04.05.22

Что делает нас народом?

Российский режиссёр Александр СОКУРОВ — о современниках, русской культуре и душевном круге.

Александр Сокуров

Кинокомплекс «Победа» подарил Новосибирску творческие встречи с Александром Сокуровым: мэтр российского кинематографа представил серию своих фильмов и помог публике «прочесть» короткометражные работы своих учеников. «Ведомости» побывали на одной из встреч.

О студентах и деньгах

— У меня курс в Санкт-Петербургском университете кино и телевидения — 19 человек. Люди все взрослые, имеют высшее образование и профессию. В октябре этого года они завершают своё обучение, и ещё 19 человек падают в бездонное пространство российской культуры — выплывут ли они? Дай Бог. За три года мои ученики должны были снять шесть учебных фильмов, но в силу того, что наше учебное заведение крайне бедно, не смогли. Наверное, из всех творческих вузов мы самые бедные. У нас финансирование в 90 раз меньше, чем у ВГИКа в Москве. И связано это с тем, что все московские системы имеют тенденцию высасывать деньги. Мои ученики живут тяжело: им приходится много работать, чтобы учиться.

Десять лет назад создали фонд, который собирает средства, — покупаем оборудование, чтобы снимать кино. Кстати, во всех мировых киношколах все студенты вынуждены подрабатывать, чтобы оплачивать работу операторов. Только Москва — исключение. Но все мои студенты — великие и самобытные люди.

О времени и о нас

— Мы с вами все современники. И мы все носители достоинств и недостатков своего времени. Мы — те, какое сегодня время. Мы не можем обойти его и перехитрить. И это наша главная проблема — мы не можем от него оторваться. Но мы всё знаем про нашу историю, про наш русский уклад, про наши долги перед предками, мы всё друг про друга знаем.

Зритель в России малочислен. А для кинематографа принципиально важно в социальном плане, чтобы был зритель. И чтобы люди приходили в кинотеатр и сидели рядом — в одном времени и в одном пространстве. Зритель должен быть в контакте с плоскостью, которая называется «экран». Через эту плоскость происходит обобществление (простите меня за это слово из соцреализма!) эмоций и смыслов, которые дают нам почувствовать друг друга. Когда всех нас объединяет один смысл — мы поднимаемся. Но качество кинематографа зависит от социальной культуры народа. А народ — это тот, кто думает, а остальные — население. Большое значение имеет общий коэффициент стремления людей к самообразованию — от него зависит устойчивость и прочность народа. Тогда у нас есть вариант не превратиться в стаю.

Александр Сокуров
Мастер авторского кино, снявший более 50 документальных и художественных лент. Автор знаменитой тетралогии «Молох» — «Телец» — «Солнце» — «Фауст». Свою последнюю работу «Сказка» режиссёр отказался представлять на очередном Каннском фестивале, обвинив оргкомитет в «преступной дискриминации».
О нашем слабом месте

— У европейского зрителя, несмотря на его насмотренность, есть серьёзное эгоистическое начало, которое растёт с каждым годом. Европейские зрители — это такая армия, на знамени которой написано «Эгоизм». И в этом они чем-то схожи с народом Кавказа — по своему настрою. Да, европейский зритель более просвещён, и в этом наше слабое место. Но здесь, на мой взгляд, «повинно» гигантское пространство нашей страны, в котором просвещённые люди рассыпаются, а не аккумулируются.

О кино и лучшем фильме

— Режиссёр должен говорить о том, в чем он разбирается и что представляет круг его душевных и духовных интересов. Душевный круг — это личное, сопереживания, рефлексия. Духовный круг — это религия, политика и идеология. Мне кажется, что больше всего заблуждений и творческих тупиков в духовном круге, особенно в религиозном сегменте. Режиссёр должен делать то, что он хорошо изучил и считает важным. Правда, в молодом кино часто получается, что он делал то, что хотел, а вышло то, что он мог. В кино не бывает выдающихся и гениальных произведений. В музыке и литературе — да, в кино — нет. Потому что кино быстро стареет. Кино — очень ёмкое и затратное производство. А тотальная нехватка средств влияет на сам процесс и режиссёра. Я не знаю ни одного режиссёра кино, который снял бы картину так, как он сам хотел. Но вот парадокс: мне кажется, что новый фильм «Сказка», который мы недавно сделали, — это лучшее, что я снял в своей жизни.

О сценаристах и комплексах

— Со сценариями у нас в стране всё сложно. К примеру, в документальном кино я сам конструирую историю, формулирую сюжет. В игровом кино я всегда участвую в замысле — идея и герои имеют ко мне прямое отношение. А сценарист формализует эту историю, создавая некую форму. Но повторюсь, в России нет гениальных сценаристов — всю мировую акваторию захватили американцы. Лучшее, что есть в американском игровом кино, — это сценаристы. Если разобраться, то в Голливуде очень обычные актёры, очень обычные режиссёры, но высокого полёта драматурги-сценаристы. Почему? А потому, что в Америке нет большой литературы. У нас в России с большой бритвой в руке преследуют всех пишущих призраки Достоевского, Толстого и Чехова. И всякое написанное в русской традиции вызывает в литературных кругах соревновательную настороженность: а соответствует ли текст той великой планке, которую задали наши писатели? Поэтому русское кино существует в неких сценарных границах и пока за эти рамки не выходит. К примеру, у нас нет традиции эротического кино — молодые мужчины и женщины не знают, как об этом писать. Боятся, стесняются. Когда идёт речь о внутренней и интимной жизни человека, в нас сразу просыпаются катастрофические комплексы.

О «кавказских птенцах»

— Меня всегда удивляло, что Северный Кавказ остался без кинематографа. В регионе с колоссальной энергетической традицией была только небольшая документальная студия во Владикавказе.

Потом ко мне обратился ректор Кабардино-Балкарского университета — они получили разрешение от министерства образования открыть кинематографическую мастерскую. Набрал 15 человек — от 18 до 36 лет. Было очень трудно. Ребята пришли к нам совершенно не просвещёнными — я силовым методом заставлял их читать. Просвещённый человек должен разбираться во всём — в литературе, музыке, изобразительном искусстве, философии. Просвещённый человек — это не копание в своей траншее, это широкий взгляд на мир. Кинематографическое искусство в принципе светское. Я запретов на религиозные темы не ставил, но сказал ребятам: занимаемся в этих стенах только искусством, никаких молитвенных ковриков. Но такая моя позиция была воспринята некоторой частью общественности в штыки. Был период, когда я занятия проводил под охраной: была вероятность конфликта и нападения. Но это нам не помешало творить и расти. Через год моих «кавказских птенцов» было не узнать. И сегодня их имена звучат — Александр Золотухин, Кантемир Балагов, Кира Коваленко, много хороших ребят.

О русской культуре

— Мы сегодня живём в трудные времена. Но единственное, что нас всех может объединить, — это русская культура. Это то, что делает нас с вами нацией, народом. Прошу вас, удержите в себе её. Да, сейчас это очень трудно сделать. Звучит много голосов против русской культуры. Но она была, есть и надеюсь, что будет. Мы должны с вами вырастить молодых творцов, выкормить их, дать им крылья, заставить подняться. Никто кроме нас с вами этого не будет делать.

Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Александр ГРИБАКИН

 

back

Новости  [Архив новостей]

x

Сообщите вашу новость:


up
Яндекс.Метрика