10.07.20

Генетический код

Главный дирижер Камерного оркестра Новосибирской филармонии Алим ШАХМАМЕТЬЕВ о воспитании дочери, своём отце и новом мире.

Алим Шахмаметьев окончил Санкт-Петербургскую консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова. Воспитанник замечательной плеяды ленинградско-петербургских музыкантов, в числе которых Фёдор Козлов и Илья Мусин. Стажировался в Германии — в Веймарской Высшей школе музыки имени Ф. Листа. С 1994 года Шахмаметьев ведёт активную концертную деятельность, готовит программы и выступает с различными симфоническими, камерными оркестрами, академическими хорами, осуществляет постановки в музыкальных театрах. Сотрудничал с коллективами Германии, Франции, Чехии, Польши, Венгрии, Великобритании, США, Азии и Латинской Америки. Много гастролирует, в мировой музыкальной среде известен как Alim Shakh. С 2008 года является главным дирижёром Камерного оркестра Новосибирской филармонии. Воспитывает дочь Адриану, рождённую в браке с Вероникой Джиоевой, известной оперной певицей. С 2019 года живёт в Праге.
Мы — дети природы

— Алим, расскажите о своей дочери Адриане. Какой у неё характер, что она любит, ходит ли в школу?

— Адриане недавно исполнилось семь. По чешским законам она с 6 лет должна была пойти в школу. Но поскольку несколько лет мы прожили с ней в Петербурге и только в прошлом году вернулись в Прагу, то в школу она пойдёт в семь лет. Дочка у меня с характером — имя говорит само за себя, при этом у неё необычайно развита интуиция. Ленива, конечно, но умеет достигать поставленной цели, а значит, присутствует воля. Умеет и любит очаровывать буквально с первых минут — артистка. На вопрос «что она любит?» хочется, конечно же, ответить: читать и рисовать. На самом деле — смотреть мультики на планшете и перебирать многочисленную косметику, периодически нанося что-то себе на лицо. В последние месяцы, правда, проснулась страсть к серьёзному музицированию — чему я несказанно рад. Дай Бог, чтобы это увлечение осталось надолго.

— Когда впервые вы остро почувствовали своё отцовство и что это была за ситуация?

— Адриана родилась в Праге. Здесь всё очень хорошо обустроено для рождения детей. Я присутствовал при родах. Это не являлось самоцелью, но так было спокойнее. Мы тогда ещё были здесь «совсем иностранцами», многого не понимали, излишне волновались. Как только она родилась, её положили на такой небольшой столик с бортиками — она так забавно на нём вертелась. Я смотрел на неё практически не моргая… В этот момент меня занимала только одна мысль: почему это случилось только теперь, почему не раньше? Ощущение отцовства пришло сразу — всё-таки мне на тот момент было уже 38. С рождением Адрианы жизнь изменилась. Не то чтобы до этого я жил «без цели, без трудов» — теперь цель и смысл объединились. Всё-таки человек прежде всего дитя природы. И совершенно естественно, что мы живём ради своих детей. Где бы я ни был, стрелка моего компаса смотрит в ту сторону, где она.

— Какие страхи как отец вы испытываете? О чём волнуетесь?

— Ну страхов немало… Особенно когда ты мало что понимаешь во всех этих тонкостях. Ещё в роддоме мне, как и многим, наверное, мерещилось, будто моего ребёнка унесёт какая-то другая мама — новорождённые ведь так похожи на первый взгляд. Я даже одну мамашу остановил в дверях! Слава Богу, никто не был шокирован, видимо, не первый такой сумасшедший. Дальше — больше: как пеленать, когда кормить, где найти «правильного» педиатра, какие памперсы лучше… Ребёнок такой хрупкий. А можно ли на улицу, а не холодно ли в спальне, не палит ли солнце в коляску… А сколько всяких «неправильных» снов, дурных предчувствий! Может, это только я такой сумасшедший…

Ребёнок не чемодан

— Собственный опыт ребёнка вам помогает в воспитании дочери?

— Да, вот как раз сейчас у Адрианы наступает тот возраст, когда приходится часто оглядываться на свой детский опыт. Я себя помню с достаточно раннего возраста. И нередко в поведении дочери узнаю какие-то свои детские трюки. Но далеко не всё тождественно — всё-таки дистанция в 38 лет. Ну и, как принято говорить, «время было совсем другое». Что ещё во мне изменило отцовство — я стал более внимательным к своей маме, понимаю теперь её лучше.

Материалы по теме

Многодетная сказка

Девять лет назад область выделила эти 66 участков многодетным семьям, в голом поле, без коммуникаций, — сейчас это один из лучших посёлков в России.

— Как складывались ваши отношения с отцом?

— Я хорошо помню папу, несмотря на то что уже прошло 23 года, как его нет с нами. Папа был человеком неординарным. Недавно на YouTube нашёл фильм «Кортик», снятый в 1954 году на «Ленфильме». Ничего не имею против более поздней экранизации этих повестей Рыбакова «Беларусьфильмом», но мне роднее тот чёрно-белый фильм Швейцера. И понятно почему: в роли Миши Полякова мой папа! На момент съёмок ему было 12 лет. По актёрской стезе папа не пошёл — время тогда было голодное, на его обучение во ВГИКе, куда его после фильма заочно приняли, у бабушки просто не было средств. Всего-то 10 лет как кончилась война, семье с тремя детьми в Ленинграде выжить было ох как нелегко. Помню папины наставления, шутки, афоризмы. И хотя папа не был в полной мере «заботливым отцом — нас с братом воспитывала мама, — я с большой теплотой его вспоминаю. И, наверное, инстинктивно стараюсь «исправить» его упущенное отцовство.

— С вашим графиком работы и переездами трудно оставаться включённым отцом, уделять дочери достаточное количество времени?

— Жизнь артиста — она такая. Я от многого отказываюсь сейчас. Это большой риск: впоследствии тебя не станут приглашать. Но нужно выбирать: или ты продолжаешь жить гастролями — и тогда твой ребёнок оказывается беспризорным, или всё-таки ты находишься с ребёнком — но уже не можешь себе позволить соглашаться на всё, что предлагают. Ребёнок не чемодан, его нельзя возить с собой. Он должен жить в одном месте, ходить в садик и школу, питаться дома. Не стоит проводить на ребёнке «эксперименты по выживанию в экстремальных условиях», для этого ещё придёт время.

— Дети приходят в этот мир уже личностями. Что тогда есть воспитание? И какие задачи стоят перед отцом?

— Согласен, многое даётся нам уже с рождения. Но всё же важен вектор развития этих качеств. Господь всем даёт поровну — важно, на чём именно мы делаем акцент. Человек должен развиваться гармонично, познавать мир по возможности с разных сторон, не однобоко. Я стараюсь не придавать излишнюю «детскость» вечным темам — мы говорим с Адрианой на вполне взрослом языке. Так и папа мне когда-то многое рассказывал — именно с взрослых позиций.

— В чем, по-вашему, особенности воспитания девочек?

— Поскольку мальчиков я пока не воспитывал, не могу сформулировать особенности воспитания именно девочек. Какие-то очевидные различия, конечно же, есть; думаю, что они всё равно «тонут» в других обстоятельствах, вызванных тем, что Адриана — дочь артистов. Мама большую часть дней в году гастролирует, Адриана с раннего детства привыкла, что её дома не бывает. Вот эта особенность воспитания, наверное, куда интереснее. Главное — Адриана должна вырасти порядочным, образованным, добрым человеком.

— Чему вас научила дочь?

— «Папа, не надо так делать!» — эта её фраза, сказанная в два года, цитируется мной во время оркестровых репетиций. Многому научила. Теперь я знаю, что «в Праге, конечно, улитки и слизняки побольше, чем в Петербурге». Мы с ней учимся друг у друга обращать внимание на красоту.

— Адриана разделяет вашу любовь к музыке? Или, может быть, она поёт, как мама?

— Музыку любит. Поёт пока не так, как мама, конечно, но тянется к пению. Посмотрим, как сложится, чрезмерных усилий прилагать не буду. Но заставлять заниматься, конечно, нужно — само это не случается.

— Как думаете, она пойдёт по стопам родителей?

— Не хочу загадывать. Да, музыке мы обучаемся. Я вообще считаю, что каждый житель Земли обязан знать ноты. И Адриана должна учиться музыке. Но вот надо ли ей становиться профессиональным музыкантом — время покажет.

Удивительное время

— Несколько вопросов об оркестре и проектах. Камерный оркестр Новосибирской филармонии, как и все, три месяца находится в режиме самоизоляции и всё-таки онлайн делает записи и в эфир. Готовите какую-то программу, чтобы после выхода в офлайн представить её слушателям?

— Наш оркестр, как и все остальные коллективы и солисты филармонии, сейчас не имеет возможности выступать. Деятельность наша плановая. Помимо запланированных концертов следующего сезона, у нас остались неисполненные концертные программы уходящего. Поэтому в первую очередь мы должны будем отдать нашим зрителям программы апреля и мая.

— Над каким проектом сейчас работает дирижёр Алим Шахмаметьев, Alim Shakh? Какие планы на 2020 год?

— Вот о планах на 2020 год — это вообще не ко мне: надо спросить об этом ВОЗ и Роспотребнадзор. В марте отменилось сразу несколько мероприятий, в числе которых концерты в Будапеште и Вене. В апреле, слава Богу, ничего не отменилось — я и не планировал концертов, хотел месяц побыть с Адрианой без каких-либо перемещений. Так что в этом плане пресловутый COVID как раз помог. В мае-июне многое не состоялось. Очередной Международный мастер-класс в Моравской филармонии должен был пройти во второй половине июня. Формально мы уже могли его проводить — здесь всё уже открыто. Но на мастер-класс заявлены студенты из США и Азии, для них было бы практически невозможно прилететь. Поэтому мы перенесли мастер-класс на август — надеюсь, что границы ЕС откроют и для этих стран, а также для россиян.

— В одном из интервью вы заметили: «Дирижёр дирижирует временем». Что вы думаете о времени, которое мы сегодня переживаем?

— Удивительное время! Конечно, этот вирус сам по себе опасен, но последствия этой коронавирусной истории куда опаснее. Главная, на мой взгляд, проблема — это колоссальная, небывалая в истории дезинтеграция. Мы давно размышляем над тем, хороша ли глобализация — и я в числе тех, кто против «глобализации во всём». Но вот пример обратный — и теперь есть возможность сравнить… Как будет строиться жизнь, если «ковиды» начнут с завидной регулярностью повторяться — одному Богу известно. Искусство и культура — одни из немногих оставшихся «аналоговых» ипостасей нашего существования, собственно, они и обеспечивают ту самую связь поколений, передачу «генетического кода», если хотите. Вспомним, даже во время войны театры и филармонии (ну и кинотеатры, разумеется) работали.

— Откуда вы черпаете свой неиссякаемый оптимизм?

— Человек обязан быть оптимистом — иначе зачем продолжать этот скорбный жизненный путь? Мне повезло: рядом со мной любимые и любящие меня люди — они не просто источают оптимизм, они делают меня счастливым.

Марина ШАБАНОВА | Фото из семейного архива Алима ШАХМАМЕТЬЕВА

 

back

Материалы по теме:

17.07.20 Дети умнее нас

Продолжаем проект «Какой ты отец?». Своим опытом отцовства делятся историк, доктор и радиофизик. Почему готовить человека к семейной жизни нужно с яслей, что требуется для стартовой поляны в большую жизнь и отчего наши дети умнее нас.

07.07.20 Многодетная сказка

Девять лет назад область выделила эти 66 участков многодетным семьям, в голом поле, без коммуникаций, — сейчас это один из лучших посёлков в России

19.06.20 Какой ты отец?

Своим опытом отцовства делятся герои нового проекта «Ведомостей» — мужчины разных профессий, характеров, возраста и разной судьбы

15.06.20 Моя жизнь изменилась

Артист театра «Старый дом» Анатолий ГРИГОРЬЕВ о волнениях, связанных с воспитанием дочери, прерванном театральном процессе и мечтательной любви Петерса

up