Увезу тебя я в тундру
В краеведческом музее можно увидеть настоящую Чукотку и «прикоснуться» к артефактам, которые насчитывают несколько тысячелетий
Национальные костюмы жителей Чукотки — отдельный вид искусства.
Чукотка — это белые ночи, северное сияние, десять месяцев зимы, бескрайнее очарование тундры и суровая романтика людей с обветренными лицами, работающих в геологических экспедициях. Заколдованное место: здесь нет дорог, а попасть сюда можно только по воздуху и иногда морем, но и то только с третьей-четвёртой попытки, ибо погодные условия непредсказуемые. Жить здесь сложно даже закалённым сибирякам: вечная мерзлота и трескучие морозы вместе с пронизывающим ветром — ещё то испытание. Однако первые люди пришли сюда около 50 тысяч лет назад — это были охотники из Центральной и Восточной Азии — предки современных эскимосов, чукчей, юкагиров и коряков. Древние народы приспособились к экстремальным условиям и создали свою «технологию выживальщика» с помощью природных материалов: шили одежды из меха и шкур животных, а предметы быта и охоты мастерили из бивней моржей, китового уса и рогов оленей. Про всё это рассказывает новая выставка Новосибирского краеведческого музея «Знакомьтесь — Чукотка», которую наши музейщики организовали совместно с Музейным центром «Наследие Чукотки» и Государственным музеем искусства народов Востока — при поддержке министерства культуры Новосибирской области.
В своих работах косторезчики воспевают неразрывную связь человека и природы.
Московский Государственный музей искусства народов Востока предоставил 49 экспонатов, включающих изделия из кости и археологические находки, а из коллекции музейного центра «Наследие Чукотки» в Анадыре были переданы этнографические костюмы и предметы быта. Специально был разработан маршрут длиной 4 000 км — с учётом особенностей рельефа каждого региона и актуальных погодных условий. Все экспонаты были помещены в герметичные и ударопрочные кофры, где поддерживался температурный режим выше +15 градусов. Когда везёшь артефакты, созданные древними эскимосами несколько тысячелетий назад, тут особый подход нужен.
Коренные жители Чукотки освоили искусство резьбы по моржовым бивням как минимум в первых веках нашей эры, но изделия того времени поражают своей искусной проработкой деталей и разнообразием орнаментов. Этот полуостров был и остаётся перекрёстком культурных традиций, куда проникали разнообразные влияния с юга вдоль побережья Тихого океана, с запада через Якутию и из Нового Света через Берингов пролив. Жители Чукотки всегда охотились на моржей, а их бивни — прекрасный материал для резьбы. Ну а причина, по которой косторезное искусство получило на Чукотке такое развитие, очень проста — на морских побережьях этого сурового края не растут деревья. Поэтому, когда древние эскимосы вышли на побережье Чукотки, им пришлось довольствоваться моржовыми бивнями.
Шутка и ирония — как средство от мороза.
Причём нижнюю меховую рубашку чукчи надевают ворсом внутрь на голое тело, а мездру непременно окрашивают охрой или настоем коры ольхи в красный цвет. Кстати, для каждого возраста есть особенности покроя и шитья кухлянок: молодёжь предпочитает щеголять в коротких рубахах, а пожилые чукчи носят длинные. Раньше на кухлянки надевали нагрудники, которые защищали одежду от обмерзания при дыхании, но сейчас перешли на «русские шарфы», которые завезли на Чукотку геологи. Одним словом, выставка получилась в краеведческом музее очень самобытной, красивой и информативной — от неё веет особым чукотским снежным духом, где небо звенит северным сиянием и оживают мифы о божественной силе наргынэн, которая приходит на помощь отважным людям в их суровом мире.
Настоящие артефакты — предметы раннего быта.