С поправкой на вред
Каждый здравомыслящий родитель хочет уберечь своего ребенка (неважно, 5 лет ему, 14 или 18) от агрессии, насилия, нецензурщины и прочих воздействий, отягощённых негативными последствиями. Именно родитель, и только он, несёт ответственность (или разделяет её, как предписано законом) за своего несовершеннолетнего ребёнка. Речь, подчеркну, идёт ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО о здравомыслящих и ответственных мамах и папах.
Поэтому мне, как такой маме, было понятно, когда на законодательном уровне в нашей стране появились возрастные цензы: 0+, 6+ и прочие плюсы. Внутренне не соглашаясь со многими из рекомендаций, цензурировавшими книги, фильмы, спектакли, концерты и т. д., я всё же считала их именно рекомендациями. Ну это когда маркирован, допустим, спектакль горячо любимого мною театра «Старый дом» «Социопат/Гамлет» 18+, а дочь моя шекспировского «Гамлета» прочитала лет в 12 (книгу, кстати, позиционируют как 12+, но это вообще не важно). Поэтому я веду на этот спектакль своего ребёнка и несу ответственность за то, что её может травмировать… Что? Быть или не быть? Убийства? Ну, так-то и над пьесой Шекспира не обхохочешься. А вот на «Машину Мюллер» в московском «Гоголь-центре» я 14-летнюю дочь не беру — не считаю её готовой к созерцанию 19 обнажённых разнополых перформеров на сцене. Хотя смелость режиссёра Кирилла Серебренникова заключается в этом спектакле не в обнажении (в прямом смысле) человеческого тела, ну вы сами всё понимаете…
В любом случае, именно я решала, что смотреть или читать моему ребёнку. Но с 29 октября 2019 года правила игры изменились — в силу вступили поправки в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Теперь меня, здравомыслящего родителя, в расчёт не берут. И если мы с дочерью придём вместе в кино или в театр 18+, а тётя на входе решит (право имеет) стребовать документальное доказательство возраста ребёнка, то дочь моя отправится не под мою ответственность на спектакль или фильм, а домой. И много чего может услышать она на этом пути — и брань нецензурную, и шансон из проезжающих машин… И с хамством столкнётся в метро, и слово из трёх букв на заборе прочитает…
От этого всего её никто не защитит. Зато уберегут, не дав посмотреть «Джокера» с гениальным Хоакином Фениксом. Потому что там кровь, много крови, которую проливает псих, абсолютный псих, и все, кому нет 18, станут такими же абсолютными психами, вот те крест, станут?
Ну или не домой может пойти моя дочь. Я помониторила тут афишки. На концерт Егора Крида ей разрешено — 12+ маркировка. Спокойно пройдёт подросток на спектакль-антрепризу с Тарзаном (бывшим стриптизёром, а нынче актёром и вроде ещё певцом) «Муж на час» — 12+. На концерт Кая Метова (помнит ли кто такого?) вообще можно детсадовскими группами ходить — 6+, так же как и на юбилейный вечер Владимира Винокура — тоже, считается, шестилеткам покатит. Лёгкий шансон (я вообще растерялась, оказывается, есть такой) вполне себе с 12 лет может слушаться. На комедию театра ДКЖ (если вы не знали такого театра, как и я, то теперь знайте) «Школа соблазна, или Как за 12 дней из любовника сделать мужа?» рекомендуют идти тем, кому исполнилось 16. Пойти — чисто поржать, заодно к будущему себя подготовить — поднабраться лайфхаков.
А вот на «Онегина» Тимофея Кулябина в «Красный факел» (которого она два раза уже успела посмотреть) дочь мою имеют право больше не пустить — маркировка 18+. Колышущаяся простынь над Павлом Поляковым в начале спектакля и звуки партнёрши, безусловно, навредят психике 15-летней девочки. Она, конечно, читала роман Пушкина (он входит в обязательную школьную программу 9 класса), но до простыни этой думала, что Евгений, добрый наш приятель, испытывал к женщинам исключительно платонические чувства, взаимодействовал с ними только в переписке, а если вдруг и говорил, то потупив взор и о красе ногтей.
В «Ревизоре» — обман и соблазн, Митрофанушка вообще ничего не хочет — только жениться, Раскольников — убийца, Анна Каренина — падшая женщина… Если разобраться, читать подросткам ничего нельзя, смотреть ничего не рекомендуется, в музеи лучше не ходить, особенно туда, где античное искусство, — сплошная обнажёнка. И совсем всё это не смешно — грустно нам, здравомыслящим родителям, и безысходно. А нездравомыслящие про всё это не думают.