20.09.18

В пику постмодернизму

Писатель Андрей РУБАНОВ о новом реализме, «Патриоте» и Лимонове

В этом году литературным хедлайнером фестиваля «Книжная Сибирь-2018» стал писатель Андрей Рубанов, считающий, что время постмодернизма уже в прошлом, а все эти сорокины и пелевины окончательно приелись народу, поэтому слово — за новым реализмом. Рубанов убеждён, что новый реализм — это ответ сегодняшнему дню, когда читателю нужны не метафоры и полёт интеллектуальной мысли, а чёткий слог, детализация узнаваемого быта и брутальный герой. Даже если он пьёт пиво, лежит на диване и живёт за счёт пенсионерки-матери.

 

— Термин «новый реализм» придумал то ли покойный Саша Гаррос, то ли Лев Данилкин, описывая это явление, — рассказал Андрей Рубанов. — Когда постмодернизм всем надоел, то в течение нескольких лет, словно из ниоткуда, в писательской среде возник целый ряд новых имен. Это и Захар Прилепин, и Александр Гаррос, и Алексей Иванов. И я в том числе.

 

В Новосибирске Андрей Рубанов провёл мастер-класс «Как писать прозу?» и презентовал свой роман «Патриот», который написал после пяти лет молчания — литературные критики даже говорили, что «Рубанов исписался».

 

— Меня часто спрашивают, почему я так долго не писал? — продолжил общение писатель. — А я всем отвечаю, что не было содержания на книгу. Темы не было. Люди и по десять лет молчат, и по пятнадцать, есть писатели, которые один роман напишут и потом как писатели заканчиваются. А за эти пять лет моего молчания столько всего произошло в стране. Вот мы Крым вернули. И живём в другой стране. Это как перестройка, такой же масштаб. Только мы ничего ещё не поняли. Но прежними уже не будем.

 

В «Патриоте» главный герой Сергей Знаев живёт на разрыв — свой бизнес он начинал в 1990-е и неудачно продолжает по сей день; человек он энергичный, но склонный к рефлексии, поэтому современные жизнеописания героя будут удачно соседствовать с его воспоминаниями, где читатель среднего возраста легко найдёт приметы того времени. Быт, одежда, цели и настроения — вернись в лихие нестабильные! Кстати, писатель считает, что и его, и главного героя создал Советский Союз и все мы «совки».

 

На вопрос «Что вы читаете в последнее время?» писатель ответил, что из художественной литературы ничего — это такая профдеформация. А вот окрыляют его научные работы и самое главное откровение — это антропологические труды Льва Гумилёва, на которые Рубанов наткнулся, когда писал сценарий к историческому фильму. Несмотря на то что в современном научном мире Льва Гумилёва историки не жалуют, Андрей Рубанов считает, что Гумилёв опередил своё время, как всякий гений.

 

Как и Захар Прилепин, Андрей Рубанов «вырос» из Эдуарда Лимонова — до сих пор считает его своим «учителем» и следит за творчеством «деда Лимона». Как сказала жена Рубанова, кинорежиссёр Аглая Курносенко, повести Лимонова — это инструкции по выходу из кризисных ситуаций: попал в ситуацию — читай Лимонова!

 

— Все писатели что-то транслируют, — сказал Андрей Рубанов. — Кто-то, как Пелевин, мысль, кто-то — чувства. А Лимонов транслирует энергию. Она у него фонтаном со страниц бьёт. Но чтобы его понять, нужно пережить какой-то опыт, Лимонов — писатель травматического опыта. Многие его не принимают из-за политики и табуированного языка, но он классик. Мне иногда говорят, что на моё творчество повлияли американские авторы. Тот же Чарльз Буковски. Да, я зачитывался им. У нас такой литературы тогда не было. Да и не будет. Американскому писателю достаточно ругаться матом в своих книгах и критиковать власть — и всё: ты в контркультуре. У русских писателей это некрасиво выходит. Только у Лимонова получается. Я вот даже и не пытаюсь этот опыт повторить.

 

Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Валерия ПАНОВА

back

Материалы по теме:

20.09.18 Африка и папа Карло

В образе Буратино Алексей Толстой вывел великого русского поэта, убеждён историк литературы Валерий ШУБИНСКИЙ

up