Про две картины мира
Что можно, а что нельзя говорить своим детям о политической и социально-экономической ситуации в стране? У меня до сих пор нет однозначного ответа…
Очень часто я задаю себе вопрос «Что можно, а что нельзя говорить своим детям о политической и социально-экономической ситуации в стране?». И у меня до сих пор нет однозначного ответа. Такого чтобы на любой случай. С одной стороны, мне очень хочется донести до них свою точку зрения. Пока она в принципе их ещё интересует. С другой - не всегда моя точка зрения совпадает с официальной, а значит, её публичное тиражирование может создать моим детям проблемы.
Естественно, мои дети уже давно не смотрят телевизор, а всю информацию получают в школе и в интернете. Старший сын с недавнего времени - в университете. Картины мира, которые рисует им школа и интернет, - это две совершенно разные картины. И пока сама жизнь не покажет ребёнку, какая из них точнее отражает реальное положение дел, он так и будет видеть две гипотетические (и мало совпадающие) картины мира. Возможно, этот момент и есть момент наступления взрослости. Мы ведь стараемся как можно дольше оберегать их от встречи с реальностью. Пусть ещё побудут детьми, думаем мы, пусть поживут в идеальном мире, где все - за исключением маньяков-педофилов, конечно, - честные, добрые и порядочные люди. В мире, где соблюдаются права человека, где нет коррупции, где государство заботится о своих гражданах, где налоги тратятся исключительно на благо всего народа, где полиция ищет преступников, а не того, кого проще посадить, где тебе не хамят, не обманывают…
Они ведь всё это на уроках обществоведения проходили и оценки за это получали: и права человека, и Конституцию, и налоги, и работу судов и полиции.
Один только пример. Самый свежий. У старшего, восемнадцатилетнего, сына украли рюкзак. Он оставил его на стуле в кафе, ушёл в туалет, возвращается - рюкзака нет. Как так? В идеальной картине мира ведь никто не ворует чужие вещи, потому что это плохо. В рюкзаке были паспорт, СНИЛС, банковские карты, куртка и наличными около тысячи рублей. Сын заблокировал карты (с этим проще всего) и пошёл писать заявление в отделение полиции. Хорошо написал, подробно. Скидывал мне фото заявления: уроки обществоведения и русского не прошли зря. Он даже указал адреса точек, где с его карт пытались совершить покупки, и время таких попыток и написал, что там есть видеокамеры. «Это чтобы им легче было искать, мама». Теперь ждёт, когда полиция найдёт его вещи и ему отдаст. Он ещё верит, что кто-то будет это делать. Вот я и думаю, сказать ему, что никто не будет этим заниматься и что его вещи - тю-тю. Или пусть всё-таки ещё чуть-чуть поживёт в мире, о котором так здорово рассказывали в школе и за знания о котором он получал свои пятёрки?