28.05.24

Искусство и душа

Кто стоял у истоков Новосибирского художественного музея, как там оказались картины Рериха и что оставил в дар музею искусствовед Павел Муратов?

Имя известного искусствоведа Павла Дмитриевича Муратова (1934–2020) неотделимо от истории создания художественного музея в Новосибирске, первым научным сотрудником которого он был. В 1957 году Министерство культуры РСФСР издало приказ об основании Новосибирской картинной галереи — и тут же началось формирование её коллекции. В этой удивительной, нелёгкой работе именно Павлу Дмитриевичу принадлежала ведущая роль.

30 мая исполнится 90 лет со дня рождения искусствоведа Павла Муратова, одного из создателей собрания Новосибирского государственного художественного музея.

— В Новосибирске не было значительных частных собраний, в которых хранились бы произведения выдающихся мастеров XVIII–XIX столетий и которые могли бы перейти в фонд открывающейся галереи. А основатели музея стремились создать именно коллекцию классического русского искусства, видя в этом важную просветительскую задачу. Решение такой задачи Павел Дмитриевич Муратов взял на себя, — рассказывает учёный секретарь Новосибирского государственного художественного музея Светлана Голикова.

В то время Павел Муратов был совсем молодым человеком — немногим старше 20 лет. Однако энергия и энтузиазм начинающего музейщика дали очень серьёзные результаты. Вместе со своими товарищами и единомышленниками — новосибирскими художниками Н.Д. Грицюком, Л.Н. Огибениным, Х.А. Аврутисом, Н.Н. Мотовиловым — он совершал многочисленные поездки в Москву и Ленинград, вёл переговоры в столичных музеях и Министерстве культуры, настойчиво добиваясь передачи экспонатов в Новосибирск. При его участии в фонд только что возникшей галереи вошли картины В.Л. Боровиковского, К.П. Брюллова, В.А. Тропинина, В.М. Васнецова, И.И. Машкова и других знаменитых мастеров. Эти произведения и поныне составляют основу собрания классического отечественного искусства в Новосибирском государственном художественном музее.

Научный сотрудник П.Д. Муратов в первой экспозиции Новосибирской картинной галереи. Конец 1950-х

Коллекция работ Николая Рериха, жемчужина постоянной экспозиции музея, окружена легендой о её приобретении. В поздние годы своей жизни художник выражал желание, чтобы часть его наследия нашла своё место в музее одного из сибирских городов неподалеку от Алтая. Он видел в Алтае центр пересечения, взаимодействия древних культурных традиций Востока и Запада; эта мировоззренческая идея, важная для Рериха, воплотилась в его философских и живописных трудах. В 1957 году сын художника, Юрий Рерих, привёз произведения отца на родину, стремясь определить их дальнейшую судьбу. Волею случая узнав об этом, Павел Муратов сразу предпринял шаги, чтобы убедить Юрия Николаевича передать часть наследия Рериха в Новосибирск.

В архиве художественного музея сохранилась мемуарная запись Павла Муратова: «Я много раз встречался и беседовал с Ю.Н. Рерихом в Москве. Юрий Николаевич спросил меня: “А вы можете дать мне гарантийное письмо о том, что все картины Николая Константиновича будут находиться в постоянной экспозиции?” Я тут же позвонил в Новосибирск. Пришли две фототелеграммы от Л.Н. Огибенина как директора картинной галереи и от Союза художников. Я отдал их Юрию Николаевичу, и тогда он просил Министерство культуры передать шестьдесят работ Н.К. Рериха Новосибирску». Эта мемуарная запись свидетельствует о том, какую важную роль сыграл П.Д. Муратов в истории новосибирской рериховской коллекции. Благодаря его усилиям и преданности искусству и музею Новосибирск стал обладателем подлинного художественного сокровища, которое и сейчас привлекает внимание зрителей.

Одним из самых ярких эпизодов жизни Павла Дмитриевича стали его поездки по городам Сибири, которые он предпринял в начале 1960-х годов, стараясь разыскать художников, работавших в 1920–1930-е годы, или их наследников, собрать уникальные сведения о творчестве и истории жизни этих зачастую совершенно забытых мастеров. В этих встречах проявилась не только его невероятная исследовательская целеустремленность, но и особенные личностные качества, которыми он заслужил доверие своих собеседников. Немало произведений, подаренных ему старыми художниками, Павел Дмитриевич передал в музей, уже не будучи его сотрудником.

— Хотя Павел Дмитриевич Муратов проработал в галерее всего несколько лет, его влияние на жизнь музея ощущается до сих пор. Он сохранял неизменный интерес к музею вплоть до последнего времени своей жизни. Был частым гостем на открытиях выставок и просто приходил, чтобы обсудить наши музейные дела, — делится воспоминаниями Светлана Голикова.

Научный сотрудник Новосибирской картинной галереи П.Д. Муратов. Первые картины. 1958 (слева). Павел Дмитриевич Муратов (справа).

Собирая произведения для музея, Муратов и сам был страстным коллекционером. Многие художники дарили ему свои работы в знак дружбы и уважения. «Коллекция Павла Дмитриевича не просто радовала его, она была источником его исследовательской работы», — продолжает Светлана Голикова. В 2006 году это большое, цельное собрание, содержащее картины, графические листы и скульптуры Н.Д. Грицюка, Л.Н. Огибенина, О.Л. Гинзбург, Н.П. Хомкова, Н.А. Толпекиной, А.М. Ананьина, И.А. Табакова, В.Е. Семеновой, В.В. Телишева, Е.Ф. Грунской и других известных сибирских художников, Муратов подарил Новосибирскому государственному художественному музею.

Павел Дмитриевич был наделён редким даром внимания к людям. Этот дар делал совершенно особенными его профессиональные размышления: они отличаются не только непринуждённой, естественной живостью слога, но и непременной потребностью в понимании того человека, чьё творчество становилось для него предметом изучения. Герои его книг и статей, жившие в далёкое время, были для него такими же реальными, как и настоящие собеседники. А собеседников у Павла Дмитриевича было множество.

Его мастерская (для друзей — «конура») никогда не пустовала. Узкая, тесная комната, переполненная книгами, где гости сидели на старом сундуке, скрывающем в себе архивные сокровища, неудержимо влекла к себе самых разных посетителей. Беседы в «конуре» становились для них источником величайшего удовольствия. Павел Дмитриевич никогда не уставал от этих разговоров, для него они были важнейшей частью жизни. Он щедро делился своими мыслями и знаниями, вдохновлявшими людей, окружавших его.

«Эти беседы были величайшим подарком судьбы для тех, кому они были даны. Удивительное счастье общения с очень глубоким, мудрым и добрым человеком. Доброта и мудрость вошли и в его профессиональную жизнь. Они красной нитью прошли через все его труды», — говорит Светлана Голикова.

Павел Дмитриевич был не только учёным, но и педагогом. На протяжении многих лет он преподавал в Новосибирской государственной консерватории, на художественно-графическом факультете Новосибирского государственного педагогического института, в Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии. Однако подлинными его учениками стали не только студенты, но и сотрудники музеев Новосибирска и других сибирских городов. Многие из них считают Павла Дмитриевича своим наставником и с благодарностью помнят о нём.

Елена ЯКОВЛЕВА | Фото предоставлены НГХМ
back
up