04.10.18

ТОП-10 премьер театрального сезона 2018-2019

От горьковских пьес до променада и «пыльных погребов» Новосибирска — «Ведомости» предлагают ТОП-10 премьер нового театрального сезона. Часть спектаклей уже увидели свет рампы, часть ещё только ждут своего часа. Составляйте индивидуальную театральную афишу вместе с нами

 

1. «ДЕТИ СОЛНЦА», ТИМОФЕЙ КУЛЯБИН, ТЕАТР «КРАСНЫЙ ФАКЕЛ»

Фото Фрола ПОДЛЕСНОГО 

Премьерой по одноимённой пьесе Максима Горького в постановке главного режиссёра Тимофея Кулябина театр открыл свой 99-й театральный сезон 8 сентября. Если горьковские герои метались в душном предгрозовом пространстве, когда «верхи не могут, низы не хотят», то кулябинские оказались в герметичном пространстве кампуса Стенфордского университета на стыке-разрыве двух эпох — XX века и миллениума. «Темы оторванности интеллигенции от народа, на мой взгляд, больше просто не существует — в том виде, в котором это написано у Горького, — считает режиссёр. — А вот ощущение водораздела, порога, предчувствие резкого скачка мне хорошо знакомо, оно живёт во мне как ясное и близкое воспоминание о рубеже веков, которое зовётся миллениумом. В это время и произошла технологическая революция, которая изменила и продолжает менять нашу с вами жизнь». Полный текст Натальи ДМИТРИЕВОЙ о спектакле читайте здесь

 

Сложный в техническом отношении спектакль показывается на малой сцене театра два раза в месяц. Билеты на спектакли в октябре-ноябре уже проданы. Следующие показы состоятся 20 и 21 декабря. Категория 16+.  

 

2. «ВАССА ЖЕЛЕЗНОВА», СЕРГЕЙ АФАНАСЬЕВ, НГДТ

 Фото Виктора ДМИТРИЕВА

 

К творчеству Максима Горького обратился и Городской драматический театр под руководством Сергея Афанасьева. За основу спектакля взят второй вариант «Вассы Железновой», пьесы, повествующей о героине сложной судьбы — владелице пароходной компании, — о распаде большой семьи. «Мне кажется, второй вариант, хоть и был он написан в 1935 году, сделан жёстче, выписан драматургично — более чисто, более событийно, — рассказал на пресс-конференции Сергей Афанасьев, художественный руководитель театра и режиссёр-постановщик спектакля. — И я как любитель событийного театра, очень упругого и взрывного, остановился на этой пьесе».

 

…В душном трюме ржавого парохода мечется тонкая, как лезвие клинка, Васса Железнова (Анастасия Неупокоева), пытаясь удержать в изящных, но сильных руках истлевшее полотно бытия. Муж (Семён Летяев), спившийся распутник и упырь, увяз в уголовном деле по растлению малолетней; младшая дочь Любочка (Надежда Фаткулина) больна на голову; старшая Наталья мается от растущего либидо; брат Прохор (Савва Темнов) бражничает на сестринские дивиденды, а сноха Рашель (Татьяна Скрябина), революционерка и предтеча Фанни Каплан, пытается увезти внучка Колю. В психологическом анамнезе Вассы — систематические унижения от упыря-мужа, от побоев до облизывания мужниных сапог. Грязные кирзачи «маршируют» на сцене стройными рядами, органично вписанные художником Владимиром Фатеевым в общую психологическую канву спектакля. Полный текст рецензии Натальи ДМИТРИЕВОЙ читайте здесь.

 

Премьера состоялась 25 августа. Следующие показы —  4 и 27 октября. Категория 16+.  

 

3. «РУССКИЙ РОМАН», МАРАТ ГАЦАЛОВ, ТЕАТР «ГЛОБУС»

Фото Виктора ДМИТРИЕВА

Спектакль «Русский роман» по одноимённому произведению литовского прозаика, драматурга Марюса Ивашкявичюса на большой сцене театра поставил московский режиссёр Марат Гацалов, чей спектакль «Август: графство Осейдж» в театре «Глобус» был отмечен «Золотой Маской-2013». В центре повествования — соединение биографии и творчества одного из величайших русских писателей и мыслителей Льва Николаевича Толстого. В историю драматических и страстных отношений писателя и его жены Софьи Андреевны вплетаются герои романа «Анна Каренина». Софья Толстая вынужденно окажется между мужем — главой семьи и мужем — гениальным творцом; ей придётся отвоёвывать место в судьбе близкого человека и разбираться, кто же для него важнее: выдуманные литературные персонажи или она сама. На исполнительском мастерстве Людмилы Трошиной, заслуженной артистки РФ, держится большая часть спектакля. 


К просмотру спектакля нужно быть готовым — что называется, знать первоисточники. Сам Марюс Ивашкявичюс называет своё произведение «своеобразной семейной сагой, вариацией на тему романа „Анна Каренина”, в которой Толстой выступает не только как автор своего шедевра, но и как автор своей же семейной драмы». Любопытная деталь – из действующих лиц драматург исключил саму фигуру Льва Николаевича. Пьеса удостоена «Золотой Маски» сезона 2015/2016 в номинации «Лучшая работа драматурга».
Премьера состоялась 27 сентября. Следующие показы состоятся 24 октября и 30 ноября. Категория 16+. 

 

4. «КОППЕЛИЯ», МИХАИЛ МЕССЕРЕР, НОВАТ 

Фото Виктора ДМИТРИЕВА

 

Комедийный балет Лео Делиба «Коппелия» в постановке Михаила Мессерера пополнил репертуар НОВАТа. Премьера состоялась 22 сентября. История по мотивам оригинального либретто Шарля Нюитерра и Артюра Сен-Леона сочинена нашими современниками — Глебом Фильштинским, Вячеславом Окуневым и Михаилом Мессерером. В спектакле использованы хореографические мотивы и фрагменты хореографии Артюра Сен-Леона, Мариуса Петипа, Энрико Чекетти и Александра Горского. Спектакль по мотивам новеллы Гофмана «Песочный человек» о юноше, влюбившемся в механическую куклу мастера Коппелиуса, превращается в изящную комедию о ссоре и примирении влюблённых. С момента создания — почти 150 лет — жизнерадостная «Коппелия» остаётся одним из самых любимых и популярных классических балетов. Балетмейстер-постановщик спектакля, художественный руководитель труппы Михайловского театра Михаил Мессерер предлагает классическую хореографию в современном высокотехнологичном сценическом воплощении. По замыслу авторов, мир «Коппелии» и все персонажи балета созданы самим Коппелиусом. Режиссёр мультимедиа — Глеб Фильштинский. Художник-постановщик, Вячеслав Окунев, в чьих декорациях «Коппелия» на новосибирской сцене уже существовала —  премьера состоялась в 2001 году.

 

Следующие показы состоятся 17 и 18 октября, стоимость билетов от 700 до 4 000 рублей. Категория 0+.

 

 

5. «УЧИТЕЛЬ ТАНЦЕВ», ИВАН ОРЛОВ, ТЕАТР «ГЛОБУС»

Режиссёр Иван Орлов. Фото Валерия ПАНОВА

23 и 24 ноября на большой сцене театр «Глобус» представит премьеру спектакля «Учитель танцев» по пьесе испанского драматурга Лопе де Вега, в переводе Татьяны Щепкиной-Куперник. Литературоведы неизменно отмечают огромный импровизационный талант и неистощимую фантазию Лопе де Вега, ставя его в один ряд с Шекспиром и Чеховым. Свой взгляд на классическую «комедию плаща и шпаги», широко распространённую в XVII веке, представляет режиссёр-постановщик театра «Глобус» Иван Орлов (на фото). За время работы в театре он ставил спектакли для зрителей разных возрастов, в том числе «Любовь людей» Д. Богославского, «Ворон» К. Гоцци, «Птичка – на счастье!», «Звёздный мальчик» по мотивам сказок О. Уайльда и другие.

 

Рассказывая о готовящемся спектакле, Иван Орлов замечает: «Мы исследуем разные виды любви, которые зачастую находятся в непримиримом конфликте друг с другом. Есть любовь счастливая, взаимная, как у центральной пары. Любовь отеческая, которая так пронзительно раскрывается в финале. Есть мотив любви безответной. Любовь к своей способности любить. Словом, герои раскрываются по-разному». Режиссёр и его творческая команда решили сделать «Учителя танцев» в модном стиле диско-фанк. Поэтому хореография в спектакле будет смешанная: современный танец, но с очень лёгкой игрой в эпоху. Не обойдётся и без корриды. А само действо будет происходить на свадьбе… в современном диско-клубе.

 

Категория 16+.

 

6. «НОЧЬ В ВЕНЕЦИИ», КОНСТАНТИН БАЛАКИН, НОВОСИБИРСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР

Эскизы к спектаклю «Ночь в Венеции». Фото Дарьи ЖБАНОВОЙ

Вторую из двух своих итальянских постановок готовит Новосибирский музыкальный театр. 2018 год объявлен Годом культуры Италии в России. Театр на эти постановки — уже состоявшуюся в прошлом сезоне премьеру мюзикла «Римские каникулы» и готовящуюся оперетту «Ночь в Венеции» — получил большой грант Минкультуры России (14 миллионов рублей).

 

Премьера классической оперетты Иоганна Штрауса «Ночь в Венеции» назначена на 23 и 24 ноября. Театр во второй раз обращается к этому произведению, впервые на заре своей истории театра — в 1963 году. И вот спустя пятьдесят пять лет узнаваемые карнавальные маски и герои итальянских комедий dell'arte вновь встретятся с новосибирскими зрителями. Постановщики новой версии оперетты «Ночь в Венеции» сотрудничают с нашим театром впервые. Режиссёр-постановщик спектакля Константин Балакин неоднократно отмечен экспертным советом фестиваля «Золотая Маска» за спектакли, поставленные в Ростовском музыкальном театре и Астраханском театре оперы и балета. Сохранив сюжетную основу спектакля, режиссёр существенно переработал либретто, усилив интригу и сделав характеры персонажей и их взаимоотношения более рельефными и понятными современному зрителю. Визуальное решение спектакля художника-постановщика Елены Вершининой с легко узнаваемыми образами Венеции опирается на графику нидерландского художника Маурица Эшера, мастера оптических иллюзий. Его перевёрнутый фантастический мир словно перекликается с искажённой причудливой реальностью карнавала, которая за короткую ночь меняет всё вокруг до неузнаваемости.

 

Категория 16+

 

7. «СЕВИЛЬСКИЙ ЦИРЮЛЬНИК», ДМИТРИЙ БЕЛЯНУШКИН, НОВАТ

Фото предоставлено НОВАТом

Ставит одну из лучших опер Джоаккино Россини, итальянскую шуточную оперу-buff в версии НОВАТа, приглашённый режиссёр-постановщик Дмитрий Белянушкин. Обладатель Гран-при Первого Международного конкурса молодых оперных режиссёров «НАНО-опера» (2013 г.) родился в Саранске, в 2012 году окончил Российский университет театрального искусства ГИТИС (факультет музыкального театра, мастерская А. Б. Тителя и И. Н. Ясуловича) и поступил в аспирантуру. В настоящее время работает преподавателем в ГИТИСе, на курсе своих мастеров.

 

Либретто: Чезаре Стербини по одноименной комедии Пьера Бомарше. Музыкальный руководитель и дирижёр: Дмитрий Юровский. Художник-постановщик: Александр Арефьев, художник по костюмам: Мария Чернышева, художник по свету: Андрей Абрамов.
В постановке заняты солисты оперы: Павел Янковский, Гурий Гурьев, Владимир Кучин, Дарья Шувалова, Мария Белокурская, Владимир Огнев, Андрей Триллер, Алексей Зеленков, Николай Лоскуткин, Алексей Лаушкин, Надежда Нестерова, София Бачаева, Екатерина Марзоева и др.; артисты миманса, хор, симфонический оркестр театра.

 

Премьера состоится 27 октября.

Категория 12+

 

8. «ВРЕМЯ ОЖИДАНИЯ ИСТЕКЛО», АЛЕКСЕЙ ЗАБЕГИН, «ПЕРВЫЙ ТЕАТР».

Режиссёр Алексей Забегин. Фото Вадима Фролова

Уникальный для Новосибирска спектакль-променад готовит «Первый театр». Самая необычная премьера этого года — «Время ожидания истекло» — состоится 6 и 7 ноября в пространстве лофт-парка «Подземка». Жанр спектакля-квеста (театральные экскурсии, «бродилки», спектакли-аттракционы) в России набирает популярность. В прошлом декабре в рамках XII Международного рождественского фестиваля искусств на вокзале «Новосибирск-Главный» состоялся показ петербургских «Разговоров беженцев» от фестиваля «Точка доступа».

 

Над спектаклем «Время ожидания истекло» работает команда из Санкт-Петербурга:  создатели авангардного театра «Организмы» режиссёр Алексей Забегин и драматург Владимир Антипов, вместе они специально для спектакля сочинили текст пьесы; художник Константин Соловьёв и композитор Настасья Хрущева. Спектакль — парафраз знаменитой пьесы Сэмюэля Беккета «В ожидании Годо», автору пьеса в своё время принесла оглушительный успех, а впоследствии и Нобелевскую премию по литературе 1969 года. «Сегодня всё будет иначе. Авторы спектакля — мелкие и заурядные люди, они не дерзнули прикоснуться к шедевру Беккета, — говорит режиссёр Алексей Забегин. — Театра абсурда не будет. А будет популярный сегодня иммерсивный театр».

 

9. «СЕРЁЖА ОЧЕНЬ ТУПОЙ», НИКИТА БЕТЕХТИН, ТЕАТР «СТАРЫЙ ДОМ»

Режиссёр и артисты уже приступили к репетициям и побеседовали с автором пьесы. Фото с сайта театра

Первой премьерой юбилейного для театра 85-го сезона станет спектакль Никиты Бетехтина «Серёжа очень тупой» по пьесе Дмитрия Данилова, признанного экспертным советом премии «Золотая Маска» лучшим драматургом сезона 2016-2017. С этой пьесой автор принимал участие во внеконкурсной программе фестиваля молодой драматургии «Любимовка-2017».

 

— «Серёжа очень тупой» — вторая пьеса именитого прозаика, со времени колоссального успеха его первой пьесы «Человек из Подольска» театры стали внимательно приглядываться к его творчеству, — говорит куратор программы Павел Руднев, театральный критик. — Опыт Данилова важен для того, чтобы другие российские прозаики преодолели границы своего жанрового гетто и стали работать для театра, который может значительно расширить аудиторию современной литературы.

 

 

Премьера состоится 10 и 11 ноября.

 

 
10. «ПЫЛЬ», МИХАИЛ ПАТЛАСОВ, ТЕАТР «СТАРЫЙ ДОМ»

Лекторий «Пыль.Science».

О планах поставить документальный спектакль, посвящённый Новосибирску, театр заявил полгода назад. Литературной основой «Пыли» станет исследование исторического и мифологического контекстов Новосибирска и интервью с его жителями. Основная задача проекта — привлечь к созданию спектакля жителей города, актуализировать действительно важные для Новосибирска темы. Авторы вместе с участниками пытаются вместе понять, как «трансформировались сюжетные архетипы жителей Новосибирска с момента его возникновения до настоящего дня и как они влияют на нас сегодня». На стыке этих сюжетов и будет проявлен истинный живой портрет города.

 

Предваряя премьеру, театр «Старый дом» совместно с  информационным центром по атомной энергии Новосибирска организовали лекторий «Пыль.Science» на темы, связанные с сюжетами спектакля — архитектура, урбанистика, социология, археология, фольклор, новые технологии, нейросети и другие. Среди уже состоявшихся лекций — «Порядок в муравейнике: как понять, кто за главного?» старшего научного сотрудника Института систематики и экологии животных СО РАН Софьи Пантелеевой,  «Памяти несбывшихся генпланов» доцента университета архитектуры, дизайна и искусств Игоря Поповского, а также лекция «Искусственный интеллект: расшифруй это» эксперта по машинному обучению, ведущего исследователя Лаборатории нейронных систем и глубокого обучения МФТИ Ивана Бондаренко. Посмотреть видеозаписи лекций можно на странице театра ВКонтакте.

 

Режиссёр спектакля — Михаил Патласов — выпускник Пермского государственного института искусств и культуры, учился во ВГИКе на курсе профессора И.Н. Ясуловича, в 2011 году защитил диплом по специальности режиссёр игрового кино. Предыдущая его постановка — «Чук и Гек» на Новой сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге — получила премию «Золотая Маска» в номинации «Спектакль малой формы». 

 

Премьера состоится 14 и 15 декабря.

Мы рассказали лишь о десяти состоявшихся и ближайших премьерах. В сезоне 2018/2019 их будет гораздо больше. Тем более, что 2019 год объявлен Годом театра в России.  

 

Марина ШАБАНОВА

back

Новости  [Архив новостей]

up