28.08.17

Работа для профессионалов

Виктор ЛЕОНОВ — единственный руководитель постсоветского областного Совета на протяжении двух созывов подряд, второго и третьего.

Виктор Леонов и заместитель председателя  областного Совета депутатов Анатолий Иваненко. 2002 год.

 

Наследники первых

 

 — Виктор Васильевич, как вы пришли в Совет?

 

— В 1997 году я работал заместителем главы администрации области Виталия Мухи. Виталий Петрович и предложил мне пойти в депутаты, чтобы усилить облсовет. До сих пор помню предвыборную кампанию в Краснозёрском и Карасукском районах, где был мой избирательный округ. Я объехал почти все сёла этих районов, побывал в 102 сёлах из 109, встречаясь с избирателями. Обстановка тогда была тяжёлой — экономика разваливалась, зарплаты, пенсии и пособия платились не вовремя, вместо товарно-денежных отношений люди переходили на бартер. Выходить к людям на прямой разговор было непросто — надо было убеждать их в том, что улучшить жизнь можно только сообща, конструктивно.

 

Вначале предполагалось, что председателем Совета останется Анатолий Сычёв, а я стану его заместителем. Но ситуация повернулась так, что после первого тура выборов остались два претендента — я и Владимир Саблин, с которым мы дружим до сих пор. В итоге депутаты выбрали председателем меня.

 

— На долю Совета первого созыва выпало бремя создания первых законов для постсоветской НСО, когда федерального законодательства ещё практически не было. Второй созыв продолжал работу в этом направлении?

 

— Основная база законов была действительно наработана нашими предшественниками. Эти законодательные акты и нормы позволили обеспечить социально-экономическое развитие и жизнедеятельность на территории области. В этом плане второму созыву работать было легче, чем нашим предшественникам. Перед нами встали новые задачи. Например, законодательное обеспечение взаимодействия исполнительной и законодательной властей. Они только что были разделены и пока ещё никто не понимал, как они должны сотрудничать. Мы, сорок девять депутатов, определили направления совместной работы с исполнительной властью, чтобы урегулировать отношения в правовой, экономической, социальной и других сферах. Всего второй созыв принял 204 закона и около полутора тысяч подзаконных актов. В третьем созыве появилось ещё одно направление работы. В 2000 году, когда президентом стал Путин, началась работа по созданию в России единого правового поля — взамен лозунга девяностых «Берите суверенитета сколько хотите». И мы стали приводить действующие областные законы в соответствие с федеральными. Причём делать это приходилось даже в том случае, если наш закон был лучше, чем федеральный. Из 363 законов, принятых депутатами третьего созыва, 226 были посвящены внесению изменений в существующие законы. Зачастую эти изменения были формальностью — менялись только отдельные словосочетания в текстах.

 

— В 1998 году страну поразил дефолт, какие меры принял облсовет, чтобы смягчить его последствия?

 

— Задача была — удержать экономику и сохранить социальную сферу обслуживания населения. Мы сконцентрировались на создании элементов финансово-кредитной политики. Например, сельхозпредприятиям тогда никто не давал кредитов, а в закупке семян, кормов или ГСМ сельхозпроизводители нуждаются постоянно. Тогда мы вместе с обладминистрацией создали Новосибирскую продовольственную корпорацию, которая на деньги из бюджета региона централизованно закупала всё необходимое для селян и передавала им под зерно, молоко или мясо. По мере того, как хозяйства вставали на ноги, они погашали бюджету эти вложения. Так мы сохранили около шестисот хозяйств. Тогда же мы создали Левобережный банк, который обслуживал областной Пенсионный фонд и обеспечивал стабильность выплаты в регионе пенсий.

 

 

 Облсовет — не балаган!

 

 — Какие законы, принятые вторым и третьим созывами, вы считаете наиболее значимыми для области?

 

 — Их было много. «О мерах государственной поддержки товаропроизводителей», «О государственной поддержке инвестиционной деятельности», «О налоговых ставках и льготах» — ущемляли свой бюджет, но облегчали жизнь налогоплательщиков. Законом «О семеноводстве» компенсировали производителям часть средств, затраченных им на покупку семян, чтобы не допустить засевания полей второсортной пшеницей — а такое уже делалось. Отдельным законом отрегулировали поддержку появляющихся фермерских хозяйств.

 

По должности   я одновременно являлся  членом Совета Федерации и там же входил в комиссию Дмитрия Козака, которая готовила новый закон о местном самоуправлении вместо действовавшего с 1995 года и скопированного с европейских. Новосибирская область и здесь оказалась первопроходцем — вместе со Ставропольским краем мы создали уникальную систему территориальных органов госвласти на уровне городов и районов и сельских муниципальных образований на уровне сельских поселений. Эти органы могли напрямую распоряжаться выделяемыми им финансами. До 2004 года эта система работала без сбоев. Затем надо было приводить её в соответствие с подготовленным комиссией Козака федеральным законом. Закон вводился в действие с 2005 года, а в 2004 году у нас должны были пройти перевыборы. Тогда Ставрополье и НСО внесли в Госдуму и Совфед инициативу о переходе наших регионов на новый закон на год раньше, чтобы не оставаться на год без органов местного самоуправления и добились этого перехода. Мы оказались уже подготовленными к внедрению 131-го закона об организации местного самоуправления, а нашу систему самоуправления ставили в пример другим. Нас поддержали. Кроме того, у нас при областном  Совете был создан Совет территориальных советов районов и городов, а также Совет глав муниципальных образований сельских поселений, в который входило по одному представителю от района. На их заседаниях мы решали основные вопросы жизни села.

 

Очень важным было для нас налаживание взаимодействия с областной администрацией. Бывало, что на особенно бурных сессиях депутаты выводили Виталия Муху из себя, доходило и до обмена неприятными репликами. Но конструктивные решения удавалось находить всегда. Мы создали постоянно действующее совещание, куда входили от администрации — глава, его замы, руководители управлений, а от облсовета — его председатель, замесмтители и председатели комитетов. На совещании, которое собиралось ежеквартально и поочерёдно в администрации и у нас, согласовывали все вопросы — от формирования бюджета до принятия законов о социально-экономическом развитии. Кроме того, перед сессией мы собирались с председателями комитетов, приглашали нужных людей из обладминистрации и сообща «прокручивали» самые трудоёмкие и значимые из предстоящих тем сессии. Там и вырабатывали консолидированное мнение, с которым шли на сессию. Потом журналисты стали говорить нам, что на сессии стало ходить скучно — балаган на заседаниях прекратился, на рассмотрение всей повестки у нас уходило по полдня, в то время как в первом созыве сессии длились по два-три дня.

 

 

 Контроль – превыше всего

 

 — В 1998 году мы приняли закон о Контрольно-счётной палате области, а в 2000 году подписали соглашение со Счётной палатой России, которую тогда возглавлял Сергей Степашин о взаимодействии по контролю за расходованием бюджетных средств. По итогам того же года проверки выявили нарушения на 940 миллионов рублей, из которых 420 миллионов были признаны нецелевыми расходами бюджета и подлежали возвращению в областную казну. Так была доказана эффективность работы КСП. А о влиянии НСО и других регионов, входящих в ассоциацию «Сибирское соглашение», на федеральную бюджетную политику говорит тот факт, что каждый год, прежде чем внести бюджет на утверждение в Госдуму, главы правительства и их первые заместители приезжали на заседания ассоциации, чтобы заручиться нашим одобрением. 

 

— Закон о наказах избирателей — тоже «детище» третьего созыва…

 

— Да, его приняли в 2002 году. Мы заложили в него финансовую поддержку исполнения наказов: каждому из 49 депутатов полагались один-два миллиона рублей на эту работу, причём оплата выполнения наказов шла через финансовое управление администрации. То есть деньги не могли «прилипнуть» к депутату и шли целевым назначением куда надо. На них ремонтировались школы, детсады, многое другое. Избиратели сами оценивали выполнение своих наказов: кто из депутатов заботился о наказах – тех и переизбирали дальше. Этот закон тоже был одним из первых в России.

 

 

Одна команда

 

 — Что за люди работали во втором и третьем созывах? Кто из них были вашими главными помощниками?

 

— Во второй созыв были переизбраны только девять депутатов первого созыва, зато в третий прошло 24 депутата второго созыва из 49 — почти половина. Поэтому и работать тогда стало легче — люди уже знали свою работу. Все они были прекрасно подготовленными профессионалами, с большим авторитетом: Юрий Бугаков — руководитель преуспевающего сельхозпредприятия, Александр Морозов — глава продовольственной корпорации, Анатолий Степанов — директор Новосибирского мясокомбината, Николай Мочалин — директор завода железобетонных изделий, Валерий Червов — президент концерна «Сибирь», Геннадий Палков — директор ПАТП-4, Борис Прилепский — директор химзавода и Виктор Осин — директор Бердского электромеханического завода, Сергей Титков — бывший помощник Виталия Мухи, Алексей Кондрашкин — руководитель автотранспортного участка ОбьГЭС. Председателями аграрного и транспортного комитетов были ректоры соответственно НГАУ Анатолий Кондратов и СГУПСа Константин Комаров. Можно перечислять ещё много фамилий.

 

Но на освобождённой основе у нас работали считанные единицы, а из-за загруженности на основной работе депутаты не всегда могли тщательно работать с документами. Поэтому ещё Анатолий Сычёв начал, а я продолжил создание аппарата облсовета. В нём был создан социально-экономический отдел, где в правовом, экономическом и других управлениях сосредоточились профессионалы, которые доводили все законопроекты до конечной стадии. По сути, половина творческого успеха облсовета, если не больше — это заслуга нашего аппарата. А как раз первые три созыва и создали для НСО всю нормативно-правовую базу, вся последующая работа – это в основном корректировка прежних законов в зависимости от требований текущего момента или новых задач.

 

 

Что было потом

 

 — Почему вы не стали участвовать в выборах четвёртого созыва?  

 

— Для любой работы должен быть свой сезон — и для законодательной тоже. Я почувствовал, что с этой работой уже слишком свыкся, инициативность начинает слабеть и вряд ли уже смогу привнести в деятельность облсовета что-то новое. А значит — работу надо менять. В 2005 году я спросил у губернатора Виктора Толоконского: «Не будешь возражать, если я уйду в Совет Федерации?» Тогда верхняя палата Федерального собрания формировалась уже по-другому — не из действующих глав исполнительной и законодательной власти регионов. Перед этим я был в Совфеде председателем комитета по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам. Сенатором, заместителем председателя комитета по региональной политике, проработал до 2010 года, затем был директором по развитию и инвестициям компаний «Фактор» и «Термофор». Сейчас  нагрузку пришлось сократить — здоровье не позволяет, но по-прежнему стараюсь помогать нашим новосибирцам.

 

Виталий СОЛОВОВ/Фото из архива «Ведомостей»

back
up