29.07.24

Город из снов

Журналист и фотограф Яна КОЛЕСИНСКАЯ — о красивом и некрасивом Новосибирске, юбилейной выставке и импрессионизме в фотографии

ДОСЬЕ
Яна КОЛЕСИНСКАЯ
Журналист, театральный критик, фотохудожник, педагог. Член Союза фотохудожников России. Окончила факультет журналистики УрГУ, работала в газетах «Момент истины», «Честное слово», «Новая Сибирь», «Новосибирские новости», на порталах «Культура Сибири», «Сибкрай», «Сибнет», публикуется в интернет-журнале «Сибирский полис». Автор сборника «Театр начинается с актёра» и книги «Звук натянутой струны. Артист театра “Красный факел” Владимир Лемешонок на сцене и за кулисами», руководитель детской фотостудии «Птичка».

В канун дня рождения Новосибирска в галерее «Формуляр» Областной научной библиотеки открылась фотовыставка «Город, которого нет». Художественные кадры, на которых Новосибирск запечатлён фантастическим городом из сновидений, представила известный журналист и фотограф Яна КОЛЕСИНСКАЯ. Автор пяти персональных проектов на тему театра, один из которых — «Режиссёры: арт-портрет» — экспонировался в Новосибирском краеведческом музее и был отмечен премией «Парадиз» в 2019 году, а кадры из серии «Процесс» получили Гран-при международного конкурса «Театр в объективе-2021».

И вот новая тема — город, хотя для самой Яны она не новая. «Я считаю долгом каждого уважающего себя фотографа приукрашивать в своих работах город, где он живёт, раз мы не в силах его украсить», — заметила она. О городе, его людях, театральных деятелях и художниках она пишет и снимает много лет. На открытии фотовыставки ей вручили медаль мэрии Новосибирска «За труд на благо города». Среди награждаемых были и известные фотографы Анна Маслова, Андрей Баулин, Антон Веселов. Вручал медали председатель Новосибирского отделения Союза фотохудожников России Евгений Иванов.

Выставка работает до 24 августа (2-й этаж НГОНБ, ул. Советская, 6). Вход свободный.

— Яна, как фотохудожника тебя знают по театральным проектам. Как тебе пришла идея сделать фотовыставку о Новосибирске?

— Это не идея, просто мой личный юбилей совпадает с Днём города — или почти совпадает. Каждый фотограф снимает город, в котором он живет; стрит-съёмка — основное направление нашего фотоклуба «Практика». У руководителя клуба Павла Мирошникова было несколько фотовыставок о Новосибирске, он делает потрясающие фотографии — с любовью и к деталям, незаметным в повседневной суете, и к жителям, создающим интересные ситуации. А я решила сделать фотовыставку без деталей и без людей — совершенно отстранённые от действительности картинки с налётом импрессионизма.

Раньше у меня созревал несколько иной замысел. Много лет назад я стала снимать новостройки, когда строительство жилья в Новосибирске ещё не достигло таких катастрофических масштабов, и это ещё радовало — строится дом, будет ухоженный квартал, заселятся новосёлы. Это сейчас даже слепому ясно, что бездумная застройка Новосибирска привела к необратимым последствиям. А тогда у меня появилась идея отразить процесс строительства дома, и началось всё с личного интереса.  

Мы с мужем 10 лет назад решили улучшить наши жилищные условия. Чтобы не влезать в долги, купили квартиру на стадии котлована — как раз рядом с нашим домом на Большевистской застройщики осваивали пустырь на берегу Оби. И мне было интересно это всё запечатлевать: сначала яма, потом один за другим появлялись этажи, дом рос на наших глазах, каждый день я наблюдала этот процесс. Фотографировала с разных точек, на фоне неба, через пожухлые заросли травы, с радугой над крышей, в снегопад, в дождь. К тому моменту, когда наш дом был построен и мы в него въехали, я сделала календарь с кадрами строительства. У нас есть семейная традиция: я дарю мужу на Новый год большой календарь, сделанный из моих фотографий, в основном кадров из наших путешествий, а тут получился календарь нашего дома — с начала строительства до завершающего портрета.

— Идея потрясающая. И вполне могла уйти в тираж.

— Я не умею договаривается с соответствующими структурами, никаких коммерческих замыслов в силу моей экономической тупости не вынашиваю. В тот период у меня не было возможности надолго уезжать из Новосибирска, и я решила дальние путешествия заменить ближними. Я гуляла по новостройкам и наблюдала появление кварталов — «Марсель», «Европейский берег», «Ясный берег», Горский микрорайон, Северо-Чемской… Мне было интересно прослеживать рождение дома, а заодно приёмы композиции отрабатывать на этой теме. Например, безликая бетонная коробка, а на первом плане яркие подсолнухи, или собачка на стройплощадке, или стена в рамке железных ворот. Постепенно до меня стало доходить, что что-то пошло не так. Сейчас освещать строительство в нашем городе можно только через критическую оптику, для рубрики «Искалеченный Новосибирск».

— Казалось бы, что плохого, что строительство жилья растёт? Если бы оно ещё было качественным, человечным и комплементарным городу, существующей архитектуре.

— Возьмём один пример, чтобы в капле увидеть море. На чётной стороне улицы Большевистской есть небольшой участок, о котором можно было говорить (непременно в прошедшем времени) как об архитектурном ансамбле 1950-х годов. Правда, школа, построенная в прошлом веке, обезображена сайдингом, тем не менее это, можно сказать, историческое здание. Рядом с ней так и просился небольшой скверик, но это из области неосуществимого. Одна великолепная, преуспевающая, расцветающая компания, разумеется, московская, с соответствующим названием, втиснула очередную высотку впритык к школе. Получилось не пришей к чему-то что-то. И так по всему городу. Бороться с этим бесполезно. Снимать социальный репортаж ещё бесполезнее.

В итоге я испытала такое отвращение к новостройкам, что убрала свои наработки подальше, они так и лежат в архивах невостребованными, может, для истории пригодятся. Мне гораздо интереснее не натыкаться на острые углы, не становиться в очередной раз свидетелем безобразия, а придумывать город, которого нет.

— Иными словами, ты создавала «параллельную вселенную»?

— Можно ходить на субботники, засучив рукава, разгребать мусор на берегу и при этом понимать, что это бесполезно, от тебя ничего не зависит, это капля в море, рыба гниёт с головы… Или ругать себя и мужа, что мы не переехали в другой город, в котором жить не стыдно. А можно создавать свою параллельную вселенную, хотя это сильно сказано. Лучше скажу так: если мы не в состоянии украсить свой город, ведь это не дачный участок, где мы распоряжаемся, то мы будем его приукрашивать. Между прочим, ас высотной съёмки Слава Степанов — новосибирец, переехавший в Москву, — показывает города не такими, какие они есть, а как сказал бы Костя Треплев в «Чайке», как они представляются нам в мечтах. Он их показывает как сказочный мир, превращая фотографию в великолепную картину, от которой глаз не оторвать. Я просто придумываю красивые картинки для услады глаз.

— В Новосибирске есть очень красивые здания, тот же театр оперы и балета. Он и на твоей выставке есть — в сюрреалистическом виде. И его пришлось украшать?

— Его, конечно, украшать не надо, но здесь другой интерес — снять не так, как это делают все, потому что самая распрекрасная красота при тиражировании становится банальностью. Этот кадр был снят давно — расплывчатый купол с какими-то извилистыми линиями. Наверное, именно с этой картинки и начался город, которого нет. Отдалённо напоминает оперный театр, чуть-чуть узнаваем, и всё-таки такого не бывает. Вообще-то фотография, если она не документальная — большая ложь с позитивной коннотацией.

— И с ребятами из детской студии «Птичка» вы снимаете город, приукрашивая его?

— Мы с моими «птичками» делаем по три-четыре выставки в год. Каждая выставка — отдельная тема, отдельный подход, отдельный жанр. То есть мы давно ушли от «я тебя слепила из того, что было». Направляю их, задаю им вектор, помогаю придумать тему, найти новые повороты. Выставка по архитектуре «Архитектон» у нас уже была, этот альбом и сейчас можно посмотреть в нашей группе в соцсети «ВКонтакте», но если фотограф развивается, то идёт к сужению темы. И мы решили снимать НОВАТ снаружи как архитектурное чудо.

Для начала я собрала из интернета красивые картинки, всевозможные открыточные виды и показала на занятиях: запомните, как это снято, можете повторить, чтобы потренироваться, но для выставки мы должны сделать что-то непохожее, с упором на ракурсную съемку. Например, фронтальная композиция, вход в театр, ступеньки и лампочка над входом через снежную завесу, — это очень красиво, смотрите, какая фактура у стены, и как она сочетается со снегом и другими элементами. А теперь приближаемся — и фиксируем внимание на ручке двери в виде медвежьей фигуры. Теперь отправляйтесь в свободное плавание. Ходили мы вокруг театра, мёрзли, убегали греться. В результате появилась выставка «Оперный театр. Первое приближение».

— Где её можно посмотреть?

— В электронном варианте — в альбомах нашей группы, в напечатанном — в данное время экспонируется фойе в ДК Краснообска. Это пространство, где мы обычно выставляемся. Там есть не только реалистические снимки, где театр узнаваем, а и совершенно неузнаваемый оперный, например, отражающийся в лобовом стекле автомобиля, припорошённом снегом. Когда руководишь процессом, то лучше не отвлекаться на собственную съёмку, а прийти потом одной, в другое время суток и в другое время года. Как говорится, красив и летом, и зимой Новосибирск родной.

— Твой импрессионизм в фотографии повторить сложно, и всё-таки поделись секретами. 

— Мне хотелось показать город не в открыточном виде, а как будто он приснился мне в сюрреалистическом сне, или, может быть, я, уехав далеко, вспоминаю его. Или это город моего детства, когда он казался мне самым прекрасным городом на земле, и я водила младших подружек на экскурсии по Красному проспекту, основательно подготовившись к ним с помощью книжек. Это взгляд на Новосибирск в стремительной карусельной круговерти, сквозь полуприкрытые ресницы, боковым и расфокусированным зрением, в бестолковом вихре дружеского веселья. Мультиэкспозиция, размытость, наложения, отражения — что-то эдакое, потустороннее. Хотя есть кадры, в которых ничего не приукрашено.

Допустим, отмечали мы Новый год с моим любимым фотоклубом «Практика», который является для меня главной сферой общения, — все весёлые, все заняты друг другом, поздравлениями, конкурсами, а я выпала из реальности. Посмотрела в окно, а там — крупные хлопья снега, медитативное зрелище, сквозь снегопад просматриваются окна и стена противоположного дома, в окне отражения, блики… Всё это слилось в новогоднюю завораживающую и потустороннюю картину… Есть моменты, которые не нужно приукрашивать, просто их нужно увидеть, отключившись от всего прочего, отстранившись, и выхватить эту картинку, сфокусировавшись на ней. Так и бродим мы с фотоаппаратом, отворачиваясь от чего-то, с чем не в силах бороться, и фокусируясь на прекрасном.

Марина ШАБАНОВА | Фото Виктора ДМИТРИЕВА, Павла МИРОШНИКОВА и Яны КОЛЕСИНСКОЙ
back
up