12.04.17

В борьбе за небо

Авиаторы-любители по всей стране лишаются возможности летать. Как должно измениться российское законодательство, чтобы авиация общего назначения не ушла в тень?

Крылья Орлова

 

Пять лет он катает в тандемах детей, которые прошли лечение от онкологии и остались жить. Катает бесплатно, вместе с фондом «Защити жизнь». В 2015 году на День ВВС поднимал в небо сразу четырёх музыкантов фолк-рок-группы Street Fiddlers, те исполнили в небе «Марш авиаторов» и сняли клип на высоте 500 метров. В сентябре прошлого года благодаря Александру Орлову в небо поднялись люди, прикованные к инвалидным коляскам — Роман Соломатин и Ольга Стволова, а в октябре он устроил массовую акцию — катал в тандеме десять человек с разной инвалидностью.

Авиатор-любитель Александр Орлов летает на планирующих крыльях — парапланах. Для него самые желанные в мире дороги — воздушные. Под тряпичным куполом, когда мотор лишь собственное сердце, легко ощутить себя Человеком летающим. Объясняя происхождение воздушных потоков, он сравнивает их с кипящей водой: под первыми лучами солнца почва прогревается, в воздух поднимаются отдельные пузырьки, их становится всё больше, и вот они уже идут непрерывной чередой — это и есть термический, или восходящий поток. Поиску этих потоков парапланеристы учатся у птиц.

Ещё два год назад у него была парапланерная школа — местный филиал крупной общероссийской сети «Вектор», существовавший в Новосибирске с 2004 года. Закрыть обучение и сменить специализацию — уйти на тандемные полёты — Орлов был вынужден из-за прокурорских проверок и предъявленных ему обвинений. Всё случилось 26 июня, в День города, на аэродроме Бердск-Южный, где он проводил полёты на параплане, в очереди к нему было восемь человек. Прибывшие на поле проверяющие из прокуратуры потребовали показать документы, на основании которых используются земля и воздух. «У меня была договорённость с командиром вертолётного полка, он подписал мне инструкцию на полёты, по которой мы могли использовать их воздушные коридоры. Они летали в будни, мы — по выходным. Всё было легально, никто не прятался», — рассказывает авиатор.

Представители прокуратуры потребовали лицензию на коммерческие перевозки, но Орлов настаивал, что перевозки — это перемещение из пункта отправления в пункт назначения, а здесь всё происходит в границах аэродрома. «Взлетаем, делаем круг, садимся в ту же точку». Потребовали лицензию на летательный аппарат, но в российском законодательстве для парапланов не существует процедуры её выдачи. «В законе написано: летательные аппараты весом до 115 килограмм, в том числе парапланы, не требуют пилотского удостоверения и сертификата лётной годности… В результате мне было выписано четыре постановления. Я тогда ещё питал иллюзии, что смогу прийти и доказать, что ничего не нарушаю», — продолжает Александр.

 

Штрафов Орлову было выписано в общей сложности на 270 тысяч рублей. За девять месяцев хождений по прокуратурам, судам и другим официальным кабинетам он не опустил рук и продолжает отстаивать свою правоту. Два решения опротестованы, по двум статьям он оправдан. Ему удалось доказать, что лицензии на полёты на параплане не требуется, но он проиграл суды по использованию земли и воздуха. Всё это время он внимательно следит за тем, как борются за свои права такие же авиаторы-любители по всей стране.

 

Так что же происходит? Почему авиация общего назначения оказалась сегодня в кризисном полулегальном положении? Почему, попав в сети несовершенного законодательства, люди лишаются возможности летать? Всё дело в том, что правила, используемые для больших самолётов, применяются сегодня и для лёгких летательных аппаратов, а это всё равно, что в песочнице требовать исполнения ПДД.

 

— В российском воздушном законодательстве под термином АОН (или авиация общего назначения, в быту именуемая как «малая авиация») собраны очень разные летательные аппараты. Здесь, кстати, и бизнес-авиация… В прессе регулярно освещаются резонансные падения вертолётов. Во всех этих громких делах, как выясняется, не были получены разрешения на полёты. Это пятно ложится на всю малую авиацию, в том числе на самодельщиков, которых никто не ловил, но на всякий случай запретили. В эту же группу попали и воздушные шары, и «тряпочная авиация» — парапланы, — негодует авиатор Орлов. — Законы логично сформулированы для самолётов, там есть чёткая граница между тем, что есть полёт, а что ещё не полёт. Применительно же к параплану: подпрыгнул — и ты уже в воздухе. Я еду на гору и не знаю, в каком направлении будет ветер, куда я в итоге полечу, а с нас требуют минимум за час, то есть ещё перед выездом на горку, на каждый полёт подать уведомление. Часто заранее это просто физически невозможно, но в этом случае мы автоматически становимся нарушителями закона.

Александр Орлов родился в Краснодарском крае, в пять лет родители переехали в Новосибирск. Окончил НЭТИ (НГТУ). Много лет работал в недвижимости, был президентом Новосибирской ассоциации риэлтеров. В 2010 году полностью переключился на полёты. Руководил парапланерной школой, был тренером спортивной команды, начальником Чемпионата России по парапланерному спорту. Занимается экстремальными видами спорта. Инструктор по дайвингу, виндсерфингу, сноуборду, спелеологии и рафтингу.

 

 

Насильно приземлённые

 

По Воздушному кодексу РФ вся авиация делится на три типа: государственную (военные и МЧС), экспериментальную (самолёты, которые делают большие заводы, хотя за рубежом в эту группу входят и лёгкие самолёты, сконструированные самостоятельно) и гражданскую, она в свою очередь делится на коммерческую (пассажирскую и грузовую) и авиацию общего назначения (АОН). Вот об этой последней группе и идёт речь. Во всём мире для авиации общего назначения действуют облегчённые правила, благодаря чему отрасль активно развивается. Так было до начала 90-х и в нашей стране.

 

Сейчас трудно себе представить, как развивалась бы малая авиация в России, если бы не продуманная система её поддержки и развития. В возрасте 7—10 лет ребёнок приходил в авиамодельный кружок, в старших классах начинал прыгать с парашютом, потом садился за штурвал планера. Клубы ДОСААФ действовали по всей стране, профессию можно было получить в многочисленных лётных центрах и училищах — в СССР была одна из сильнейших школ в мире.

 

— С конца 90-х функции по патронированию малой авиации от Минтранса были переданы нескольким ведомствам, в том числе Росавиации. С тех пор о безопасности авиации общего назначения много говорится, но её развитием фактически никто не занимается. Зато все заинтересованы в том, чтобы не было лётных происшествий. А как их исключить? Легче всего — запретить. Нет полётов — нет происшествий. По развитию малой авиации Новосибирская область всегда была одной из самых сильных среди регионов страны, здесь проводились чемпионаты России, действовал один из сильнейших аэроклубов, — говорит Александр Орлов. — А сегодня за нас взялись очень жёстко, дела заведены уже на нескольких авиаторов-любителей. Мы не против того, чтобы исполнять законы, но они должны быть посильными. Нужно усовершенствовать законодательство с учётом особенностей авиации общего назначения.

 

Всего за полгода в России осуждено четырнадцать авиаторов-любителей, заведены сотни административных дел, а в некоторых случаях заведены уголовные, с применением 238-й статьи об оказании услуг, не соответствующих требованиям безопасности. Из-за почти невыполнимых требований кто-то уходит из авиации, кто-то прячется, «партизанит по полям и лесам».

 

Среди тех, кто сегодня лишён возможности летать, и Анатолий Фёдорович Яшанин. Бывший военный лётчик с инженерным образованием, в своё время приобщавший ребятню к авиамоделизму и техническому творчеству, построил со своим сыном Артёмом Яшаниным легкомоторный самолёт в обычном гараже. Эту облегчённую разборную конструкцию они вывозили за город и летали, два года, пока бдительная дачница, услышав шум мотора, не сообщила взрослой дочери, а та не позвонила в инстанцию. «Я сам по первому звонку пришёл в прокуратуру, принёс все свои дипломы и лётные книжки, думал, это как-то поможет. Мне предъявили обвинение по пяти административным правонарушениям, а через полгода по суду запретили летать», — говорит Анатолий Фёдорович.  

 

Этот человек за короткий срок стал символом борьбы за небо всей самодельной авиации.

 

Чтобы пройти «правовой коридор» и восстановить свои права, ему потребуется получить лицензию лётчика-любителя, для чего снова сесть «за парту» и пройти обучение, стоимость которого около 400 тысяч рублей. Требуется также пройти врачебную лётную комиссию, что вряд ли получится — Анатолий Фёдорович не так давно проходил лечение по онкологии, ему удалось победить рак, но не получается победить чиновничьи барьеры. Его образование — лётное училище, налёт почти 4 000 часов и двадцать лет стажа с точки зрения действующих правил роли не играют. Хотя когда он заканчивал лётное училище, кроме военной специальности, получал и гражданскую. 

 

Яшанины сначала сделали своими руками одноместный самолёт, но что-то не понравилось, решили переделать в двухместный. Биплан прошёл техкомиссию, однако и на этом техническая мысль не остановилась, отец и сын задумали модернизацию и теперь работают уже над третьим самолётом. Это может выглядеть чистой самодеятельностью, если не знать, что оба — профессионалы. Оба в разное время окончили Новосибирский авиационно-технический колледж, работали в ЗАО «Авиареставрация», занимающееся восстановлением самолётов времён Великой Отечественной войны, сейчас на базе СибНИА предприятие восстанавливает легендарный Ил-2. Артём начинал слесарем, поступил и окончил факультет летательных аппаратов НГТУ, сейчас работает в «Авиареставрации» в должности конструктора. Чтобы легализоваться, Артём Яшанин зарегистрировал построенный с отцом самолёт и записался на курсы пилотов. 

 

— Мы на большую высоту не поднимаемся. На трёх тысячах метров всё на земле становится маленьким, незначительным. Самая интересная высота — 150-300 метров. Всё, что нам нужно для полёта, — аэродром или поляна, — рассказывает Анатолий Яшанин. — Но требования, которые нам предъявлены, практически невыполнимы. Это вместо того, чтобы развивать малую авиацию, создавать учебные центры, создавать условия, чтобы мы могли объединяться в клубы, передавать друг другу опыт. Иначе люди вынуждены прятаться, а это очень опасно. Покупают дельталёты, строят самолёты, а обучаться негде, вот и начинают самостоятельно осваивать полёт… Мы же видим по интернету, как относятся к любителям во всём мире. В США 700 тысяч пилотов-любителей, в Чехии 12 тысяч самолётов и столько же пилотов-любителей, и всем места в воздухе хватает. У нас же едва наберётся 2-4 тысячи самолётов и вертолётов авиации общего назначения, всего несколько тысяч активно летающих пилотов-любителей. И в такой огромной стране им нет места?!

 

 

Лёд тронется?

 

Заблуждение считать, что авиаторы, которые поднимаются в небо на собственных летательных аппаратах, только состоятельные люди. Большая часть из них — обычные россияне со средним и даже ниже среднего доходами. Содержание воздушного судна даётся многим очень непросто. Кто-то пытается зарабатывать, кто-то летает исключительно из любви к небу.

 

Наш знаменитый земляк лётчик-ас, трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин увлёкся авиацией в детстве, наблюдая полёты первых самолётов над городом. Когда ему было 12 лет, в 1923 году, на заседании Сибревкома в Новониколаевске (Новосибирске) приняли устав Сибирского общества друзей воздушного флота. Символично, что именно здесь, спустя почти 95 лет, родилась идея обратиться с петицией о поддержке авиации общего назначения к Президенту Владимиру Путину. Письмо подписали почти 1 200 пилотов и 15 марта отправили адресату.

 

«Мы, пилоты лёгкой и сверхлёгкой авиации России, владельцы посадочных площадок, авиаинженеры, производители лёгких и сверхлёгких воздушных судов, простые граждане, неравнодушные к авиации, просим вас вмешаться в текущую ситуацию фактического разгрома лёгкой и сверхлёгкой авиации, которая является, в соответствии с Воздушным кодексом РФ, частью гражданской авиации России.

 

…В стране невозможно зарегистрировать право собственности на воздушное судно дистанционно. Документы принимают в одном месте — в Москве, и только лично.

 

На всю страну действуют только 4 авиационных учебных центра авиации общего назначения, из которых только два обучают пилотов на сверхлёгкие воздушные суда. У остальных отозваны лицензии. Полтора года в стране нет подготовки на дельталёты и подготовки пилотов свободных аэростатов, невозможно получить удостоверение пилота-планериста. За 20 лет не выпущено ни одного методического пособия по безопасности для пилотов-любителей…».

 

Авиаторы предложили упростить сертификацию и подготовку пилотов малой авиации, выработать механизм проверки и признания квалификации уволившихся военных и гражданских пилотов, законодательно разрешить использование сельскохозяйственных земель под нужды сельхозавиации и АОН, отменить требование о безусловной обязательности подачи уведомления и плана полёта в неконтролируемом воздушном пространстве (класс G). Полный текст письма размещён на сайте http://avia.pro.

 

Следом, через три недели, на портале законопроектов правительства РФ появилось сообщение о начале разработки законопроекта изменений в Воздушный кодекс РФ в части регулирования авиации общего назначения. Разработчик — Минтранс РФ. В среде авиаторов известие вызвало оживление: «Лёд тронулся?»  В настоящий момент статус законопроекта обозначен как «проведение общественного обсуждения», есть графа «Ваши предложения», подать их можно до 21 апреля. Хотя текста самого проекта нет, есть краткое описание проблемы и обоснование его необходимости: «Принятие законопроекта направлено на развитие малого бизнеса, связанного с использованием воздушных судов авиации общего назначения вместимостью до 3 — 4 пассажирских мест в качестве аэротакси, а также для развития авиационного туризма».

 

Будем надеяться, что лёд действительно тронулся.

Возрастная структура пилотов АОН:
старше 40 лет — 67%,
от 30 до 40 лет — 24%,
до 30 лет — 9%.

 

«Ведомости» ещё вернутся к разговору об авиации общего назначения. Среди незатронутых тем — безопасность экскурсионных полётов, легализация беспилотников и авиамодельного творчества. Если вам есть что сказать об этом, пишите нам vedom@zsnso.ru. Направлен и официальный запрос в Западно-Сибирскую транспортную прокуратуру.

 

Марина ШАБАНОВА | Фото Валерия ПАНОВА

back
358

Статьи на эту тему:

19.07.18 Самолёты строим сами

России без авиации нельзя, иначе верх возьмут две известные беды — дураки и дороги.  

12.07.18 Небо закрыто?

Мы не просто перестали мечтать о полётах — нам это запрещают делать.

20.07.17 В борьбе за небо — 3

В Новосибирской области закрыли единственный частный аэродром для полётов на планерах — под угрозой срыва оказался чемпионат СФО, намеченный на 22 июля.

11.05.17 В борьбе за небо-2

Руководителю Новосибирского дельтапланерного клуба запретили обучать людей полётам.

15.03.17 Смирение и интуиция

Лётчик-испытатель, директор СибНИА Владимир БАРСУК о полётах детей, возрождении «Аннушек» и вере в высшие силы.

В Заксобрании


14.11.19
33

В 2020 году дорожный фонд НСО уменьшится, а с 2021-го регион может остаться без средств на ремонт и реконструкцию сельских дорог

14.11.19
41

Проект бюджета области на 2020 год представили на публичных слушаниях, сейчас его рассматривают все комитеты заксобрания

07.11.19
663

Заксобрание предложило разрешить людям ездить зимой по льду водоёмов за пределами специальных переправ

Политика


14.11.19
43

В Новосибирске прошла межрегиональная научно-практическая конференция, посвящённая гражданскому активизму в Сибири

29.10.19
373

Отменят ли партийные списки на выборах в городской Совет Новосибирска, которые пройдут в 2020 году

29.10.19
395

«Единую Россию» на выборы в 2020 году поведут сразу два региональных лидера

Экономика


21.10.19
603

Будет ли Новосибирская область продавать больше зерна за границу?

25.09.19
1307

Что должно стать основным драйвером развития инноваций в России и почему здесь не может быть единственно правильного ответа?

23.09.19
1252

Зачем в основание будущей арены нового ледового дворца забьют 1 500 свай длиной от 16 до 35 метров?

Общество


14.11.19
43

Сфотографироваться и посчитать до десяти: зачем банки подключаются к Единой биометрической системе?

14.11.19
49

Депутаты согласовали новую 6-летнюю программу развития торговли в регионе

12.11.19
246

В 52 многоквартирных домах Новосибирска, Бердска и Искитима в этом году установили новые лифты

Культура


14.11.19
8

Старейшей библиотеке Новосибирска на днях исполняется 125 лет

13.11.19
133

Звёзды с мировым именем: Вадим Репин анонсировал главные события Транссибирского арт-фестиваля-2020

13.11.19
216

Сергей Афанасьев объяснил, почему он написал заявление об увольнении и при каком условии он может его забрать

Спорт


12.11.19
287

Ещё пару лет назад о детском следж-хоккее в Новосибирской области ничего не знали, а сегодня ребята выходят на совместные тренировки с игроками ХК «Сибирь»

06.11.19
514

В Новосибирске в 18-й раз прошёл один из крупнейших в России боксёрских турниров — памяти мастера спорта СССР Дмитрия Панова

29.10.19
349

В Сибирской академии самбо прошло крупнейшее региональное соревнование по этому виду спорта

x

Сообщите вашу новость:

up