«ХАОС» покажет лучшее
Директор театра «Старый дом» Антонида ГОРЕЯВЧЕВА о кураторах в театре, перестройках к спектаклю «Социопат» и подготовке к Международному фестивалю актуального театра «ХАОС»
— Антонида Александровна, спектакль «Социопат» за этот год выезжал не раз. Для какого количества сцен пришлось адаптировать такой технически сложный спектакль?
— Спектакль «Социопат» в постановке главного режиссёра театра Андрея Прикотенко сегодня один из самых известных наших спектаклей. Мы вывозили его на «Золотую Маску» в Центр имени Мейерхольда в Москве. Выступали на новой сцене Александринского театра — самой лучшей по технологическому оснащению в России, и оба показа зал был полный. Затем адаптировали спектакль к сцене старинного театра в Берлине. Открывали им фестиваль в главном театре Тимишоаре — городка в Румынии. Фестиваль «Сахалинская рампа» — уже пятая сцена. На самом деле технически было непросто, потому что все эти площадки, в отличие от нашего театра, очень большие. Мы сумели это сделать благодаря профессионализму наших служб. И когда в огромном зале с арочными окнами, как в Берлине, в разные стороны разлетаются буквы визуального ряда, — зрелище впечатляющее. А для этого нужно было переделать визуальные программы, потребовались проекторы более мощные, чем у нас.
— И с переводом не всё было просто?
— Да, ребята каждый раз находят какие-то местные сюжеты и используют их в рэп-баттлах. В Румынии спектакль пришлось переводить сразу на три языка: сначала наш переводчик переводила на английский язык, а потом два других переводчика — на венгерский и румынский. Зрители в финале хлопали, свистели и кричали — для этого спектакля обычная реакция, и дома так принимают. У кого-то комедии хиты, а у нас — «Пер Гюнт», «Социопат» и «Зулейха открывает глаза», билетов нет на два месяца вперёд. И я этому очень рада.
— «Старый дом» за последние лет десять совершил прорыв, занял свою особую нишу и стал площадкой для эксперимента. Но, может, не всем зрителям это по душе?
— В афише театра представлены спектакли разных направлений. Мы государственный, а не частный театр — должны предоставлять услуги на любого зрителя и делать это достойно. У нас сбалансированная репертуарная программа. Есть спектакли в стиле «Социопата», ориентированные на молодёжь, и спектакли типа «Зулейха открывает глаза» — для более взрослого поколения. Наши артисты способны выполнять разные художественные задачи.
— Труппа у вас подобралась очень креативная. Приходится удерживать молодёжь?
— Ребята чувствуют, что они делают этот театр и что являются не просто исполнителями, а соучастниками. Они готовы здесь жить, они выкладываются по полной, им здесь хорошо. С ними работают режиссёры первого порядка, каждый со своим подходом — это очень сильно подстёгивает. В результате мы имеем серьёзные постановки; наши ребята видят, что прошли через этот сложный путь; складывается успешный имидж театра; растёт число фанатов коллектива и отдельных актёров. Коллеги говорят об особенной атмосфере «Старого дома». Наших артистов зовут в другие театры, но они не уходят. Если ещё лет пять-шесть назад у меня их разбирали, то сейчас этот вопрос не стоит. Мы много выезжаем, участвуем в фестивалях, причём за счёт приглашающей стороны, нам оплачивают всё: визы, дорогу, проживание, питание. Театр ни копейки не тратит. Это говорит о том, что нас знают и доверяют нам.
— Как сосуществуют разные поколения в одной труппе?
— Я вижу, как старшее поколение старается помочь молодым: никто насильно в территорию другого не вмешивается, это всё очень тонко. Особенно часто советуются с Халидой Ивановой, нашей народной артисткой. Если раньше молодыми у нас считались Анатолий Григорьев и Виталий Саянок, потом пришёл Тимофей Мамлин, то сейчас уже новое поколение молодых перспективных — Ян Латышев, Саша Вострухин, девчонки наши. Лариса Чернобаева со своими серьёзными ролями перешла на новый уровень. Труппа очень слаженная, интриг у нас нет — может быть, просто некогда этим заниматься.
— Премьера, которую ждут зрители — спектакль «Идиот», — откроет новый сезон?
— Да, открытие сезона состоится 28 сентября. Для премьеры мы снова переделываем свою сцену: останется только 80 мест в партере, всё остальное пространство зала займёт сцена. Всё-таки Андрей Михайлович — режиссёр большой сцены, он снова переписывает текст. И я предполагаю, что это будет бомба!
— Если трансформации в «Старом доме» начались с вашим приходом, то с назначением главным режиссёром Андрея Прикотенко театр получил и мощное содержательное наполнение.
— Это точно, Андрей Михайлович очень талантливый режиссёр. Его идеи актуальны и невероятно интересны, но для воплощения на сцене весьма затратные, и я даже не о финансах говорю, а о человеческих энергозатратах, которыми сопровождаются его постановки. Собрать команду, разработать концепцию и воплотить в жизнь. Не каждый директор пойдёт на это, зачем ему такой беспокойный режиссёр. А здесь Андрей Михайлович попал в нужную атмосферу. У меня, правда, хорошая интуиция — я абсолютно чувствую человека. У нас же долго не было главного режиссёра. Мы приглашали режиссёров-постановщиков. Если я понимаю, что режиссёр не любит актёров или не доверяет им, такая история просто не имеет продолжения, будь он хоть каким талантливым. Но авансом я ему даю всё, чтобы человек себя проявил. Получилось у тебя — прекрасно, не получилось — извини.
— Когда вы поняли, что Прикотенко — ваш режиссёр?
— Мы его позвали на одну постановку, это был «Вишнёвый сад». Работы было много, но графики были соблюдены. Я посмотрела, как Андрей Михайлович работает с труппой, посидела на репетициях и поняла, что он не просто хороший режиссёр, но и хороший педагог. Да, он жёсткий. Как говорят наши актёры: с ним не забалуешь. Он не идёт на компромиссы. Именно такой режиссёр нам был нужен. Поскольку труппа во многом состоит из молодых ребят. Я для них как мама — чтобы всё было. Поэтому у нас и получился хороший тандем. Артисты его очень ценят и любят, он им очень много нового даёт во время подготовки к спектаклю и в целом.
— Какие ещё постановки появятся в афише театра в новом сезоне?
— Будут ещё три премьеры, названия объявим на пресс-конференции к открытию сезона, в сентябре. Единственное скажу, и эту задачу ставит Андрей Михайлович: каждый новый спектакль должен быть интересен и зрителям, и экспертам, и театральной общественности.
— Режиссёр приехал, поставил, уехал, а дальнейшая судьба спектакля — кто следит за этим?
— У меня бывало, что и главного нет, и вообще никакого режиссёра нет. И я завела правило: за каждым спектаклем закреплён куратор из числа ведущих актёров, играющих главные роли. Плюс есть помреж. И все актёры прекрасно знают, что художественный уровень превыше всего, и ни какой отсебятины!
— Получается, что ведущий артист Анатолий Григорьев в нескольких спектаклях куратором?
— И Григорьев, и Халида Ивановна, где играют, там везде кураторами значатся. Если спектакль музыкальный и с пластическими элементами, как «Пер Гюнт» или «Снегурочка», то кураторов может быть даже три. Рядом с мастерами растёт прекрасная молодёжь. Я горжусь своими артистами, хочется для них сделать больше.
В Год театра «Старый дом» учредил Международный фестиваль актуального театра «ХАОС» — форум для России уникальный.
— Под таким названием — «фестиваль актуального театра» — в нашей стране мы действительно первые, — рассказывает Антонида Гореявчева. — Хотя, конечно, экспериментальные спектакли могут в разных фестивалях участвовать. «ХАОС» — фестиваль принципиально нового формата, который собирает спектакли актуального искусства. Мы привозим театры первого порядка со спектаклями и премьерами, получившими большой резонанс, отмеченными «Золотой Маской» и международными фестивалями.
— Уже открыты продажи билетов — программа многообещающая. Но для некоторых спектаклей ваша сцена явно мала.
— Фестиваль ориентирован на максимальное вовлечение пространства города в театральную игру. Показы пройдут на четырёх площадках. На нашей сцене мы покажем «Преступление и наказание» в постановке Константина Богомолова Санкт-Петербургского драмтеатра «Приют комедианта»; «Чапаев и пустота» режиссёра Максима Диденко московского центра новой драмы «Практика»; два спектакля Александра Артёмова и Настасьи Хрущёвой петербуржского Независимого театра «Тру»;
«Индивиды и атомарные предложения» режиссёра Всеволода Лисовского казанской творческой лаборатории «Угол»; «Фрекен Жюли» режиссёра Радослава Степанова краковского Театра Ludowy и нашу премьеру — спектакль «Идиот» в постановке главного режиссёра театра Андрея Прикотенко. В лофте «Подземка» будут идти постановки питерской Независимой театральной группы «театр post» — «Диджей Павел» и «Хорошо темперированные грамоты» режиссёра Дмитрия Волкострелова.
Спектакль «Зощенко, Зощенко, Зощенко, Зощенко», поставленный Андреем Прикотенко в Санкт-Петербургском театре-фестивале «Балтийский дом», покажем на сцене «Глобуса». Спектакль «Персона» по пьесе Евгения Казачкова в постановке Леры Сурковой московского «Гоголь-центра» — на сцене «Красного факела». Привезём ещё два зарубежных спектакля, сейчас идут переговоры.
— В преддверии фестиваля театр объявил большую превью-программу, открыв её бархоппингом «О чём говорят люди». Меняет локации передвижная инсталляция, позади музыкальный «Хаос-джем». Чего ещё ждать?
— «ХАОС» — это целая система, в экспериментальном театре есть место и науке, и IT. На днях стартовала наша арт-лаборатория актуального театра. Прошло первое занятие. За основу исследования «Эволюция красоты» взяты произведения Умберто Эко «История красоты» и «История уродства». Мы объявили конкурс на участие, заявок поступило больше 80, и не только из Новосибирска, можно участвовать дистанционно. В итоге мы отобрали 23 человека — молодые драматурги, художники, медиа-художники, дизайнеры, саунд-дизайнеры. Под кураторством режиссёра Михаила Патласова, который поставил у нас спектакль «Пыль», участники будут создавать свои проекты. Результат работы лаборатории увидим на закрытии фестиваля 28 октября.
Марина ШАБАНОВА | Фото Валерия ПАНОВА
Материалы по теме:
О главных темах «Идиота» и его персонажах рассказывает режиссёр-постановщик Андрей Прикотенко, главреж театра «Старый дом»
Какие премьеры ждут зрителей «Старого дома» — театра, в котором любят эксперименты?
Обозреватель «Ведомостей» Марина Шабанова обещает нам жаркую культурную осень!