31.05.24

Магия света

ТОП-7 фактов о великом пейзажисте Архипе Куинджи и его выставке в Новосибирском государственном художественном музее 

Факт 1. Такого собрания картин знаменитого пейзажиста в Новосибирске ещё не бывало. Выставка «Архип Куинджи» представляет 39 произведений художника, из них 36 — из фондов Государственного Русского музея (Санкт-Петербург) и три — из собрания Новосибирского государственного художественного музея. По этим работам можно проследить весь творческий путь мастера (1842–1910) — от ранней «Осенней распутицы», с которой он претендовал на звание классного художника первой степени в 1872 году, до «Радуги» и этюдов, созданных в период затворничества, когда художник удалился от общества — продолжал писать, но не показывал свои произведения широкой публике. Их представили только на посмертной выставке в 1913 году.

Факт 2. Раннее сиротство и нищета в детстве — на родине в Мариуполе ему приходилось пасти гусей, а первой работой с кистью была покраска забора. Архип Куинджи из тех людей, кто создал себя сам, вся его жизнь — борьба за намеченный план. Недаром в переводе с урумского (греко-татарского) языка его фамилия означает «золотых дел мастер». Дважды пытался поступить в Петербургскую академию художеств, был гениальным самоучкой. Когда к художнику пришли признание и слава, он купил на Васильевском острове в Санкт-Петербурге доходный дом, отремонтировал его и до конца жизни сдавал квартиры. Прибыль же пускал на благотворительность, как и большую часть гонораров за картины, — помогал бедным, направлял средства на выдачу ежегодных премий художникам. Сам же с женой жил очень скромно.

Факт 3. Две знаменитые ночи Куинджи смогут увидеть новосибирцы и гости города: «Лунная ночь на Днепре» (1880) — она приехала из Русского музея, а также вариант этой картины — «Лунная ночь» (1881) из постоянной экспозиции Новосибирского художественного музея. Ночь на полотнах Куинджи — невероятная, волшебная, магическая, потрясающая своим вселенским размахом и таинственностью. Куинджи умел подать свою работу — «Лунную ночь на Днепре» выставил в отдельном зале, задрапировал окна и осветил направленным светом саму картину. На выставке в НГХМ ночей целая серия — «Лунная ночь» (1890-е), «Сумерки» (1890–1895), «Лунная ночь на море. Крым. Этюд» (1876–1890), «Лунная ночь. Раздумье» (1876–1890), «Ночь на Днепре» (1890-е).

Факт 4. Настоящую сенсацию в своё время произвела картина «Берёзовая роща», эскиз-вариант которой привёз Русский музей. Светлое чувство покоя под сенью листвы соседствует с радостью, сверкающей пятнами солнечного света. Как говорил легендарный Иван Шишкин, «с этой картины картину можно писать». На выставке Товарищества передвижников в феврале 1879 года нашлись злопыхатели, которые уверяли, что картина написана на стекле и подсвечена электричеством. Все три картины Куинджи сразу после выставки приобрёл Павел Третьяков. А вот друг и коллега по цеху Михаил Клодт написал разгромную статью под псевдонимом, когда это выяснилось, Архип Иванович объявил о выходе из Товарищества художников-передвижников.

Факт 5. Прозрачная вода Ладожского озера, сказочные пейзажи острова Валаама, зелень и свет дубрав, заснеженные вершины Кавказа, бескрайний прибой и туман на море — пожалуй, никто из русских художников не чувствовал так мощно и образно природу в разных её стихиях, как Архип Куинджи. Он экспериментировал с красками, искал новые выразительные приёмы, от реализма уходил в символизм и модернизм. В одной из последних своих работ художник использует эффект просвечивающегося холста — так «Радуга» становится гимном красоты и величия мироздания.

 

Факт 6. Облака — ещё одна тема, которая волновала Куинджи. Он долго вынашивал мечту подняться и полететь над землёй. И вот в возрасте 56 лет, в 1898 году, он поднялся вместе со своими учениками на воздушном шаре в Париже — мечта сбылась! Во многих своих работах художник парит над землёй. Несколько полотен с облаками можно увидеть на выставке, самое впечатляющее так и называется — «Облако» (1900–1905). Огромное белое облако, зависшее над равниной, — символ небесной силы или портал в космические миры.

Факт 7. Ровно в полдень Архип Куинджи, будучи уже профессором-руководителем пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств, поднимался на крышу своего дома, и как только стреляла полуденная пушка в Петропавловской крепости, тысячи птиц слетались к нему. Ищите картину «Крыши. Зима» (1876)! «Он кормил их из своих рук, этих бесчисленных друзей своих: голубей, воробьёв, ворон, галок, ласточек. Казалось, все птицы столицы слетелись к нему и покрывали его плечи, руки и голову. Незабываемо было зрелище этого седого и улыбающегося человека, покрытого щебечущими пташками», — вспоминал один из учеников художника — Николай Рерих.

Выставка работает до 1 сентября.

Марина ШАБАНОВА | Фото Валерия ПАНОВА
back
up