крае. По собранным материалам можно ещё два-три сценария написать. И мы с Денисом уже думаем над следующим проектом.
— Тоже на военную тему?
— Нет, сейчас я готовлю сценарий о современных подростках. Скажем так, опираясь на известное классическое произведение, пишу самостоятельную историю. Хочется сделать фильм о хорошем, о любви и даже не двух человек друг к другу, а в принципе о любви к жизни, к тому, что ты видишь вокруг. Ну не хочу я снимать о плохом! Подробности рассказывать не буду, это всё ещё в работе.
— Сейчас в Новосибирске проходит выставка репродукций Босха и Брейгеля. Как известно, Андрей Тарковский в своих фильмах обращался к полотнам великих. Какими вещами вдохновляетесь вы?
— В театральном училище у нас был замечательный педагог по изо, её лекции и разговоры открыли для меня многих живописцев, это было настоящим потрясением. А сейчас я сам преподаю студентам, мы с ними делаем этюды по знаменитым картинам, где есть яркие и характерные персонажи. При создании фильмов меня вдохновляет вот эта безумная любовь к героям, про которых мы снимаем. Любовь метафизическая, своего рода роман с героем на время съёмок, это дарит море эмоций, потом съёмки заканчиваются, ты расстаешься с героем, отпускаешь его и ищешь следующего героя и роман. Одним словом, меня вдохновляет процесс — поиска идеи, её реализации, самих съёмок.
Премьера первого полнометражного художественного фильма «Суворовец 1944» в Новосибирске состоится 19 марта, а в конце апреля планируется всероссийская премьера в Москве. Режиссёр и автор сценария — Денис Казанцев. В фильме заняты известные артисты новосибирских театров — Ирина Кривонос, Павел Поляков, Никита Сарычев, Александра Казанцева, Андрей Яковлев и Олег Майборода, Николай Соловьёв и Владислав Шевчук. В главной роли — сын Дениса Казанцева Всеволод. Другие детские роли исполняют воспитанники студии игрового кино «Краски».
Материалы по теме:
В Новосибирске сняли художественный фильм о детях во время Великой Отечественной войны