Три года в океане
Капитан кругосветной экспедиции Станислав БЕРЁЗКИН — о кораблекрушениях, скорой помощи в океане и следах человечества
Станислав Берёзкин — капитан экспедиции Russian Ocean Way.
СТАНИСЛАВ БЕРЁЗКИН
Родился и вырос в Новосибирске. Учился в школе №126, в 11 лет пришёл в клуб «Каравелла» и увлёкся парусами, чемпион России и СФО по парусному туризму. По профессии инженер-электронщик по системам автоматики, работал инженером на телевидении. Яхтсмен с большим стажем, кругосветное путешествие было давней его мечтой. В 2013 году участвовал в одном из этапов кругосветки Анатолия Кулика. По итогам нынешней кругосветки (2021–2024 годы) планирует написать книгу.
В конце декабря капитан кругосветной экспедиции Станислав Берёзкин получил звание «Выдающийся путешественник России» под №13. Новосибирский кругосветчик, член Русского географического общества, капитан судна экспедиции Russian Ocean Way. Вместе с томичом Евгением Ковалевским они прошли вокруг света по морям и океанам за три года и четыре месяца 35 тысяч морских миль, посетили 32 страны. Экспедиция стартовала из Кронштадта 1 июля 2021 года, а финишировала 6 ноября 2024 года. Отважные путешественники начинали свой путь на надувном тримаране, продолжили его на катамаране, а завершили на яхте. Останавливаясь в разных странах, читали лекции и рассказывали о России и Сибири.
Евгений Ковалевский — руководитель экспедиции Russian Ocean Way.
— Станислав, вы планировали пройти путём русских кругосветных экспедиций, по следам Ивана Крузенштерна, всё ли получилось?
— Полностью повторить маршрут Крузенштерна — с заходом на Камчатку, Аляску, в Японию, в Кантон — было нереально. Мы шли на открытом разборном тримаране, и в бурных северных широтах его бы просто разбило волнами. И ещё в северной части Тихого океана холодно даже летом. Воды севернее широты Сахалина нам было не одолеть. Поэтому мы решили, что ограничимся Маршалловыми островами как самой северной точкой маршрута. В конце концов и Маршаллы пришлось исключить из-за того, что мы много времени потеряли в Атлантике. Сократили участок вокруг Африки, потому что из-за потери двух судов мы сильно задержались в Тихом океане, на юге начался сезон зимних штормов, и пришлось идти Суэцким каналом и Средиземным морем.
— Что представляло особую опасность в вашем путешествии?
— Сложных опасных ситуаций было много, всего не расскажешь. Например, в Чили есть знаменитый залив Пенас, в переводе с испанского Golfo de Penas — «залив бедствия», мы долго не могли пройти его, потому что ветер с запада нагонял мощную волну, пришлось ждать благоприятную погоду. Очень опасны тропические штормы в южном Тихом океане, их тоже приходится пережидать на берегу.
— Вы дважды терпели кораблекрушения, тут недалеко до отчаяния?
— В какой-то момент у меня было состояние нокаутированного боксёра. Я занимался боксом, единоборствами, так вот, ты ведёшь бой, весь в этом процессе, у тебя всё хорошо складывается, и вдруг ты пропускаешь удар, совершенно неожиданно, лежишь и ничего не соображаешь. Вот в первый раз со мной было то же самое — я просто не понимал, что случилось, и через какое-то время пришло осознание «да, ты проиграл, парень…».
Пролив Бигль в Чили.
— Как вам удалось после потери судна продолжить путешествие?
— Первое кораблекрушение мы потерпели на пути от Чили к острову Пасхи. Нас подхватил сухогруз, мы взяли с собой только самое ценное, а тримаран привязали, но по пути его оторвало, и мы потеряли всё, что там было. Часть аппаратуры, документы, деньги. И в таком состоянии вернулись в Чили. А на острове Пасхи нас ждала Юля Калюжная, наш руководитель берегового штаба, на наше счастье, оказалось, что Анатолий Кулик в 2015 году, после того как с командой новосибирцев прошёл от Кальяо (Перу) до острова Пасхи на 32-футовом катамаране, оставил на острове этот катамаран до лучших времён.
Магелланов пролив, Чили.
— Невероятная история — катамаран, оставленный сибиряками, спасает сибиряков спустя восемь лет?
— Согласен, невероятно. Как мы его обнаружили — тоже любопытно. Совершенно случайно Юля на экскурсии познакомилась с гидом Русланом, у которого в гараже лежал этот самый катамаран. А дальше мы связались с владельцем судна и компании «ТИОН» Дмитрием Трубицыным, с которым хорошо знакомы, и он разрешил его взять. Но пролежавший восемь лет в тропиках катамаран, конечно, требовал ремонта.
Яхта с кругосветчиками в Хобарте, штат Тасмания в Австралии.
Мы по видеосвязи провели обследование — Евгений на острове разбирал упаковки и собирал узлы, я в Сантьяго отмечал, что закупить и как переделать. После этого я в Сантьяго закупил всё необходимое для его восстановления, а также недостающее оборудование, а привёз эти коробки общим весом 150 килограммов в багаже «Боинга», летевшего на остров Пасхи. Около трёх недель мы провели на острове, приводя в чувство катамаран, надеясь, что в Австралии сможем заменить баллоны, наши друзья из Аргентины обещали прислать их туда. Наконец отправились в путь через Тихий океан к берегам Австралии.
— Но катамаран тоже не выдержал тяжести пути?
— Мы дошли уже до Вануату, оставалось чуть меньше тысячи морских миль до Австралии. Нам нужно было пересечь Коралловое море, основной ареал обитания глубоководных акул куки-каттеров. Это маленькая, сантиметров 40 в длину, глубоководная акула, которая питается тем, что выкусывает куски мяса из крупных морских животных. Наш катамаран они тоже принимали за кита или косатку и нападали, прокусывая баллоны. На архипелаге Туамоту во Французской Полинезии, который мы прошли до этого, их тоже полно, как комаров в Сибири. Покусов было много, и у нас закончились заранее заготовленные заплатки для ремонта на воде.
Джакарта, Индонезия.
Мы готовились к худшему, поэтому всё заранее упаковали на случай эвакуации — воду, вещи, оборудование, отснятые материалы.
Когда нам оставалось около 500 миль до Австралии — около пяти суток пути, — ночью случился первый прокус, в кормовой секции правого баллона. Залатать дыру не удалось, мы набили секцию надувными ёмкостями и пошли дальше. На следующую ночь нам прокусили второй баллон в той же кормовой секции. На этих секциях навешено рулевое управление, рули на слабеющих баллонах начали уходить под днище, перегородки между секциями в баллонах от времени и жары отклеились и плохо держали воздух, катамаран потерял управление и медленно погружался. Юля связалась с береговыми службами в Австралии, и через 45 минут прибыла помощь.
— Иногда обычную скорую помощь ждёшь дольше, а тут в океане, как такое возможно?
— У нас был буй, спасательный плот и GPS-телефон. Это очень старая система, называется «Коспас Сарсат». Батарейка до трёх суток держит, телефон передаёт координаты, специальная система ловит сигнал и передаёт в спасательную службу этой страны, там ищут ближайшее судно, чтобы подобрать терпящих бедствие. В первый раз, когда мы шли на остров Пасхи, где район достаточно пустынный, ждать пришлось 12 часов. А во второй раз уже через 45 минут к нам подошёл автовоз, подобрал нас на спасательном плоту, но катамаран уже тонул, и его не смогли поднять. Потом уже, в Австралии, один бизнесмен австралийский, родом из Томска, подарил нам яхту. Она хоть и 1986 года, но ходкая, с крепким стальным корпусом, хорошим двигателем и парусами. На ней мы и вернулись в Россию.
Путь экспедиции Russian Ocean Way Евгения Ковалевского и Станислава Березкина
— Кругосветное путешествие предполагает огромные вложения, как вы решили финансовый вопрос?
— Основным нашим спонсором стал Фонд президентских грантов, где мы выиграли два гранта, плюс ещё один от Фонда культурных инициатив на проект по народной дипломатии. Были у нас и другие спонсоры, и из своего кармана добавляли, и добрые люди помогали.
— На здоровье это путешествие отразилось?
— Зубы в Тихом океане остались лежать, где-то на глубине 2000 метров. Как я говорю, переменным током ударило… Я нёс генератор, чтобы зарядить его, тут волна поднялась, меня качнуло, и все 15 килограмм приземлились мне на лицо. А потом ещё в Аргентине подхватил ковид такой, что чуть не умер. Мы вышли с Огненной земли и планировали добраться с Рио-Гранде до Ушуайе за три дня, а шли шесть. И всё это время у меня была температура под 40 и кашель. И в Ушуае я недели две приходил в себя.
— Это там вы видели розовый рассвет?
— Да, на рассвете взошло солнце, и горы окрасились в розовый цвет. Ради этого расцвета над Ушуайей можно было прожить больше 50 лет и преодолеть все эти сложности и расстояния.
— После февраля 2022 года почувствовали перемену в отношении к вам?
— Мы шли тогда в Бразилии, это дружественная нам страна, вообще, в Южной Америке мы не слышали ни одного плохого слова. Единственный случай за все три года был во Французской Полинезии, в марине Аруэ, когда нам сказали, что русским причаливать нельзя. А так мы везде шли под российским флагом открыто, и везде нас принимали хорошо. Помогали нам простые люди, несли еду и сувениры, и конечно, очень поддерживали русские диаспоры за рубежом.
— А необычные встречи с животным миром, кроме акул, которые повредили судно, были?
— Конечно, к примеру, видели белых дельфинов с чёрными плавниками с окрасом панды, эти кадры вошли в фильм. В Турции прямо с причала видели скатов, которые расползались по дну. Лимонную акулу я впервые увидел на Туамоту — метра два с половиной, ярко-жёлтого цвета, они довольно опасные, — мы покупали рыбу у полинезийцев на обед, а остатки скармливали акулам.
— Сами чем питались?
— Мы не рыбаки и никогда на рыбу не надеялись. Закупали на берегу консервы, крупы, макароны, овощи, воду пресную.
— А по русской кухне соскучились?
— Я, когда вернулся, недели две ел сало, сейчас уже всё, нет такой потребности.
— Вас до сих пор качает?
— Нет, это быстро проходит. Мы возвращались по внутренним рекам, потому что Европа перестала пускать русских шкиперов, не давали визы и не пускали суда. Так что мы из Австралии вышли через Индонезию, прошли до Пхукета, пересекли Индийский океан, через Мальдивы, зашли в Джибути в районе Африканского Рога, потом Красное море, Суэцкий канал, Средиземное море, Босфор, Чёрное море, из Анапы через Азов зашли в Дон, а дальше Волга, Шексна. В Цимлянском водохранилище нас так укачало, как не было и в океане, 11 часов я сидел зелёный. Когда мы подошли к Кронштадту, увидели в гавани военные корабли в флагах расцвечивания. Я решил, что это после 4 ноября осталось. Подходим к Петровской пристани, и раздаётся салют из пушек. Оказывается, это ради нас, и это было очень красиво и радостно.
Ушуайя, Аргентина.
— Как меняется планета, что вы думаете по поводу нашего общего дома?
— Мы слишком много едим, причём, гораздо больше, чем действительно нужно. Китайцы хищнически истребляют рыбу, съели практически всех акул в своих водах. Бразилия и в целом Южная Америка очень сильно загрязняет океан пластиком. Я лично видел, как пластик с Индии плывёт в сторону Мальдив. В Тихом океане в районе Гавайев есть гигантский мусорный остров. Человечество потребляет неоправданно много, и его влияние на природу огромно.
— Вас самого это путешествие изменило?
— Я убеждён, что человек не меняется — меняется наше восприятие действительности, способ общения с людьми. Когда ты находишься во враждебной тебе среде, в пограничном состоянии, один неверный шаг может привести к гибели, — мозг начинает работать быстрее, отсекает ненужное, быстро ориентируется. Так что, во-первых, я освободился от «мусора», который был у меня в душе и голове. Второе, я стал спокойнее, потому что одна из целей моей жизни была достигнута. Третье, я многое увидел и узнал, и это помогает мне жить дальше.
Дарвин, Австралия.
Восточный Тимор — государство в восточной части острова Тимор в Юго-Восточной Азии.
Телеканал «Моя планета» подготовил фильм «Переплыть океан. И вернуться другими» по следам этой кругосветной экспедиции. Автор фильма, документалист Анастасия Егорова призналась, что выбрать из такого количества интереснейшего материала, который сняли Станислав Берёзкин и Евгений Ковалевский, было очень непросто. Презентации документальной ленты уже прошли в Новосибирске, Томске, Москве, Гродно и других городах, а после показа в эфире «Моей планеты» фильм будет открыт для широкого доступа. Подробности об экспедиции Russian Ocean Way, а также «Уроки из океана» можно найти на сайте Томского РГО и в соцсети «ВКонтакте».
Материалы по теме:
Сибирские путешественники пройдут путями российских мореплавателей, снимут «Живые уроки географии» и наведут мосты народной дипломатии