25.11.19

Искать позитив во всём

Режиссёр Анна ПАРМАС о разводе, счастливых женщинах и финансовом ликбезе от Дуни Смирновой.

Вышел в прокат первый полный метр режиссёра Анны Пармас, известной зрителю по ироничным клипам группировки «Ленинград» — «Экспонат» и «В Питере пить». Фильм называется «Давай разведёмся!», имеет весёленький сюжет о «женщине, нашедшей в себе силы пережить развод» и примечателен тем, что главную роль играет в нём Анна Михалкова, которая, как утверждает режиссёр, «способна спасти любую картину».

 

— Сквозная линия вашего фильма — развод. Для большинства женщин — это событие грустное и заканчивается терапией на кушетке психоаналитика. Вы же рассказываете о нём с великолепным чувством юмора. Считаете, что здоровый смех — лучшая терапия?

— Мне свойственно выходить из любой кризисной ситуации с помощью юмора. Это главное лекарство! Конечно, если совсем тяжело, можно обратиться за помощью к специалисту, но лучше найти в ситуации что-то комичное, ироничное. Меня часто спрашивают: почему твой первый полный метр о разводе? Отвечаю: я могу рассказывать истории только о том, что знаю. А что такое развод, я хорошо знаю. Впрочем, как и большинство российских женщин. Другое дело, как к нему относиться. Можно, конечно, записаться на курсы «Как вернуть мужа?», купить себе атласные трусы и в итоге его всё-таки вернуть. Но мне кажется, что развод — это способ начать новую жизнь. И даже в нём можно найти позитив. У меня есть подруга из Санкт-Петербурга, достаточно известный модельер. Невысокая, немного полноватая, обычная, как все мы. В браке с 16 лет, а за 30 лет совместной жизни они с мужем воспитали двоих замечательных сыновей. Однажды мы с ней поехали за рубеж, к храму Ганеши — памятнику индийскому божеству. Есть поверье, что если загадать желание и сделать определённое количество кругов вокруг храма, то оно непременно сбудется. Подруга загадала: «Похудеть, только не по здоровью!» Когда вернулась домой, муж заявил, что уходит из семьи. За две недели подруга скинула 15 килограммов — на нервном стрессе. А я ей говорю: «Послушай, Ир, есть же позитив во всём. Да, нет мужа, но есть минус 15 килограммов».

 

— Актриса Анна Михалкова у российских режиссёров сегодня нарасхват. Вы сразу поняли, что будете снимать фильм «под неё»?

— Исполнительницу главной роли я нашла сразу. Анна Михалкова — чудесная, живая, искренняя и такая, какая есть, со своими недостатками, далеко не девушка с обложки. И тело у неё — обычное для женщины 40+. В общем, никакого фотошопа, сплошная правда жизни. Но на роль её мужа Миши артист никак не находился. Пробовались многие прекрасные известные актёры, но всё было не то. Тогда я вспомнила Антона Филипенко, который снимался в клипе Сергея Шнурова «Экстаз». Пригласила на пробы и сразу поняла: в точку. Этот человек умеет транслировать эмоции и юмор так, как мне надо, проб­лема одна: он слишком молод. Пришёл Антон на площадку — стройный, загорелый мачо. Он как раз в сериале снимался, играл красавца-соблазнителя, рассекающего на мотоцикле. Аня его увидела и так по-особенному бровь приподняла. Мол, у нас меняется концепция фильма? История о немолодой жене и её муже, который больше тянет на сына? «Ты серьёзно? — спросила меня тогда Анна Михалкова. — Ты, действительно хочешь, чтоб мы выглядели как мать и сын?» Я загрустила. Друзья мне советуют: ты загримируй его, всё старше будет выглядеть. И тут кому-то пришла в голову гениальная идея — лишние килограммы прибавляют возраст. А если ещё усы его заставить отрастить. Я позвонила ему и сказала, что у меня две новости: «Первая — ты утверждён на роль, вторая — нужно набрать 10—12 килограммов и отрастить усы». Антон говорит: «Я всё сделаю». И начал есть. Точнее, жрать. Мы оплатили ему хорошего диетолога, чтобы он не просто бесконтрольно ел, но и смог потом избавиться от лишних килограммов. Каждую неделю он присылал фотоотчёт, я видела, как он набирает массу, как «расплывается» лицо. Это было, конечно, жутковатое зрелище. Но Антон поверил в меня и в мой фильм, поэтому пошёл на такие жертвы. Однажды он сказал мне: «Не был знаком с ощущением, когда одна ляжка на ноге касается другой!» После съёмок, к счастью, ему удалось быстро привести себя в прежнюю форму. Хороший метаболизм!

 

— Помогли ли вам фееричные «Лабутены» открыть дверь в мир большого кино?

— В день выхода этого клипа ко мне добавились в Фейсбуке около 500 человек — это, конечно, слава. И я начала узнавать о себе массу интересного. Самую смешную историю мне рассказал мой друг, режиссёр Боря Хлебников. Он был по каким-то делам в Союзе кинематографистов и встретился там с Фёдором Сергеевичем Бондарчуком. Когда они вышли покурить, Бондарчук сказал: «Ты видел вообще, Аркус-то что выкинула?» Боря: «Аркус? Что выкинула?» Бондарчук: «Ну как? Клип сняла!» Боря: «Так не Аркус, а Пармас». Бондарчук: «Да, блин, Пармас, точно!» И вот с этого исторического заявления ко мне пришла всероссийская слава. Понятное дело, что посыпалась масса предложений снимать клипы. Это тоже очень смешно, потому что я не считала и не считаю себя клипмейкером, я — автор видео на музыку и песни Сергея Шнурова. И не более. Клипмейкерство — это особый жанр. Вот Фёдора Бондарчука можно назвать «отцом» российского клипа, он был настоящим пионером в области концептуального клипа, а я — нет. И самое смешное, что из этого весёлого видео родилось целое направление, которое, конечно, принесло мне много приятностей. В одно время я называла этот клип «Лабутены животворящие», потому что после них мне стали поступать разные заказы, у меня появилась возможность выбирать: что делать, что не делать. Это работа, по которой видно, что человек умеет складывать картинки в смешную историю, и благодаря ей мне стало легче общаться с продюсерами, у меня появилась возможность настаивать на своём. И, конечно, благодаря «Лабутенам» у меня появилась возможность снять свой первый полный метр. Я стеснительный человек, мне очень сложно просить деньги. А этот клип помог мне и моему фильму протоптать дорожку в Министерство культуры и получить субсидии.

 

— Снимать полный метр и снимать клип — это две большие разницы?

— Снимать фильм — совсем другой опыт! А монтаж — двойное испытание. Сразу вспоминаешь, как на съёмках кричишь: «Отлично, снято!» А потом на монтажном столе смотришь и думаешь: «Какой позор! Как стыдно!» Помню, мне позвонил Боря Хлебников и спросил, посмотрела ли я первую сборку. Я сказала: «Боря, всё ужасно, я ухожу из профессии, всё кончено, картина провалится, я бездарь». Он ответил: «Подожди, а ты что, смотрела первую сборку трезвая?» Говорю: «Конечно, трезвая. Я всегда трезвая работаю». Боря: «Первую сборку нужно смотреть в изменённом состоянии! Срочно выпей!» Так мне потихоньку стали открываться секреты профессии. А ещё у меня всегда большая проблема с гонорарами за работу. Мне стыдно просить деньги за свою работу. Поэтому мнусь, ёжусь и выдавливаю из себя какую-то минимальную сумму. Так продолжалось до тех пор, пока шефство надо мной не взяла Дуня Смирнова — я писала для её картин сценарии. Делюсь с вами, вдруг кому пригодится. Первое: никогда не экономь бюджет заказчика и не ведись на все эти «у нас маленький бюджет». Они же заказали тебе работу? Второе: всегда считай себя талантливым человеком, способным на креатив. И третье: начинай работу только после аванса. Вот такой финансовый ликбез от Дуни Смирновой.

 

— Так всё-таки, о чём ваш фильм? Ещё один полный метр о «сильной и независимой женщине»?

— Мой фильм — это история о том, что каждый мечтает о счастье. Главная героиня в какой-то момент забросила любящего мужа «под диван»: шестилетние дети всё время находятся с папой, она строит карьеру и зарабатывает деньги. Он всё думал и ждал, когда у неё уже совесть проснётся? Потом встретил фитнес-тренера Оксану, которая на всё ради него готова — ей и готовить для него в кайф, и сексом заниматься. Решил начать с чистого листа. Каждый из нас хочет любви. Главный герой честно сказал об этом жене и ушёл. Второй персонаж, например, отзывается о жене иначе: «Супруга — это святое: она мне детей рожала, меня и в старости выхаживать будет». Мы все, понимаете, все мечтаем о счастье. Поэтому я с одинаковой нежностью отношусь ко всем героям. И к Мише, который ушёл к фитнес-тренеру, тоже хорошо отношусь. Понимаете, у него в личности очень сильна «внутренняя девочка». К сожалению, сейчас во многих мужчинах эта «внут­ренняя девочка» сильна, и мы уверенно дрейфуем в сторону женского мира. Женщины перестают стесняться высказываться, создают какие-то крутые проекты и, по большому счёту, не парятся по поводу личной жизни. Ещё лет десять—пятнадцать назад каждая разведённая женщина стремилась вновь создать семью и наступала на те же грабли. А сегодня ситуация в корне меняется. Поэтому, когда меня спрашивают: «Вернётся ли героиня Михалковой к своему мужу?» — я отвечаю, что нет. Зачем? У неё и так всё в жизни хорошо. Сегодня женщина вполне может быть счастливой и без мужчины.

 

— Сейчас в обществе в тренде поп-психология: каждое высказывание «привязывается» к психоанализу и вскрывает какие-то внутренние человеческие проблемы. Можно ли ваш фильм считать некой психотерапией для женщин, переживших развод?

— Я думаю, что какой-то психологический контекст у этого фильма есть. Вот, к примеру, нас всех в советское время «учили», что твоё личное счастье невозможно без партнёра. Если ты женщина, то обязательно должен быть у тебя муж. А в моём фильме наглядно показано, что не нужно привязывать своё личное счастье к чему-то или к кому-то. Если ты привязываешь его к какому-то конкретному человеку, ты обречён как минимум на нервный срыв. Моя личная история и личные истории ещё миллионов женщин как раз в этом и заключается: мы привязываемся к одному мужчине и думаем, что вот оно, на всю жизнь. И отчаянно пытаемся втиснуть его в свои рамки. А он может быть совсем другим человеком. От этого и все наши неврозы. Мы думаем, что если близкий человек что-то делает не так, то только по той причине, что в тебе самой «что-то не так». А всё просто. С тобой всё хорошо и с ним всё хорошо — просто вы очень разные.

Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Валерия ПАНОВА

back

Новости  [Архив новостей]

up