18.12.23

Здравствуйте, это Иван Иванович!

Новые схемы мошенничества в соцсетях и мессенджерах: как они устроены, для чего нужны и как не стать их жертвой

В последнее время зафиксированы многочисленные факты мошенничества, проявляющиеся в фейковых сообщениях сотрудникам органов власти и государственных предприятий. Сообщения поступают якобы от их руководителей через мессенджеры, соцсети или по электронной почте. Они рассылаются с поддельных, взломанных либо украденных аккаунтов конкретных руководителей, содержат их реальные данные (ФИО, фото) и выглядят очень достоверно. Для убедительности в сообщении используются имя и отчество адресата.

Цель мошенников — побудить адресата дать им определённую информацию или совершить нужные им действия. Зачастую мошенники проводят предварительную разведку по вычислению подходящего объекта воздействия и сбору информации, необходимой для придания воздействию достоверности.

Схема мошенничества реализуется так: при общении злоумышленник предупреждает о последующем телефонном звонке из какой-либо организации или правоохранительных органов и просит сотрудника организации никому о нём не сообщать, а после завершения — отчитаться о результатах разговора. После этого сотруднику поступает звонок, во время которого у него спрашивают различную, в том числе конфиденциальную, информацию, а также вынуждают совершать противоправные действия в пользу злоумышленников. Достаточно часто спрашивают и контактные данные должностных лиц, необходимые мошенникам.

Схема эмоционально заряжена и основана на доверии сотрудников организаций к непосредственному руководителю, его авторитету, а также на страхе последствий отказа выполнить его требования.

Чтобы не стать жертвами мошенников, обращайте внимание на детали:
  • руководитель связался с вами не тем способом, как обычно (например, использовал другой мессенджер);
  • получив сообщение от руководителя в мессенджере, вы не видите предыдущей истории, в то время как вы регулярно с ним общаетесь таким способом (один из признаков использования поддельного аккаунта);
  • вы получили необычное для вас поручение (например, пообщаться с полицией);
  • предупреждение о том, что с вами должно связаться лицо либо организация, не входящие в ваш служебный круг общения;
  • запрет обсуждать поручение или ситуацию с кем-либо.

При поступлении подобных сообщений свяжитесь с руководителем с использованием альтернативного средства связи (например, служебного телефона).

Есть и ещё одна распространённая схема для хищения аккаунтов пользователей в мессенджерах и соцсетях. Злоумышленники, получившие незаконный доступ к аккаунту пользователя, обращаются к кому-то из его списка контактов и якобы от его имени просят проголосовать за что-либо и присылают фейковую ссылку для голосования. Пройдя по ссылке, жертва фактически активирует алгоритм входа в свой аккаунт с другого устройства. После чего запрашивается код подтверждения голосования, который должен прийти в СМС. На самом деле он является кодом, подтверждающим разрешение осуществить данный вход. После этого злоумышленник получает полный доступ к аккаунту, и после того как он поменяет пароль, доступ к нему прежнего хозяина становится невозможным. Получив доступ к аккаунту, мошенники завладевают хранящимися в нём персональными данными, которые затем продают на чёрном рынке, либо используют аккаунт для реализации очередных мошеннических схем: рассылки сообщений от имени прежнего владельца аккаунта его друзьям и близким с просьбой одолжить денег, рассылки сообщений от имени руководителя с указанием срочно представить учётные данные для доступа к информационным ресурсам организации и т.п.

Как себя вести:
  • если вам поступил звонок или сообщение от неизвестного лица, побуждающего вас к каким-то действиям на основании якобы имеющихся у него полномочий, не действуйте под влиянием импульса, что бы вам ни сообщили, всегда оценивайте такую информацию крайне критически;
  • ни при каких обстоятельствах не делитесь с незнакомыми лицами личной информацией (персональные данные, аутентификационные данные, реквизиты банковских счетов и карт и т.п.), а также служебной информацией;
  • не предоставляйте личную информацию или конфиденциальные данные даже знакомым людям, уточните другим способом связи, действительно ли они их запрашивали;
  • не вступайте в переписку с незнакомцами, блокируйте подозрительные контакты;
  • имейте в виду, настоящие должностные лица не запрашивают, а вы не обязаны предоставлять такую информацию по телефону или в сообщениях;
  • попытки запугивания, принуждения к сотрудничеству, побуждения к срочным, немедленным действиям (например, снятие денег, предоставление личной или служебной информации) свидетельствуют о том, что на вас вышли мошенники;
  • если человек по телефону или в сообщении представляется сотрудником полиции, вежливо скажите: «Спасибо, жду повестку, до свидания» и положите трубку. Если это был реальный сотрудник полиции, ему не составит труда вызвать вас по официальным каналам. Тем же принципом рекомендуется руководствоваться, когда звонящий представляется сотрудником других госорганов: предложите ему обратиться в ваш адрес официально и прекратите общение;
  • при наличии технической возможности всегда используйте двухфакторную аутентификацию для доступа в свои аккаунты;
  • используйте сложные пароли, не используйте один и тот же пароль для разных аккаунтов.
Обратите внимание:
  • Банк России и его сотрудники никогда не запрашивают персональные данные и банковские сведения, не предлагают совершить какие-либо действия и операции, в том числе с банковскими счетами граждан и организаций;
  • для решения служебных вопросов сотрудники Банка России используют исключительно официальные каналы связи;
  • Пенсионный фонд России никогда не требует от граждан переводить деньги на какой-либо счёт;
  • сотрудники портала «Госуслуги» никогда не звонят гражданину и не запрашивают у него какие-либо данные и не предлагают свой инструктаж в получении каких-либо услуг;
  • «Госуслуги» никогда не информируют граждан о положенных им выплатах, если они сами не подавали заявку на получение пособия и не давали согласие на отправку личных данных;
  • «Госуслуги» никогда не принимают никаких заявок на выдачу кредитов и займов;
  • сообщения с «Госуслуг» никогда не содержат интернет-ссылок для прямого перехода в форму для оплаты (штрафов, налогов и т.д.), данный функционал доступен только из авторизованного аккаунта на портале «Госуслуги»;
  • официальные рассылки от «Госуслуг» носят общий информационный характер, дублируются в личном кабинете и приходят с одного адреса: no-reply@gosuslugi.ru.

Подготовлено по материалам министерства цифрового развития и связи Новосибирской области

back

Материалы по теме:

16.04.24 Помощь — бесплатно

В Центре правовой помощи гражданам в цифровой среде по СФО помогают пострадавшим от мошенников гражданам восстановить права и получить компенсацию морального вреда

29.03.24 Отдайте ваши денежки!

За 2023 год кибермошенники выманили у доверчивых жителей Новосибирской области более двух миллиардов рублей. Какие новые схемы используют преступники?

21.03.24 Будьте начеку!

Берегите свои персональные данные, чтобы не стать жертвами финансовых мошенников

27.02.24 Как мошенники «избавляют от долгов»

Рассказываем, как работает схема «Избавим от долгов. Навсегда. С гарантией»

08.12.23 Знания — в копилку

Кто поможет сориентироваться в аспектах стремительного развития финансовых инструментов и противостоять растущей активности финансовых мошенников?

14.08.23 Не верь, не бойся, не скажи

Лже-«Госуслуги», поддельные сайты и голосовые клоны — рассказываем о новых уловках финансовых мошенников

07.07.23 Развод в двух актах

Осторожно! Не попадитесь на новую схему от мошенников, связанную с инвестициями

23.05.23 Кредитная история

Как узнать, оформлялись ли мошенниками на ваше имя кредиты?

10.05.23 Явки и пароли

Как проверить, входил ли злоумышленник в ваш личный кабинет на портале «Госуслуги»?

02.05.23 Данные под защитой

Основные правила безопасности в цифровой среде

31.03.23 Миллиарды за наивность

В Новосибирской области в 2022 году не смогли раскрыть около 80% преступлений, совершённых с помощью информационных технологий

10.08.22 Подмена ценностей

Какие банкноты стали чаще подделывать в Новосибирске и как не оказаться виновным в сбыте фальшивых купюр?

31.05.22 Ответы на ЕГЭ: продам недорого

Осторожно! Не попадитесь на новый сценарий мошенничества с ответами на ЕГЭ

26.05.22 ТОП-8 новых финансовых афер

«Ведомости» собрали новые схемы финансового мошенничества — от перевода денег за рубеж до установки VPN

27.04.22 Карты, деньги и счета

Только за один день в Новосибирской области было зарегистрировано 17 случаев кибермошенничества, люди лишились почти 4 млн рублей

03.03.22 Защита от развода

«Безопасные» счета, «заблокированные» карты — на что идут сегодня мошенники, чтобы завладеть вашими деньгами. Пять новых схем

22.04.21 Пираты XXI века

В Новосибирской области наблюдается лавинообразный рост киберпреступлений: как мошенникам удаётся обмануть своих жертв?

14.01.21 Незваный гость — хуже

Доверчивых людей можно обокрасть, даже оказав им реальную помощь, но — за нереальные деньги: напоминаем, как защититься от мошенников

13.11.20 Аферы новой эры

Социальные псевдовыплаты, фишинговые сети, предприимчивые спамеры — какие новые ловушки подстерегают нас в цифровую эпоху?

26.08.20 Никогда не перезванивайте!

В Новосибирской области значительно выросло число преступлений, совершаемых мошенниками. Чаще всего они похищают деньги с банковских карт и счетов. Как обезопасить себя?

03.06.20 За белым кроликом

Сегодня мы всё стали чаще совершать покупки онлайн и рассчитываться в магазинах бесконтактным способом. Как при этом не попасться в сети мошенников?

22.01.20 «Яблоко» развода

От действий мошенников пострадали несколько сотен новосибирцев, заказавшие в магазине айфоны по заниженным ценам

17.10.19 За чей счёт банкет?

Мошенники обирают людей, обещая «социальные выплаты»

10.10.19 Аферисты: перезагрузка

Новые схемы мошенников — «бесплатные адвокаты», охота за паспортами и вирусы-грабители

09.09.19 Договор на обман

В Новосибирске мошенники «разводят» стариков на кастрюли, пожарные сигнализации и лекарства «от всего»

02.04.19 «Развод» не по-детски

Пытаясь обменять путёвку в дошкольное учреждение, можно нарваться на мошенников

17.09.18 Вакансии развода

Как не стать жертвой мошенников при устройстве на работу?

05.04.18 Снова в строй

Всё о весеннем призыве-2018: нововведения, контакты комитета солдатских матерей, новые виды мошенничеств и услуги юридических фирм, помогающих «получить военный билет без службы в армии».   

up