Трамплин на Берлин
Как власть может помочь бизнесу, выходящему на международные рынки? Что нужно, чтобы нарастить продажи за рубеж?
Реальным и будущим экспортёрам рассказали, какие особенности необходимо учитывать при налаживании деловых отношений с той или иной страной.
В Новосибирске прошла конференция «Дни участников внешнеэкономической деятельности Новосибирской области». Её организовал Центр поддержки экспорта Новосибирской области — структурное подразделение центра «Мой бизнес» — в партнёрстве с главным организатором Сибирского экономического форума АО «ВЭД Агент». Панельные дискуссии на самые злободневные темы, семинары, презентации, мастер-классы, воркшопы — каждый участник мог посвятить время тому направлению и формату, которые ему наиболее интересны. По замыслу организаторов, «Дни ВЭД» должны были стать трамплином для выхода на зарубежные рынки и для тех, кто уже экспортирует свою продукцию, и для компаний, которые только рассматривают для себя такую возможность.
Реальным и будущим экспортёрам рассказали, как искать импортёров за рубежом, заключать внешнеэкономические сделки, продвигать свою продукцию через электронные площадки, какие особенности необходимо учитывать при налаживании деловых отношений с той или иной страной.
10 декабря участники получили советы по быстрому поиску клиентов за рубежом, смогли узнать, как наилучшим образом адаптировать свою продукцию для внешнего рынка, ознакомиться с логистикой экспортных поставок в изменившихся реалиях. Специалисты Центра поддержки экспорта рассказали о том, какую государственную помощь могут получить экспортёры. В частности, это консультации по вопросам экспорта, организация участия в бизнес-миссиях за рубежом и на территории области, международных выставках, акселерационных программах. Центр оказывает содействие в обеспечении защиты интеллектуальной собственности, в получении сертификатов и разрешений, необходимых для экспорта, в поиске зарубежных партнёров.
11 декабря большой интерес вызвала панельная дискуссия «Изменения структуры экспорта НСО и каналов продаж на внешних рынках в период пандемии и после неё», заявленная как открытый диалог власти и бизнеса.
Начальник управления маркетинга региона, внешнеэкономической деятельности и туризма министерства экономического развития Новосибирской области Анастасия Ивашина напомнила, что у региона есть свой экспортный бренд — товарный знак Made in Novosibirsk region, которым уже пользуются предприниматели, нанося его на упаковку своей продукции. Ранее министр экономического развития Новосибирской области Лев Решетников сообщал, что в 2021 году планируется заключить 10 соглашений по использованию товарного знака, а общее их количество стало новым целевым индикатором программы по стимулированию инвестиционной активности.
Анастасия Ивашина выделила три основных направления для продвижения региона в информационном поле: медицина, образование и IT-технологии. Это сильные стороны региона, которые могут эффективно работать на продвижение его бренда как в России, так и на зарубежном уровне.
Участники дискуссии отметили, что у экспортно-ориентированного бизнеса есть очевидный запрос на создание свободной экономической зоны — например, на территории промышленно-логистического парка. Однако представители областного минпромторга разъяснили: регион может играть только по правилам, установленным Правительством РФ, которые не предусматривают подобных мер. Предпринимателям напомнили о других существующих мерах поддержки бизнеса в регионе. В частности, их может оказывать Фонд развития промышленности, созданный в области два года назад, — его помощью могут воспользоваться и экспортно-ориентированные предприятия.
Однако агрокомплекс уже не раз сталкивался с тем, что, получив богатый урожай, предприятия не могут отправить его за пределы региона, — железнодорожные станции не справляются, и эту проблему надо как-то решать. Прозвучала и другая точка зрения — сегодня надо говорить уже об экспорте не зерна, а продукции, которая из него производится.
Предприниматели также обратились к представителям власти с просьбой помочь в ускорении получения всех необходимых согласований их инициатив — сейчас на это уходит очень много времени, что, конечно, не способствует динамичному развитию.
Исправить ситуацию может новый сервис Российского экспортного центра — цифровая платформа «Мой экспорт», работающая в режиме одного окна. О ней рассказала заместитель руководителя Центра поддержки экспорта Алина Мусиенко. Все операции, связанные с экспортом, можно будет осуществить через одну точку входа, без отнимающего массу времени и сил сбора огромного количества бумаг.
Руководитель Центра поддержки экспорта Сергей Иванов подчеркнул: такие мероприятия особенно ценны тем, что помогают наладить обратную связь с бизнесом, понять его запросы и потребности. Он обратился к участникам дискуссии с призывом:
— Наша поддержка зависит от вас. Скажете: давайте поедем во Вьетнам — мы организуем поездку во Вьетнам. Скажете: в Антарктиду — будем думать. Давайте взаимодействовать. Мы будем работать на основе ваших обращений.
Участники в ответ высказали пожелание активнее продвигать Центр и его услуги, включая размещение на баннерах вдоль городских улиц. Они также подчеркнули: компании должны понимать, какая продукция будет наиболее востребована для экспорта, что именно из производимого в регионе имеет наиболее реальные перспективы для продвижения за рубеж.
Об особенностях совершенствования таможенных операций при декларировании через электронную таможню и о нюансах оформления товаров, экспортируемых в международных почтовых отправлениях, рассказал первый заместитель начальника таможни Василий Костомаров. Участников познакомили с особенностями сотрудничества с топ-5 стран, наиболее интересных для экспорта из Новосибирской области: это Китай, Казахстан, Индия, Вьетнам и Германия.
/11_tramline_info.png?1607935898364)
Были представлены подробные презентации стратегий экспортных поставок на эти перспективные рынки. Участники конференции отметили, что вопросы, обсуждавшиеся в её ходе, для них были действительно важными и интересными.
— Мы занимаемся выведением российских производителей на китайский рынок, — рассказал директор компании «Поток на восток» Сергей Кулешов. — Активно сотрудничаем с Центром поддержки экспорта, участвуем во всех мероприятиях по теме экспорта, знакомимся и с потенциальными экспортёрами, и с уже действующими, помогаем решать проблемы, поскольку у всех, кто работает с Китаем, без них не обходится.
По мнению заведующего кафедрой мировой экономики, международных отношений и права НГУЭиУ Дениса Борисова, такие площадки по обмену мнениями сегодня очень нужны:
— Для представителей и государства, и бизнеса, и научного сообщества они как сверка часов. Очень важно, что этот диалог состоялся. Дискуссия была очень живая, со сложными вопросами, без пиетета перед властью. Ключевой вопрос, который был поднят, — о синхронизации господдержки экспортной и импортной деятельности. Бизнес говорит: нужны какие-то понятные долгосрочные горизонты, чтобы компании могли планировать свою деятельность на основе этих приоритетов. Как мне показалось, представители государства услышали их и задумались над этим, что уже хорошо.
Оценивая эффективность конференции и интерес к ней, Алина Мусиенко высказала мнение, что она, безусловно, имела большой успех:
— Мы даже не ожидали такого ажиотажа, сейчас ведь очень сложно привлечь компании на очные мероприятия. Думаю, это потому, что в рамках конференции обсуждаются самые болезненные для экспортёров вопросы. Идёт диалог с компаниями, чтобы мы понимали, что им нужно. Дискуссия была очень оживлённая, всё что нам сказано, мы рассмотрим в ближайшее время. Видно, что компании заинтересованы, они идут навстречу, готовы принимать активное участие. И нам, нашим министерствам экономического развития и промышленности нужно этим пользоваться.
— Понятно, что в такой ситуации все хотят минимизировать риски при продаже своей продукции на зарубежных рынках, — отметила она. — Это сложно, так как сейчас почти нет очных мероприятий, но в ходе диалога с нашим Центром, с Российским экспортным центром, с нашими министерствами компании получают возможность доступа к полезным ресурсам, которые они могут использовать, но не всегда о них знают.
Татьяна МАЛКОВА | Фото Валерия ПАНОВА