Выводы сделаны
Что будет со скандальными концессиями и когда наконец откроют станцию метро «Спортивная» и четвёртый мост? Губернатор Андрей ТРАВНИКОВ подвёл итоги 2024 года на традиционной пресс-конференции
Вопрос, как быть с объектами, которые строятся по концессионным соглашениям, но никак не построятся, в последнее время обсуждается часто. Много внимания этому уделил и губернатор. Он напомнил, что ещё в конце 2023 года при принятии областного бюджета было решено изменить отношение к подрядчикам, которые не исполняют свои обязательства.
— Раньше мы старались любым способом дотянуть любой контракт, — отметил губернатор. — Хромым приставляли ноги, мёртвых за уши тащили, Самый яркий пример этого подхода — строительство «Сибирь-Арены», где несостоятельность подрядчика была ясна ещё к концу 2021 года. Но недостаток таких шагов — это потеря времени. Расторжение контракта и подготовка нового приводит к приостановке реализации проекта на полтора-два года. И некоторые подрядчики стали занимать позицию: мол, никуда вы не денетесь, продлите сроки, пойдёте на наши условия. И тогда я продекларировал: при неисполнении условий мы пойдём на расторжение контракта, даже если это будет чревато потерей времени и возвратом федеральных средств.
Губернатор отметил: если бы в 2017–2018 годах у области бюджетные возможности были выше, объекты можно было бы реализовать своими силами. А проблема нехватки школ стояла очень остро, и когда была запущена программа их строительства по концессионным соглашениям, Новосибирская область «не имела права не войти в неё, потому что мы громче всех говорили, что школ не хватает». Но в итоге все преимущества оказались перечёркнуты недостатками. Длинная цепочка участников: подрядчики, частные партнёры, банки, консультанты, и каждый имеет свои интересы, ставит свои условия, неисполнение обязательств приводит к срыву сроков. Кроме того, строительство с привлечением заёмных средств очень чувствительно к макроэкономическим изменениям, подчеркнул Андрей Травников:
— Мы понимали, что ситуация в экономике может складываться по-разному. Во все соглашения заложена привязка к ставке Центробанка, меняется она — меняется и финансовая модель. Мы тогда не могли предположить, что ставка будет 18 процентов, 21 процент. Под такие проценты социальные объекты строить просто неразумно. Накопленный опыт и объём недостатков — все это привело нас к окончательному выводу, что этим инструментом мы больше пользоваться не будем. За редким исключением — например, мусоросортировочный комплекс, где применяется льготное кредитование, не привязанное к ставке Центробанка.
Что касается так и не построенных в Новосибирске шести школ, то правительство области намерено достраивать их своими силами, без участия концессионера, пояснил губернатор. Здесь есть два варианта: замена концессионера на подконтрольную региону компанию или же расторжение концессии, передача недостроя в собственность области и завершение через прямые государственные и муниципальные контракты. Какой вариант будет избран, решится в ближайшее время.
Дело с концессионными поликлиниками обстоит несколько лучше, чем со школами: три из семи полностью готовы, но пока там нет ни врачей, ни пациентов. Андрей Травников прокомментировал ситуацию, подтвердив: действительно, объекты построены, введены в эксплуатацию. Но, как он выразился, «у нашего Ванюшки везде камешки» — при проверке выяснилось, что они не удовлетворяют требованиям Роспотребнадзора по санитарным нормам. В частности, стены выполнены из материала, который не может подвергаться антибактериальной обработке. Подрядчик нарушения устранил, одна из поликлиник должна открыть двери сразу после Нового года, следом — ещё две.
Что касается остальных четырёх, то там ситуация сложная:
— Нам не удалось привлечь дешёвые деньги, — пояснил Андрей Травников. — Там остаётся часть финансирования коммерческих банков. Мы стоим перед дилеммой: тормозить объекты до снижения ставки Центробанка или расторгать соглашение и доводить их за счёт бюджета.
Главной причиной затягивания сроков открытия станции метро «Спортивная» губернатор назвал «излишнюю доверчивость руководства города к компании “Метро МиР”», которой было поручено чересчур много задач — от ливневой канализации до проектирования метро. Разработчикам документации удалось убедить городское руководство, что с проектом станции можно обращаться «легко и вольготно». И то, что эта документация датирована 2012 годом, не смогло поколебать уверенность мэрии в том, что экспертиза всё равно будет пройдена. В итоге нет ни экспертизы, ни проектной документации.
Новое руководство города пошло на расторжение контракта с подрядчиком — компанией «Спецтрансстрой».
— Да, это потребует дополнительного времени, — отметил Андрей Травников. — И надо признать, что текущий хоккейный сезон закончится без этой станции. Физическая готовность есть, критичных недостатков конструкций станции нет, она функциональна, главная задача — пройти все процедуры, связанные с документацией.
Первоочередной задачей метростроителей должен стать второй тоннель на станции «Золотая Нива», чтобы обеспечить полноценную работу двух линий, прокомментировал Андрей Травников дальнейшие перспективы подземки в Новосибирске. Нужно также построить перегон к депо, чтобы учесть растущий пассажиропоток. В планах также продление Дзержинской линии. Лимиты на проектирование есть, сообщил губернатор, мэрия завершает подготовку конкурсной документации, есть надежда, что до конца года конкурс будет объявлен, срок проектирования обычно составляет около полутора лет.
— Не буду никого обольщать, — отметил он. — Дальше будет поиск инструментов финансирования строительства, но это уже следующий этап, сейчас главная задача — проектирование.
Глава региона предположил, что эту работу успешно могут выполнить московские или белорусские специалисты — в Новосибирске подобные компетенции фактически утрачены, признал он.
Характеризуя отношение правительства региона к ведущему строительство концессионеру, губернатор подчеркнул: область занимает максимально жёсткую позицию, даже если это требует издержек.
— Неоднократный срыв сроков строительства, по итогам 2021–2022 годов — отставание от графика, не достижение процента готовности по концессионному соглашению, — перечислил он допущенные нарушения. — Мы заняли позицию: средства капитального гранта не будем давать, пока не будет актуализирована проектная документация. Построенный объект отличается от того, что было заложено на бумаге. Пока документация не пройдёт экспертизу и не будет подтверждена оправданность увеличения стоимости объекта, капитальный грант выделяться не будет.
Тем не менее, стройка продолжается, хотя, по словам губернатора, и не теми темпами, каким хотелось бы. Очередным сроком ввода заявлен 2025 год.
Андрей Травников напомнил, что Восточный обход — проект федеральный, средства из областного бюджета на него не расходуются. По плану завершить второй этап (до въезда в рабочий посёлок Кольцово) подрядчик должен в 2026 году, однако работы ведутся с опережением, и строители будут готовы сдать его уже в 2025 году.
— Проект реализуется исходя из лимитов финансирования, — пояснил Андрей Травников. — Хорошая новость, что лимиты в федеральном бюджете есть и на этот, и на последующие этапы, на продолжение дороги на юг в обход Академгородка. Плохая новость в том, что эти лимиты растянуты до 2030 года. Поэтому задача правительства области и Росавтодора —постараться приблизить эти лимиты, чтобы ускорить реализацию проекта.
Резкий скачок цен на масло заставил правительство задуматься о возможных мерах их сдерживания. Раньше проверкой обоснованности роста стоимости традиционно занимались региональный минпромторг, антимонопольное управление и прокуратура, действовала практика соглашений с торговыми сетями о сдерживании цен.
— В этом году мы вышли на новый инструментарий, — сообщил губернатор. — Мы заключаем соглашения с производителями. У нас в регионе их много, и за счёт сдерживания отпускных цен можно повлиять на ситуацию. Сегодня заключено уже несколько таких соглашений.
Андрей Травников иронично прокомментировал очередной слух о том, что скоро он покинет регион:
— Все семь лет моей работы эти слухи возникают два раза в год — весной и осенью. Весной меня должны снять за упущения в работе, а осенью — отправить на повышение. Сложно сказать, как эти слухи рождаются. Но отвечу: я обязательно уйду. Но не сейчас.