25.08.23

Вера друг в друга

Легенда российского кинематографа Андрей СМИРНОВ — о «толкотне» во ВГИКе, «Трёх богатырях» и любви

ДОСЬЕ
Андрей СМИРНОВ — советский и российский кинорежиссёр, сценарист, драматург, актёр театра и кино. Родился 12 марта 1941 года в Москве — сын писателя Сергея Смирнова. В 1962-м окончил режиссёрский факультет ВГИКа. В 1971 году снял фильм «Белорусский вокзал», удостоенный Главной премии на I Фестивале современной кинематографии в Карловых Варах в 1971 году. В 1974-м снял мелодраму «Осень» по собственному сценарию, в 1979-м — производственную драму о жилищном строительстве в СССР «Верой и правдой». После выхода этого фильма Андрей Смирнов оставил режиссуру более чем на 30 лет, объясняя это решение несогласием с цензурой в СССР.

Кинорежиссёр Андрей Смирнов — личность в российской культуре знаковая, вряд ли существует на постсоветском пространстве человек, который не смотрел его «Белорусский вокзал». Любящие навешивать ярлыки кинокритики пишут, что Андрей Смирнов работает в «исторически-рефлексивном» жанре, но сам режиссёр говорит в своих интервью, что ему важен человек. Собственно, о человеке и шла речь в большом зале кинокомплекса «Победа», где 22 августа мэтр представил свою новую картину «За нас с вами» и пообщался со зрителями.

Без бабы — ерунда

— Нет в жизни киношника слаще зрелища, чем полный зал — это настоящее, подлинное счастье. На сцене «Победы» я стоял совсем недавно, лет пятьдесят назад, поэтому помню, что в Новосибирске живут люди, которые любят и умеют смотреть кино. Картина «За нас с вами» делалась непросто: съёмочный день сегодня в кинематографе минимум 12 часов, поэтому процесс отнимает много физических сил. Но с другой стороны — работалось на удивление легко и радостно. С чего началась эта история? Да всё очень просто. Когда начинал писать сценарий к «За нас с вами», то в голове сидел один эпизодик, как у влюблённых в коммунальной квартире, в комнате, где живёт целая семья, одна сломанная ножка у кровати заложена кирпичами. В момент любовных объятий она ломается, и они оказываются на полу. Вот это и есть та самая точка — она всё расширялась и расширялась, включала в себя какие-то отголоски рассказов знакомых людей, насыщалась художественным вымыслом. Да, в центре внимания — любовь, потому что я не представляю себе кино без любви. И вообще, очень важно найти в жизни партнёра. Нашёл — всё, жизнь удалась. Хотя, взять мой «Белорусский вокзал» — там любовная история слегка, пунктиром, но тоже есть. Без бабы в центре — ну какая история? Так, ерунда.

Лучшая команда

— Всегда огромное удовольствие работать со своей командой, а у нас она — больше 80 человек. И каждый — осветитель, монтажёр, костюмер, реквизитор — на своём месте. Мы вместе снимали «Жила-была одна баба» и «Француза», все профессионалы, поэтому атмосфера у нас была не «ох, какую трудную работу мы делаем», а ощущение счастья и веры друг в друга. И артисты замечательные снимались — Андрей Смоляков, Леонид Ярмольник, Александр Кузнецов, Ирина Розанова, Ксения Раппопорт. А Юлию Снигирь я увидел в фильме Паоло Соррентино «Новый папа», мы не были с ней знакомы. Я позвонил ей и сказал, что в фильме, сценарий к которому я пишу, она, скорее всего, будет играть главную роль. Прошёл ещё год, и Юлия одной из первых прочитала сценарий, когда он был готов. Мы сделали пробы, но только для неё одной, никого больше из актрис на эту роль я не рассматривал.

Париж и «Бурлаки на Волге»

— Когда мне было 16 лет, мои родители поменяли квартиру и переехали в Марьину рощу и там рядом была французская спецшкола. Их тогда было три в Москве: английская, французская и немецкая. Мой отец, который безо всяких учителей выучил пять разных европейских языков, сказал, что надо быть идиотом, чтобы не использовать эту возможность. Когда в свои 63 года отец умирал в больнице от рака, то он радовался, что может читать Сервантеса в подлиннике. Ну так вот, я за лето подготовился, выучил французскую грамматику и поступил в эту школу. В 1957 году по обмену в Москву приехали французские школьники из лицея Пастера из Парижа. А потом нас, девятерых парней, отправили на целый месяц во Францию. Париж на меня произвёл большое впечатление. Нас там водили в музеи, знакомили с современным искусством. А для меня самым лучшим искусством были картины «Три богатыря» и «Бурлаки на Волге». И вот я на голубом глазу и на хорошем французском объяснял экскурсоводам, что вся их выставка — это отрыжка разлагающегося буржуазного искусства. А если они хотят видеть настоящее искусство, то им нужно ехать в Третьяковскую галерею, чтобы смотреть «Трёх богатырей». Когда мы вернулись в Москву, то я даже получил грамоту от райкома комсомола. Дело в том, что нашу делегацию из девяти шестнадцатилетних оболтусов возглавляли две учительницы, и на одну из них произвело впечатление, как я пропагандировал манифест коммунистической партии. Когда мы вернулись, она в таких красках описала моё поведение во Франции, что в райкоме комсомола мне объявили благодарность — за пропаганду советского образа жизни. Меня иногда спрашивают: а ваш переворот в сознании произошёл после Франции? Нет! Я вернулся уверенным в себе комсомольцем. Я был чиновником со школы! Сначала председатель совета отряда, потом председатель совета дружины, потом член комитета комсомола — вот такой путь.

Дорасти до Тарковского

— Отец мне сказал, что нужно быть дураком, чтобы идти в ГИТИС и работать актёром, поэтому я поступил во ВГИК на режиссуру. Пришёл я туда совершенно дремучим человеком, искренне считавшим, что Васнецов — самый лучший художник. И вот там всё перевернулось. Нам историю изобразительного искусства преподавал человек по фамилии Третьяков: говорили, что он внучатый племянник того самого Третьякова. И хотя в то время Никита Хрущев зашёл в Манеж и устроил там разнос, он преподавал нам настоящую историю искусства. Я очень много читал, у нас был прекрасный преподаватель по зарубежной литературе, Ольга Игоревна Ильинская. А ещё во ВГИКе, как во всяком творческом вузе, присутствовала «толкотня» — все соперники, все художники, люди стремились высказаться, чтобы их услышали. И уровень этой «толкотни» определял очень многое. Тогда на старших курсах учились Андрей Тарковский, Василий Шукшин, Александра Митта — множество прекрасных ребят. Я учился в мастерской Михаила Ромма. Надо было дорастать до этих личностей, очень образованных и талантливых, чтобы не чувствовать себя на их фоне тёмным и невежественным. Пришлось догонять. Я занялся самообразованием. Учился три года — мы с моим другом Борисом Яшиным досрочно сдали все экзамены, в 20 лет я получил диплом режиссёра и начал работать на «Мосфильме». Хотя, конечно, режиссурой мы занимались в свободное от изучения марксизма-ленинизма время. «История КПСС» — один год. «Диалектический материализм», — второй год. Ну и дальше, по списку. У меня были пятёрки по всем этим предметам, красный диплом. А к 26 годам я прочёл Николая Бердяева «Истоки и смысл русского коммунизма», и на меня эта книга произвела большое впечатление. Так я стал антисоветчиком.

Кино снимают!

— Я не могу согласиться с бытующей оценкой — мол, в современной России перестали снимать хорошее кино. Коммерческой дряни всегда было и будет много. Но сейчас начали работать очень талантливые ребята — и те, кому тридцати ещё нет, и те, кому сорок. Они сейчас в самом соку. Посмотрите, как вырос класс сериалов, как вырос уровень картин! Нет, не соглашусь. Молодёжь — талантливая и умная… 

 

Наталия ДМИТРИЕВА
back
up