30.11.23

История побеждает время

Дважды лауреат «Большой книги» Сергей БЕЛЯКОВ — о национальной идентичности, любви к истории и Льве Гумилёв

«Меня часто представляют как писателя, но сам я всегда был и остаюсь историком. И в своих книгах я ничего не сочиняю, все мои книги документальные. Историческая наука для меня — самое интересное, что есть на свете…» 

Писатель-историк и литературовед Сергей Беляков побывал в Новосибирске в качестве участника XIV Всероссийского литературного фестиваля «Белое пятно», прошедшего при поддержке министерства культуры НСО. Лауреат многих писательских премий, дважды лауреат Национальной литературной премии «Большая книга» — за монографию «Гумилёв сын Гумилёва» (2013) и документальный роман «Парижские мальчики в сталинской Москве» (2022). Его книга «Тень Мазепы: украинская нация в эпоху Гоголя», опубликованная в 2016 году, получила продолжение — «Весна народов. Русские и украинцы между Булгаковым и Петлюрой» (2019).

На фестивале «Белое пятно» состоялось несколько встреч Сергея Станиславовича с читателями. Судя по вопросам, большой интерес вызвали его взгляды на исторические события, работа над книгами и сами герои — Лев Гумилёв, Георгий Эфрон (Мур) и другие. Мы предлагаем фрагменты этого разговора с читателями.

Научный интерес

— Когда я поступил в университет, к нам, студентам первого курса, приходили преподаватели и заманивали на свои кафедры. Среди них был преподаватель кафедры новой и новейшей истории, он занимался очень популярным тогда предметом — балканистикой. 1998-й год, продолжается югославский кризис, через полгода будут натовские бомбёжки Белграда. Одним словом, тема была актуальная. Так я пришёл на эту кафедру, и тема моей диссертации связана с хорватским национализмом середины ХХ века. На самом деле все эти годы я занимаюсь по сути исследованием человеческой идентичности. И прежде всего национальной идентичности. Что делает немца немцем, украинца украинцем, хорвата хорватом, француза французом? Круг моих интересов широк, я занимался некоторыми спорными вопросами Второй мировой войны. До современности я, как правило, не дохожу, хотя герой книги «Гумилёв сын Гумилёва» — замечательный учёный Лев Николаевич Гумилёв — умер в начале 1990-х, я рассказал и о том, что было дальше. Жизнь замечательных людей не заканчивается с их смертью, она продолжается в их книгах, в их учениках и последователях.

Клио против Сатурна

— Меня часто представляют как писателя, но сам я всегда был и остаюсь историком. И книги пишу своеобразно — я в них ничего не сочиняю, все мои книги документальные. По-моему, я счастливый человек, потому что хожу на работу не то что как на праздник, историческая наука для меня — самое интересное, что есть на свете. И я счастлив, если удаётся заинтересовать моих читателей. Одна из задач истории — противодействовать забвению. Сам Лев Гумилёв, поскольку он был сыном двух великих поэтов — Николая Гумилёва и Анны Ахматовой, очень любил поэтические образы. У него есть такой образ — Клио против Сатурна. Муза истории Клио побеждает Сатурна, уничтожающего время. Так историки побеждают забвение и делают людей давно минувших эпох нашими современниками. Мы обсуждаем личную жизнь Александра Македонского, походы Наполеона Бонапарта или завещание Ленина (была когда-то такая актуальная тема). Лев Гумилёв был очень популярен в последние годы своей жизни, когда он умер в 1992 году, у его гроба стояли генералы, министры, очень известные люди. Сейчас, мне кажется, его читают несколько меньше, и одной из целей моей книги было вернуть интерес к Льву Николаевичу и к его пассионарной теории этногенеза.

О национальной идентичности

— Что делает русского человека русским? И не только русского, что нас отличает от других? Я думаю, что воспитание и культура. И прежде всего то, как человека учат воспринимать этот мир. Когда ребёнок рождается, начинается процесс его социализации. Его воспитывают папа с мамой, дедушка с бабушкой. Он ходит в детский сад, в школу, общается со сверстниками во дворе, приспосабливается к окружению, принимает те ценности и модели поведения, что распространены в его свете. Поэтому тот же Георгий Эфрон, сын Марины Цветаевой, который рос во Франции и сформировался как личность в Париже, в сталинской Москве воспринимается как иностранец. Хотя он прекрасно знает русский язык и литературу, в классе по этим предметам лучший ученик, но для всех он француз. Нашу национальную идентичность формирует наше окружение и прежде всего в детские годы.

Популярность нон-фикшн

— Интерес к нехудожественной литературе, к истории, к подлинному, по-моему, вполне естественный. Особенно в мире, где очень много выдуманного, много фейков, много ненадёжного. Человек от природы своей стремится знать правду, знать, как было на самом деле. Задача историка в том и заключается — рассказать, как это было. История сейчас действительно вызывает большой интерес. В августе в Екатеринбурге проходил книжный фестиваль «Красная строка», в программе было две лекции историков: профессора Владимира Земцова, который рассказывал об Урале в Отечественной войне 1812 года, и профессора Александра Чудинова — крупнейшего в России специалиста по истории Великой французской революции. Погода была дождливая, но на этих лекциях залы были полные.

Гибель Мура

— Архив Марины Цветаевой был закрыт до 2000 года, когда его открыли, знакомиться с материалами пошли исследователи, начались открытия. Одним из открытий стали дневники Георгия Эфрона (Мура), которые опубликовали в 2005 году. По совету мамы я купил эту книгу, но отложил, потому что был занят другим. Когда пять лет спустя снова взял её в руки и стал читать, понял, что это материал для меня. Потому что это уникальный дневник — подробнейший интимный дневник человека, который вырос на границе культур — русской и европейской, русской и французской. Человека, который рассказывал о своих самых сокровенных мыслях и чувствах. Я стал этим заниматься, написал статью о Муре и его друге Мите Сеземане для журнала «Новый мир», потом решил писать книгу о русских, которые оставались за границей, становились французами, чехами или возвращались. Я думал, о Муре будет одна или две главы, но скоро понял, что надо написать книгу, потому что материала было очень много.

Дописывал я книгу в декабре 2020 года, уже отправил её издателям. Потом был день рождения моей дочери. И после я пошёл в библиотеку, чтобы проверить, точно ли локализовал место, где родился Мур? Деревня Вшеноры под Прагой, как шёл до них вызванный на роды доктор Альтшулер — всё было правильно. Но я нашёл факт, который сначала ускользнул от моего внимания: в момент его рождения на полу возле кровати вспыхнул спирт. Первое, что он увидел — это пламя. И последнее, что было в его жизни, — вспышка, когда немецкая бомба попала в грузовик, который увозил Георгия и его товарищей, раненых, с поля боя 7 июля 1944 года. Дело было на севере Витебской области, Георгий Эфрон участвовал в знаменитой операции «Багратион», был автоматчиком. Жизнь между двумя вспышками.

Тень Мазепы

— Книга «Тень Мазепы», как я сейчас понимаю, — моя самая ценная книга, но когда я её дописал, мне хотелось отправить своему редактору сообщение: не получилось, давайте я перепишу. Украинская тема для меня важная, сам я не украинского происхождения, хотя мой отец родился в Одессе. Но мне с детства нравился украинский быт. Откуда я о нём узнал? Как все дети моего поколения — из «Вечеров на хуторе близь Диканьки» Николая Васильевича Гоголя. В 2013-м году, когда я вышел в финал «Большой книги» в первый раз, а финалистов этой премии возят по городам России, мы поехали в Оренбург, куда в своё время Шевченко был отправлен в солдаты за свою действительно страшно оскорбительную поэму «Сон». В Оренбурге есть мемориальный Музей-гауптвахта Шевченко. Мы побывали в нём, а потом отправились в библиотеку, и там на встрече были те, кто не знал о таком музее. И я захотел рассказать и нашим людям об украинцах, с одной стороны, а с другой — сам понять, кем они были во времена Гоголя. Так родилась эта книга, а потом её продолжение — «Весна народов», в которой я дошёл до 1920 года. Это взгляд, конечно, русского человека.

ТЕОРИЯ ЭТНОГЕНЕЗА

Пассионарная теория этногенеза Льва Гумилёва описывает исторический процесс как взаимодействие развивающихся этносов с вмещающими ландшафтами и другими этносами. «Эта теория даёт достоверное объяснение тому, почему народы появляются и исчезают. Таким образом, она позволяет судить не только о прошлом, но и о настоящем, прогнозировать будущее, лучше понимать те процессы, которые происходят сейчас в России, в Европе, на Ближнем Востоке, в Индии, в Китае. Я убеждён, что теория Льва Гумилёва будет важным научным инструментом в изучении мира, в изучении событий дня сегодняшнего», — уверен Сергей Беляков.
Марина ШАБАНОВА | Фото Валерия ПАНОВА
back

Материалы по теме:

22.11.23 Парижские мальчики в белом

24–26 ноября в Новосибирске пройдёт Всероссийский литературный фестиваль «Белое пятно»

30.10.23 Готовим своё сердце

25–27 ноября в Новосибирске в 14-й раз пройдёт Всероссийский литературный фестиваль «Белое пятно»

29.11.22 Фантастике — быть!

Блогеры-краеведы новой волны, тиражи сибирской фантастики и донбасская поэзия под пулями — в Новосибирске завершился литературный фестиваль «Белое пятно-2022»

24.11.22 Белые ночи и дни

Новосибирцев приглашают на встречи с питерскими поэтами и писателями — 25 ноября стартует фестиваль «Белое пятно»

up