31.10.25

Тёмные аллеи

Почему Новосибирск не выходит из тени и будет ли реализован мастер-план архитектурного освещения, предложенный пять лет назад мэрией города?

Каждое историческое здание на Красном проспекте требует особой проработки для создания единой светоцветовой картины перспективы улицы. 

Новосибирск — самый крупный и быстроразвивающийся мегаполис Сибири, но, по мнению экспертов, он не имеет гармоничного образа в вечернее время. Речь идёт даже не о красоте, а о безопасности. На улицах и магистралях функциональное освещение в большинстве случаев не соответствует нормативам. К этому выводу пришла светотехническая компания, которая создала для нашего города мастер-план архитектурного освещения в январе 2020 года. На суд публики его представил в те годы главный художник Новосибирска Иван Фаткин. Такого продуманного подхода к свету ещё не было — это был настоящий прорыв. Тогда готовились к масштабному событию — молодёжному чемпионату мира по хоккею и разрабатывали гостевые маршруты. Но, к сожалению, чемпионат не состоялся, а мастер-план так и остался нереализованным. К слову, светотехническая компания разрабатывала его почти одновременно для двух городов — Новосибирска и Перми. Во втором к проекту приступили, и одна из центральных улиц уже сияет вечером: 86 зданий имеют архитектурное освещение. Проект для Новосибирска так и остался лежать на полке.

Объекты исторического центра (собор Александра Невского и здание Центрального банка), которые имеют освещение, не соответствуют задумке, которая была в мастер-плане.

Сейчас Иван Фаткин — главный архитектор Новосибирской области, замминистра строительства региона. Он считает, что в городе нужно продолжать заниматься архитектурным освещением, потому что на фоне соседей, например Красноярска и Омска, центр Новосибирска выглядит бледно. А жить в тёмном городе в наше время нельзя, да и небезопасно. Говоря о том нашумевшем проекте, он заметил, что «мы не то что бы его не продолжили, мы даже не стартовали».

Существующая архитектурно-художественная подсветка Новосибирска выполнена без учёта градостроительной ситуации. Здания, на которых есть освещение, конкурируют друг с другом. Не определены главные объекты, не выделены ансамблевые комплексы — всё хаотично. Плюс ко всему на гармонию не работает городская точечная застройка, смешение стилей, цветосветовой шум от рекламных конструкций.

Архитектурная подсветка театра оперы и балета, по мнению экспертов, выглядит достойно.

— Реализация мастер-плана позволила бы с помощью только световых решений сделать наш разноплановый, разрозненный, разнохарактерный город единым, целостным, создать гармоничный образ городской среды, — уверен Иван Фаткин. — Кроме того, мастер-планом было определено, где и какие цветовые температуры должны быть использованы на фасадах домов и на магистралях. Например, тёплым светом, который рекомендован для жилых пространств и дворов, освещать дороги нецелесообразно и дороже, чем холодным.

Мастер-план до планирования бюджета так и не дошёл. А расчёты пятилетней давности сегодня применять сложно. Цены выросли, и импортное оборудование стало недоступно. Эксперты предлагали разбить план на 10–15 лет и в первую очередь заняться доминантами — основными элементами светового каркаса города: начать работу с исторического центра, с площади Ленина, затем — площадей Калинина, Свердлова и постепенно наращивать темпы освещения.

Новые кварталы Новосибирска подсвечены так, что делают город ярче.

— Стараюсь на совещаниях любого уровня донести информацию, что проблема освещения есть, и её надо решать, — отметил Иван Юрьевич. — Да, средства всегда ограничены, и порой мы слышим «сейчас не до этого». В стране ситуация у всех городов примерно одинаковая, но все ищут и пытаются что-то делать со световой средой, понимая, что это важно. Для меня одна из ключевых задач — убедить руководство, депутатов, что вопрос освещения — это не прихоть, нельзя допустить, чтобы проект лежал на полке, необходимо делать пусть небольшие, но продуманные шаги по его реализации. С функциональным освещением тоже надо работать. На дорогах и пешеходных зонах не всё так просто. Даже в центре есть тёмные улицы. Кстати, про новогоднее освещение. Да, оно кардинально изменилось за последние годы, и гирлянды на Красном проспекте висят зимой и летом. Но «новогодняя» программа сейчас не продолжается, гирлянды не обслуживаются должным образом, и часть из них не горит вообще.

По мнению эксперта, пока собственник здания не заинтересован в том, чтобы город был красивым, он не думает, впишется ли его освещение в архитектурный ансамбль мегаполиса.

— Удивила жёлтая насыщенная подсветка собора Александра Невского, — сказал Иван Фаткин. — Выяснил, что с главным архитектором города освещение храма не обсуждалось. Это памятник архитектуры, и работы со светом должны быть согласованы с инспекцией по охране объектов культурного наследия. Подсветка Центробанка тоже слишком тёплая, что не соответствует разработанной нами концепции. Появилась достойная подсветка Краеведческого музея — похожая на ту, что была в мастер-плане. Оперный театр — это отдельная достойная история, поскольку его освещением занимались на федеральном уровне. В общем, пока каждый тянет одеяло на свою сторону. Поэтому важно, чтобы был стратегический документ с чёткими рекомендациями для зданий по архитектурному освещению.

Архитектурная подсветка выгодно подчёркивает масштаб всего комплекса.

Выход из ситуации один — вспомнить о том, что в городе есть мастер-план, актуализировать его и начать работать по нему. Конечно, план надо переосмыслить не только с учётом цен на оборудование, но и по другой причине: архитектурная ситуация в Новосибирске меняется быстро. Например, когда проект создавался, на площади Калинина не было стелы, а на Маркса не было нового квартала «Аэрон».

Говоря о новых жилых кварталах Новосибирска, Иван Фаткин отметил, что в их архитектурном освещении есть некий порядок, поскольку застройщики обязаны соблюдать требования к архитектурно-градостроительному облику, где наличие архитектурного освещения является обязательным. Однако разрозненные объекты по-прежнему не подчинены единой концепции.

— Если они не выполняют условия, то объект не получает разрешение на строительство, — подчеркнул он. — Здесь ещё один фактор работает сам по себе. Все девелоперы стараются привлечь к своему объекту внимание потенциальных покупателей, для которых освещение дома не на последнем месте. Архитектурная подсветка — это престиж объекта. Подсветить существующую жилую застройку можно следующим образом: занимаясь капремонтом фасадов зданий, сразу же делать архитектурное освещение. Эти процессы в идеале должны идти параллельно. Есть положительный опыт в различных регионах.

Тема освещения мостов Новосибирска — тоже забытая история. Между тем, по мнению главного архитектора НСО, это главный элемент городского дизайна.

— Всё, что находится у реки, в прибрежной зоне, как минимум полгода отражается в воде, и освещение этих объектов выглядит очень эффектно, — подчеркнул Иван Фаткин.

КОММЕНТАРИЙ

Иван ФАТКИН, главный архитектор Новосибирской области:
— Для Коммунального моста есть рабочий проект, но о планах его реализации информации нет. Красноярский мост имеет многоцветное динамическое освещение, и наш Коммунальный планировалось оснастить аналогичным оборудованием. Бугринский мост тоже освещён не так, как было задумано: итальянские прожекторы, которые стояли на уровне земли, не выдержали сибирской эксплуатации. Проект освещения четвёртого моста видел несколько лет назад, были предложения по его переработке, но финишный вариант городским архитекторам представлен не был.
Рекомендации из мастер-плана
    • заменить воздушные линии на прокладку кабелей под землёй, чтобы очистить пространство
    • заменить светильники на светодиодные для энергоэффективного использования
    • использовать цветовую температуру дневного света, внедрить светодиодную иллюминацию на опорах для создания праздничного облика
    • чтобы архитектурная подсветка зданий была видна лучше, необходимо «вычищать» рекламные щиты, рекламные вывески, подстригать деревья и оформлять насаждения
КСТАТИ

Какой свет лучше?

В 2005 году во Франции провели исследования о воздействии цветовой температуры на человеческое восприятие окружающей среды. Предпочтение отдано источникам тёплого белого света с цветовой температурой 2800–3000 Кельвинов. Уровень зрительного комфорта при таких источниках выше, чем при использовании натриевых ламп высокого давления с характерным ярко выраженным жёлтым спектром света. Улицы Новосибирска широки в поперечном профиле и зачастую имеют по 6–8 полос движения, поэтому использование тёплого белого света на большинстве дорог неуместно. Принято компромиссное решение об использовании на улицах гостевых маршрутов города освещения нейтральным белым светом. Он позволяет максимально реалистично воспроизвести дневной облик районов; человек при таком освещении более активен и жизнерадостен, что положительно сказывается на его деятельности и качестве жизни.
Татьяна ГАЙДУКОВА | Фото Валерия ПАНОВА
back
up