08.06.22

Исполняется впервые!

Художественный руководитель филармонии Владимир КАЛУЖСКИЙ — о дирижёрском детстве, возрождении Новосибирской филармонии и творческой свободе 1990-х.

 Владимир Калужский

ВЛАДИМИР КАЛУЖСКИЙ

Ведущий программ, редактор научных сборников, автор девяти книг. Кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств России, председатель Сибирской организации Союза композиторов, член Международного общества музыкального образования (ISME). Автор более чем 200 статей, 20 научных трудов и 11 книг.

Вся жизнь Владимира Калужского связана с музыкой, больше полувека назад выпускник отделения музыковедения Белорусской консерватории приехал поступать в аспирантуру Новосибирской консерватории, после долгое время преподавал в ней. Сотрудничать с Новосибирской филармонией начинал в 1980-е годы, уже четверть века является её художественным руководителем. На его глазах и при его участии этот «Ноев ковчег» собирал коллективы, кочевал по площадкам и оптимизировал штатное расписание.

На берегу Днепра 

— Владимир Михайлович, вы создавали в Новосибирской филармонии детскую филармонию, она действует больше 20 лет. А когда вы сами впервые оказались на филармоническом концерте?

— Это интересная история. Я родился и вырос в музыкальной семье, родители в это время жили в общежитии Московской консерватории на Дмитровке, отец был аспирантом, а мать училась в консерватории. В самом начале войны отец, работавший в составе струнного квартета на радио, ушёл в ополчение вместе с другими музыкантами — их дивизия попала под танки Гудериана, и в октябре всё было кончено, но отец чудом выжил, получив контузию. Комиссовался он в звании старшины в 1944-м, из общежития консерватории их попросили, и мы переехали в Киев, где родители начали работать в Украинской филармонии. Отец работал в струнном квартете, а летом в парке на берегу Днепра давал концерты симфонический оркестр. Днём с моими «коллегами» — детьми музыкантов квартета — мы ходили туда на репетиции. И сами играли в оркестр, всем хотелось быть дирижёром, потому что он махал руками и пел что-то. Иногда родители брали меня на концерты и вечером. И это было, конечно, сильное впечатление.

— Вас можно назвать летописцем истории Новосибирской филармонии. Какие события стали знаковыми, на ваш взгляд?

— С точки зрения биографии живого существа, каким и является филармония, все периоды значимы. Открытие филармонии приходится на такой любопытный период жизни региона, когда Новосибирск из столицы огромного Западно-Сибирского края превратился в областной центр, а филармония задумывалась как краевая за несколько месяцев до этого — 1 января 1937 года. Своих коллективов в филармонии тогда не было, она задумывалась как прокатная база для вполне законного отъёма денег у трудящихся. Параллельно существовал радиокомитет, где были филармонический оркестр, хоровая капелла, солисты и оркестр народных инструментов.

— Конкуренция, одним словом?

— Да. Филармония большую часть времени из своих 85 лет не имела своего зала, обитая по каким-то приспособленным помещениям. И вот это первичное существование резко прекратилось в 1941 году, когда филармония была расформирована, потому что значительная часть состава ушла в действующую армию. Сюда приехала Ленинградская филармония — мощнейший коллектив с оркестром и солистами. . Причём не нужно обольщаться, приехали они обслуживать огромное количество ленинградцев, эвакуированных вместе с заводами, это была особая публика. Три года Новосибирск существовал в столичных условиях — изобразительное искусство, театральное, музыкальное. А в 1944-м Новосибирская филармония возобновляет свою деятельность. И первые послевоенные годы — это своего рода Возрождение: открывается оперный театр, музыкальное училище, начинает работу Сибирский хор. Следующая знаменательная дата — 1956 год — создание симфонического оркестра под управлением Арнольда Михайловича Каца и основание Новосибирской консерватории, которая выбрасывала из своих чресел многочисленные кадры для филармонии. И начинается новая эра.

Владимир Калужский

Ноев ковчег

— Но своего здания у филармонии по-прежнему нет…

— В это время она ютилась парке Сталина, как назывался  Центральный, в здании конторы, где не было даже своего умывальника и туалета, а уже появились первые иностранные гастролёры, и это была пикантная проблема. Симфонический оркестр начал выезжать за пределы Новосибирска, и не только по области, в Кемерово или на Алтай, но и на всероссийские гастроли, а в 1970-м первые гастроли в Болгарии. Любительский камерный хор под руководством Бориса Певзнера становится лауреатом международного конкурса в Будапеште, и в 1981 году мы их принимаем в филармонию и переводим в профессионалы — это было невероятно.

— В 1990-е филармония стала в буквальном смысле Ноевым ковчегом. Тяжело управлять этой махиной?

— С точки зрения творческой свободы это время бесценно. У нас появился Камерный оркестр, созданный студентами консерватории. Из камерного хора отпочковался ансамбль старинной музыки «Insula Magica» Аркадия Бурханова, затем Ансамбль Павла Шаромова, а ещё через несколько лет был создан ансамбль Игоря Тюваева «Маркелловы голоса». Филармония приняла в свой штат Биг-бэнд Владимира Толкачёва. Из симфонического оркестра по инициативе Арнольда Михайловича вышли Концертный духовой оркестр и «Новосибирская камерата». И филармония превратилась в комбинат или федерацию. В России концертно-гастрольная жизнь сошла на нет, московские и питерские коллективы не выезжали — денег не было. А в Новосибирске с точки зрения жанрового многообразия было всё, но здания у нас по-прежнему не было — это рефрен.

— Где-то на подходе уже был Камерный зал. И он достался не без боя?

— Когда ТЮЗ переехал в новое здание, Дом Ленина освободился, предполагалось, что туда войдёт филармония. Но старые большевики выступили против: священное здание, а туда придут эти «волосатики». Дискуссии длились долго, наконец, в 2003 году, когда Дом Ленина отреставрировали, его передали под Камерный зал филармонии. Мы смогли внедрить там купленный в Нидерландах электронный орган и разместить значительное число небольших коллективов. Под большой зал отдали Дом политпросвещения, он был приспособлен к лекциям о международном положении и партийным хуралам — акустика была ужасная, но мы прожили там до конца нулевых, пока на его месте в 2013 году не построили этот Концертный зал.

Владимир Калужский

Весь «Росконцерт»

— Экономические потрясения чуть было не положили конец филармонии. Приходилось освобождаться от балласта?

— В начале 1980-х меня в первый раз пригласили худруком, а когда сняли директора — полгода директорствовал. В то время была такая мощная организация — ОБХСС, которая занималась экономическими хищениями. Эти ребята выложили мне на стол протоколы, и эти проблемы нужно было решать. Среди прочего — история с цыганским ансамблем при филармонии. Они числились в Тогучине, откуда постоянно приходили запросы милиции о нарушении паспортного режима. Мне было предписано распустить ансамбль. И вот в один прекрасный день — топот, грохот, появляется цыганский табор в красочных нарядах и с детьми. Руководитель — огромный мужчина с руками кузнеца — подходит ко мне: «Не увольняй, начальник!». Отвечаю: «Что я могу сделать? Сам человек подневольный». И тут — кульминация — он так доверительно говорит: «10 рублей с концерта…». Я не сразу понял, о чём речь. Ансамбль давал 300 концертов в год, работая по области в местах, где нога симфонического оркестра не ступала. Так вот если 300 умножить на 10, получалась огромная по тем временам сумма — 3 000 рублей! «Нет», — говорю. Он, видно, решил, что мало, и произнёс возмущённо: «Весь “Росконцерт” так берёт!». Тогда вообще было много странного, Новосибирская филармония имела своё варьете в Ялте, а по Сибири ездили грузинские коллективы с концертами, которым нужно было делать кассу, музыканты платили бригадиру с каждого концерта по рублю.

— Такой вот чёс. Сейчас это назвали бы откатом?

— Да, а тогда — взяткой. Была ситуация, когда филармония погружалась в долги и не платила зарплату, как говорили тогда — «быть на картотеке». И мы нашли выход. Приехал Театр сатиры со всеми звёздами, в том числе Анатолием Папановым и Андреем Мироновым, они давали концерты сразу в двух точках — ДКЖ и оперном. Так было устроено, что Миронов, прочитав монолог Фигаро, выбегал на служебный выход, где его ждала машина, и ехал в ДКЖ на творческую встречу с артистами. Вот так они, зарабатывая бешеные деньги, вытащили нас из «картотеки».

— Историю филармонии вы описали в своей книге «Времена года по-филармонически» в 2009 году. Будет ли новая книга?

— Готовлю сейчас книгу о гастролях симфонического оркестра в Англии, которые были три года назад. Собираю все свои путешествия в эту страну — и с филармонией, и без. В истории филармонии было много интересного и достойного.

СОБЫТИЕ

Празднование своего 85-летия Новосибирская филармония устраивает в конце сезона, прошедшего под девизом «Исполняется впервые!». 11 и 15 июня в ГКЗ публику ждёт большая программа — и для самых юных зрителей, и для взрослых меломанов.
Марина ШАБАНОВА

 

back

Новости  [Архив новостей]

up